Открытый урок литературного чтения во 2 классе В.Осеева "Хорошее" УМК "Гармония
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Открытый урок содержит разнообразные формы работы, презентацию, дополнительную информацию об авторе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.06 КБ |
![]() | 55.14 КБ |
![]() | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению,
проведенный 5. 04. 2016 г во 2 г классе
Учитель: Гоптарева Е.Г.
Тема урока: В. Осеева «Хорошее».
Задачи: познакомить с произведением В. Осеевой «Хорошее»;
формировать умение составлять характеристику героя;
обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;
развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, .
Оборудование:
- учебник с рассказом В.Осеевой “Хорошее”;
- тетрадь на печатной основе;
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя;
- презентация к уроку;
- словарь характеристик;
- пословицы;
- карточки-задания для групп;
- 6 шляп
Ход урока:
- Оргмомент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо.
Проверяем свое рабочее место…
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать
Дыхательная гимнастика
- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:
* вдох носом, выдох через рот;
* нюхаем цветок;
* тушим свечу.
Речевая разминка (приложение 1)
- Актуализация опорных знаний.
-Назовите произведение, с которым мы знакомились на прошлом уроке.
Проверка домашнего задания. (Домашнее задание по выбору: подготовить сценку или к чтению по ролям.)
-Чему научились вы, познакомившись с произведением Н. Носова «На горке»
3. Целеполагание.
-«Включите» внимание.
Сейчас вы увидите компьютерную зарисовку. Ваша задача - определить тему увиденного.
(Приложение 2.)
-Как вы думаете, какова же тема телевизионного сюжета?
Попробуйте определить тему нашего урока.
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Предположите, о чём может говориться в произведении с которым мы на сегодняшнем уроке познакомимся?
-Как вы думаете, кто из писателей мог написать произведение с таким названием?
-Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы? (Выступление учащихся)
(Приложение № 3)
-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами (Приложение № 4)
-Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)
-В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?
- Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.
-Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. (По сигналу учителя дети перестают читать и выдвигают свои предположения, что буде дальше в тексте)
-Чьё чтение вам понравилось больше всего?
5. Проверка первичного восприятия.
-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)
- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)
6. Физкультминутка
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
7. Вторичное восприятие. Чтение рассказа детьми
- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?
Анализ произведения. Выборочное чтение:
- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы. (Приложение 5)
Составление плана рассказа
- Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план)
- Придумайте название для каждой картинки.
1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)
2ч. Просьба сестрёнки.
3ч. Нянина просьба.
4ч. Трезорка хочет воды.
5ч. Совет мамы.
-Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел
доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
-Хотел ли он что-то сделать для родных?
-О ком думает Юра на самом деле?
(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
-В каком случае можно сделать что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
8. Работа в паре
Выполнение творческого задания ТПО стр. 49 №1
9. Рефлексия учебной деятельности
ПРИЕМ «Шесть шляп».
Предварительный просмотр:
Приложение 3
-В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.
Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи». (Слайды 9,10)
Приложение № 4
"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".
Приложение 1
1) Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
- Скороговорки
- Читаем тихо
- Читаем громко
- Читаем шёпотом
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
1) Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
- Скороговорки
- Читаем тихо
- Читаем громко
- Читаем шёпотом
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
Приложение 5
- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.
- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?
- В какое время суток происходит действие рассказа?
- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.
- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)
- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?
- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.
- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)
- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?
- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературного чтения во 2 «Г» классе
2 класс
Учитель: Гоптарева Е. Г.
Дата проведения: 5.04.16 г.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: В. Осеева « Хорошее»
Задачи:
обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;
развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.
Отрабатываемые УУД
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся; оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм;
Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; развитие операций мышления, осуществление анализа объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета; формирование умения работать с информацией, текстом; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: самоопределение, определять и формулировать цель своей деятельности на данном этапе урока, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей умение оценивать качество выполнения работы на уроке в соответствии с принятыми требованиями
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки героев; сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в речевых ситуациях
Оборудование:
➢ учебник с рассказом В.Осеевой “Хорошее”;
- тетрадь на печатной основе
➢ компьютер;
➢ проектор;
➢ демонстрационный экран;
➢ листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя;
➢ Презентация к уроку
➢ Словарь характеристик.
➢ Пословицы.
Методы и формы организации учебной деятельности: эвристическая беседа, фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В процессе обучения использовались современных образовательных технологии - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровье сбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «План и пересказ»
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и проблемно-диалогической.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока практически все ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность .
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 2 класса.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-65235-1463765908.jpg)
Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"
Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/13/picture-475255-1431493720.jpg)
Открытый урок литературного чтения. Тема урока: К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"
Урок проведен с применением ИКТ....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....