Урок обучения грамоте - чтение по теме "Звуки [ х ] , [ х’ ]. Буквы Х, х"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока и технологичекая карта урока обучения грамоте - чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок обучения грамоте – чтение
1 КЛАСС
Тема: Звуки [ х ] , [ х’ ]. Буквы Х, х.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Технология: субъективизация, комплексное, интеллектуальное развивающее обучение младших школьников.
Анализ внешних связей урока:
Данный урок первый в изучении звуков [ х ] , [ х’ ] и букв Х, х. Связан с предыдущим уроком, продолжает знакомство со звуками и буквами, их обозначающими. Связан и с последующими уроками, где будет продолжена работа по изучению звуков и букв, по развитию навыка чтения, по умению давать звуко-буквенную характеристику словам. Занятие соответствует календарно – тематическому планированию.
Триединая дидактическая цель:
- образовательный аспект:
* Познакомить учащихся со звуками [х] , [х’] и буквой, которая их обозначает;
* учить детей отличать звуки [х] , [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв;
* учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
- развивающий аспект: развивать речь, мышление, воображение, способствовать развитию умения анализировать и делать выводы;
- воспитательный аспект: воспитывать интерес к чтению, уважение к людям различных профессий.
Прогнозируемый результат: : дети должны познакомиться со звуками [х] , [х’] и буквой, которая их обозначает; научиться отличать звуки [х] , [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Дети должны узнать о некоторых профессиях человека, осознать важность любой профессии.
Структура урока:
- оргмомент
- мобилизующий этап
- актуализация знаний, целеполагание
- знакомство со звуком
- знакомство с буквой
- чтение слогов
- чтение слов
- чтение текста
- итог урока
- рефлексия
Основные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная
Основные методы обучения: частично-поисковый и проблемный
Оборудование: учебник Андрианова Т.М. «Букварь», издательство «Астрель», 2007г. Карточки- условные обозначения для характеристики звуков.
Синие и зелёные квадраты у каждого ученика.
Картинки - иллюстрации с изображениями представителей профессий (хлебороб, художник, хоккеист, хирург, химик).
Карточка - образец написания печатной и письменной заглавной и строчной буквы Х.
Звуки [ х ] , [ х’ ]. Буквы Х, х.
- Мобилизующий этап.
- Урок чтения. Начнём с блиц-опроса. О ком идёт речь?
- Врач, который делает операции. (Хирург)
- Земледелец, который выращивает хлеб. (Хлебороб)
- Человек, который пишет картины.
- Человек, который изучает состав и свойства различных веществ, смешивает их между собой, получая новые вещества. ( Химик)
- Этому спортсмену не обойтись без коньков, клюшки и шайбы. (Хоккеист).
(После каждого ответа учитель показывает картинки с изображением представителей данной профессии. Коротко говорит о значимости данной профессии.)
- Повторите все слова-отгадки. Что объединяет их по смыслу? (Профессии)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о различных профессиях.
- Вывод темы и цели урока.
- Разделите эти слова на 2 группы, ориентируясь на первый звук в них.
- Назовите слова 1-ой группы и объясните, по какому принципу вы их объединили. (Хлебороб, художник, хоккеист. Эти слов начинаются с твёрдого звука [х]. )
- Назовите слова 2-ой группы и объясните, по какому принципу вы их объединили.
(Хирург, химик. Эти слов начинаются с мягкого звука [х’]. )
- Учитывая признаки деления слов на группы сформулируйте тему урока.
(Тема урока «Звуки [х] , [х’] и буква, которая их обозначает.» )
- Учитывая тему урока, сформулируйте его цель.
(* Познакомиться со звуками [х] , [х’] и буквой, которая их обозначает;
* учиться отличать звуки [х] , [х’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв;
* учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)
- Знакомство со звуком.
- Познакомимся с новым звуком. Вспомните слова 1-ой группы. Будем работать со словом, который имеет согласный, всегда твёрдый звук. (Художник)
- Произнесите слово, выделяя 1-ый звук в нём. Охарактеризуйте данный звук. (Согласный, глухой, твёрдый.)
- Вспомните слова 2-ой группы. Назовите слово, в котором есть два одинаковых согласных звука. (Хирург)
- Произнесите слово, выделяя 1-ый звук в нём. Охарактеризуйте данный звук. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Дайте сравнительную характеристику этим звукам. (Звуки [х] , [х’] –согласные, глухие, звук [х] – твёрдый, а звук [х’] – мягкий.)
-Мы познакомились со звуками [х] , [х’], сейчас поучимся составлять слова с ними. Поиграем в игру «Снежный ком». Называйте по одному слову, в котором есть звук [х] или [х’] и повторяйте все предыдущие слова, сказанные до вас.
- Физкультминутка.
- Мы продолжим работать со словами ХИРУРГ и ХУДОЖНИК. Я буду называть различные слова. Если названное мной слово ассоциируется у вас со словом ХИРУРГ, то вы приседайте. Если названное мной слово ассоциируется у вас со словом ХУДОЖНИК, то выполняйте наклоны в стороны. А если в моём слове вы услышите звук [х] или [х’], вы ещё хлопните в ладоши.
- Называю слова: скальпель, кисти, вата, холст, краски, медицинский халат, художественная гуашь, бинт, охра, художественный музей.
- Знакомство с буквой.
- Мы познакомились со звуками [х] , [х’]. Кто знает, какой буквой они обозначаются?
- На доске частички букв. Соедините их между собой так, чтобы получилась буква Х.
- Какая эта буква? (Согласная.) Почему? (Она обозначает согласный звук.)
- На какие 2 группы можно разделить составленные вами буквы? ( Заглавные и строчные, печатные и письменные.)
- На что похожа эта буква? (Крестик, бабочка, птичка, крылья ветреной мельницы, римская цифра Х.)
- Изобразите букву с помощью пальчиков.
- Чтение слогов.
- Начнём подготовку к чтению с чтения слогов. Прочитайте с доски:
ХА ХЕ ХИ ХЁ ХО ХЯ ХЭ ХУ ХЮ ХЫ
- Что объединяет эти слоги? ( Все они с буквой Х.)
- Разделите их на 2 группы и объясните, по какому принципу это сделали. (1 группа – ХА, ХО, ХЭ, ХУ, ХЫ. Они начинаются с твёрдого согласного. 2 группа - ХЕ, ХИ, ХЁ, ХЯ, ХЮ. Они начинаются с мягкого согласного.)
- А сейчас прочитайте эти слоги, добавляя впереди звонкий согласный из слова ПРОФЕССИЯ. (РХА РХЕ РХИ РХЁ РХО РХЯ РХЭ РХУ РХЮ РХЫ )
7. Чтение слов.
- Мы прочитали слоги. К чтению чего мы можем сейчас приступить? (К чтению слов.)
- Посмотрите на доску и сформулируйте задание. (Нужно вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.)
Ми*аил ар*итектор
Ар*ип ар*еолог
*аритон пасту*
Про*оров *ореограф
- Что общего для всех этих слов? (В каждом слове есть буква Х.)
- Какое слово можно считать лишним в 1-ом столбике и почему? (Прохоров – фамилия. Или Архип – 2 слога.)
- Что объединяет по смыслу слова 2-ой группы? (Это профессии.)
- Исключите из этой группы слово по нескольким признакам. (ПАСТУХ – 2 слога, все согласные глухие, все согласные твёрдые.)
- Чтение текста.
- А сейчас прочитаем текст (на листочках у каждого).
(Первый раз читает хорошо читающий ученик.)
Папа Харитона архитектор, а мама хореограф. Сам мальчик мечтает стать археологом. Он хочет побывать в разных странах. Интересно находить при раскопках вещи древних народов. В земле могут сохраниться одежда, посуда, постройки. Археологи изучают эти находки.
- О ком говорится в рассказе? (О Харитоне.)
- Кем мечтает стать мальчик?
- Чем занимаются археологи?
- Прочитаем ещё раз (хором), дважды повторяя слова с буквой Х.
- Что могут найти археологи при раскопках?
- Прочитаем по цепочке. Если в слове встретиться звук [х] – поднимаем синий квадрат,
если в слове встретится [х’] – поднимаем зелёный квадрат.
- Итог урока.
- С какими звуками и какой буквой мы познакомились?
- Дайте сравнительную характеристику этим звукам.
- Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы с вами говорили о различных профессиях. В переводе с латинского языка слово ПРОФЕССИЯ означает «выбираю своим делом». М вы, наверное, тоже не раз задумывались о выборе профессии. Поделитесь со мной своей мечтой.
Перед вами лежат звёздочки. Если вам понравился урок, и вы всё поняли, выбирайте зелёную звёздочку. Если урок был хороший и вы что-то не поняли, выбирайте красную звёздочку. Если урок вам не понравился, и вы многое не поняли, выбирайте фиолетовую звёздочку. На выбранной звёздочке напишите, какую профессию вы хотите выбрать в будущем. Прикрепите свои звёздочки на доску. Пусть звёздочки вашей мечты загорятся в нашем классе. Пусть они станут вам путеводными звёздочками для осуществления вашей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»
Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....
презентация к уроку обучения грамоте (чтение) "Звуки [с], [с\'] и буква Сс".
Данная презентация составлена по учебнику Горецкого для урока по изучению буквы С....
Технологическая карта к уроку обучения грамоте (чтение) Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м
Технологическая карта к уроку обучения грамоте (чтение) 1 класс. Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м. Создана к открытому уроку с аналогичной темой....
Конспект урока обучения грамоты (чтения) на тему: "Звук [ э ]. Буквы Э, э.
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению грамоты в 1 классе (УМК "Перспективная начальная школа"). Данный урок содержит интерактивные упражнения, направленные на ст...
Урок обучения грамоте «Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т». 1 класс,УМК "Школа России"
Интегрированный урок русского языка в разделе "ОБучение грамоте и письму"....
Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...
Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...