урок по литературе на тему Т Молдагалиев "Отец"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока по литературе  по ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Т. Молдагалиев «Отец». «Ата»

Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведением Т. Молдагалиева «Отец». Работать над текстом, учить детей находить ответы по тексту, уметь делать выводы, сравнивать, работать над техникой выразительного чтения. Применять дополнительный материал.
  2. Расширять кругозор детей, обеспечить развитие активной деятельности на уроке, самостоятельности, технике выразительного чтения и речи учащихся.
  3. Воспитывать чувства уважения к людям военного поколения, их веру в торжество справедливость и правды на Земле.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Приемы: рассказ, беседа, чтение стихов, выборочное чтение, работа с книгой.

Формы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: портрет писателя, Портреты А. Молдагуловой и М. Маметовой, выставка книг о ВОВ.

                                                      Ход урока.

  1. Организационный момент

 « Долгожданный дан звонок.

Все собрались на урок.

По местам все дружно встали

Головой сделали кивок»

  1. Проверка домашнего задания

-Чтение стихотворения К. Жумагалиева «День Победы»

-Скажите, почему наша страна празднует День Победы?

( ответы детей)

        Читает стихотворение ученик:

      «Война-короче нету слова.

        Война-печальней нету слова.

        Война- свете нету слова.

        В тоске и славе этих лет,

        И на устах у нас иного

        Еще не может быть и нет.»

- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Хотя прошло много лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

Девиз нашего урока « Никто не забыт, ничто не забыто». –Как вы понимаете эти слова?

  1. Постановка ТДЦ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Туманбая   Молдагалиева  -лаурета Государственной премии Ка. ССР, премии Ленинского Комсомола Республики, «Отец»

       4. Знакомство с новой темой.

Туманбай Молдагалиев родился в 1935 году в Алматинской области. Окончил Каз.ГУ филологического факультета и работал в редакциях журналов «Пионер», «Балдырган», в издательстве «Жазуши», был главным редактором альманаха «Жалын»

- Стихотворение «Отец» написано автором под личным воспоминания и впечатлением. Ему было 6 лет, а он уже считал себя джигитом, проявил большую выдержку и самообладанием, чтобы не расстраивать отца своим рыданием. Даже после похоронки он не смог смериться с мыслью о гибели отца, не потерял надежды на его возвращение.

      Работа над стихотворением.

-Послушайте стихотворение и подумайте, когда оно было написано: во время ВОВ или после ее окончания.

( чтение учителем)

- Читают дети самостоятельно про себя.

-Чтение второго столбика

-О какой черте характера мальчика здесь говориться?

(сильный, выдержанный)

-Почему сын прятал от отца слезы?

(видел, как отцу тяжело было оставлять семью)

Творческая работа.

-Какую картину вы бы нарисовали к 2-3 столбику?

-Каким изобразите отца? Мать? Мальчика? Где он стоит?

-Какое у него лицо? Какие глаза?

-Найдите в стихотворении и прочитайте. Поверил ли сын в гибель отца после получения похоронки?

(читает один ученик)

- Как вы понимаете такие слова: «Забыть его хоть на мгновенье- его на веке потерять»

-Какая сила помогает сыну ждать своего отца?

 Сравнение со стихотворением К. Симонова «Жди меня»

-Чтение стихотворения детьми.

-Что объединяет эти два стихотворения?

(ответы детей)

     5.Закрепление.

Чтение стихотворения «Отец» по цепочке.

- Как люди  хранят память о защитниках Родины?

- В центре Алматы сооружен памятник двум девушкам казашкам, Героям Советского Союза. Одна из них Маншук Маметова, а другая Алия Молдагулова.

Чтение стихотворения учеником:

«Песня светла и быстра

Память, как вечность сильна.

В бронзе казашка – сестра

Сердце щемит тишина.

- В Москве в Пермском районе один из проспектов назван именем Алии Молдагуловой. Ее именем названа улица и в городе Алматы. А там, где она родилась ее именем носит местная школа.

(рассказ детей о героях)

- Маншук Маметова детские годы и годы юности прожила у своей тети в Алматы. Училась в школе, затем в Медицинском институте. Учебу в институте Маншук удачно сочетала со спортом, занималась стрельбой. Маншук отдала жизнь за Родину. Совсем короткую (21 год). Но она не умерла, как  и все другие, погибшие в боях. Герой Советского Союза Маншук Маметова живет в памяти людей.

- Как вы думаете, один мальчик остался без отца или много таких детей?

-Можно сказать, что стихотворение написано обо всех воинах, которые защищали нашу Родину от врагов во время ВОВ?

6.Итог урока.

- С каким автором и произведением мы познакомились?

-Чему учит это произведение?

7.Домашнее задание.

Стр.154-155 читать выразительно.

-Спросить, как война отразилась на вашей семье?

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока башкирской литературы на тему "Уфа -столица нашей республики"

Урок на башкирском языке по развитию речи. Построен на основе ФГОС. Будет полезен учителям начальных классов....

Мультимедийная презентация к урокам дагестанской литературы на тему " Жизнь и творчество классика дагестанской поэзии Ирчи Казака "

Мультимедийная презентация  к урокам  дагестанской литературы   на тему " Жизнь и творчество классика дагестанской поэзии Ирчи Казака "...

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Презентация к уроку по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."

Презентация к открытому уроку по литературе в 3 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."  разработана в соответствии с техно...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: "Капалуха". Школа России

Технологическая карта по литературному чтениюТема урока: В. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развива...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: "Знакомство с названием раздела". Школа России

Технологическая карта по литературное чтениеТема урока: «Знакомство с названием раздела»Цели урока: ознакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мыш...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: В.Ю. Драгунский "Он живой и светится" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Тип урока: открытие нового знанияЦель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научит...