Урок чтения "Мир осенней природы".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Петрова Татьяна Михайловна

Урок чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_osenney_prirody.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения
«Мир осенней природы
глазами поэтов»

Учитель:
Петрова Татьяна Михайловна


Тема: Природная лирика. Мир осенней природы глазами поэтов. Давид Самойлов «Красная осень».

Цель: Содействие эмоционально-чувственному и образному восприятию родной природы.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством Д. Самойлова.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  3. Учить находить образные средства изображения (сравнения, эпитеты,                 метафоры), развивать ассоциативность мышления.
  4. Формировать эстетические чувства детей, прививать любовь к природе.
  5. Совершенствовать навыки выразительного осмысленного чтения.

Оборудование: учебник, альбомы детей с фотографиями, иллюстрации художников, Чайковский «Осенняя песенка».

Ход урока

I.        Оргмомент.

  1. Предлагаю послушать музыку. (звучит музыка Чайковского «Осенняя песенка»).

Что представляли себе, слушая музыку?

Что почувствовали?

Может быть, кто-то узнал пьесу и композитора?

Это Петр Ильич Чайковский, его музыкальная пьеса называется «Осенняя песенка».

Вы, конечно, догадались, что я не случайно поставила сегодня эту запись.

Сформулируйте тему урока.

  1. Сообщение темы и цели урока, (обсуждение в группах).

Мир осенней природы глазами поэтов .

                        -Что бы вы хотели узнать на уроке?

                        -Какие цели поставим?

Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться находить те образные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.

II.        Подготовка к восприятию нового произведения.

(На доске портрет поэта Давила Самойлова).

Знаком ли вам этот поэт?

Что вы о нем знаете?

  1. Сообщение о творчестве Давида Самойлова.

Давид Самойлов - человек военного поколения, поэт военных времен. Решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира, стала Великая Отечественная война.

Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения - все это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всем творчестве этого поэта.

В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт 20 столетия. Люди, перенесшие тяготы войны, особенно ценят красоту природы, замечают много удивительного и прекрасного, что мы видим каждый день, но проходим мимо.

Сегодня мы узнаем о чувствах поэта военного времени, познакомимся с его стихотворением «Красная осень».

III.        Первичное чтение текста учителем.

IV.        Проверка первичного восприятия.

Какие картины вы представляли себе, слушая стихотворение?

Что вас удивило?

Что запомнилось больше всего?

V.        Повторное чтение.

Прочитайте текст про себя.

Отметьте слова и выражения, значение которых непонятно.

VI.        Словарная работа.

Вкрался - незаметно появился

Обнажилось - лишилось покровов, т.е. листьев.

Отсвет - отблеск, отраженный свет.

Мука - страдание, мучение.

Риск - возможная опасность.

Уста - губы.

Благородство - чаще относим к людям, скромность, скромная красота.

VII.        Анализ произведения (по группам).

  1. В каждой строфе поэт создает свою картину осени. Чем же они различаются?

Чем вызваны к жизни такие неожиданные сравнения: листа - с сердцем, листьев с открытыми устами?

(В 1 строфе самая драматическая картина осени, раз слово» внезапно», значит, до этого спокойная картина осени взрывается первым красным пятном. Поэт создает удивительно выразительный образ: как будто в зелёно-золотистую плоть леса воткнули кинжал, вскрыли его грудную клетку и обнажилось ярко-алое сердце леса. Это образ - олицетворение: лес - живой, а единичный алый лист - это его сердце).

Во 2 строфе –образ- олицетворение.

Куст живой: его листья - это полуоткрытые красные уста.

В 3 строфе красный цвет воспринимается как цвет - победитель, как основной цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет.

Лес для поэта живой, дышащий, чувствующий, по-своему реагирующий на распространение в нем красного цвета.

  1. Чем отличается настроение в первой и последней строфе?

Найди конкретные слова, подтверждающие твое мышление.

(В 1 строфе настроение тревожное. Это создается целым рядом приемов: использование таких слов как «внезапно», «вкрался». Эти слова подчеркивают момент неожиданности, таинственности и вероломства. Создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем. Сравнение леса и человека (сердце леса...готово на муку и риск).

В последней строфе настроение радостно-праздничное (в двух последних строчках). Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создает праздничный образ сияния, в котором лес и небо составляют единое целое.

  1. Какой оттенок в каждую картину осени привносит слово «внезапно»?

В 1 строфе - неожиданность случившегося, элемент испуга, содержит некий колючий оттенок раны, боли, некоего произошедшего насилия, которое совершил красный цвет в лесу.

Во 2 строфе это слово употребляется 2 раз, уже не может нести прежнего настроения, не может восприниматься также ярко. Обозначает распространение красного цвета, - возможно, в ночное время. Крошечная еще вчера рана леса заметно расширилась и выросла: алое пятно заметно разрослось.

В 3 строфе слово «внезапно» воспринимается уже привычным знаком расширения победы красного цвета: оно обозначает еще более увеличивающуюся зону красного, которая теперь охватила все обозримое пространство - и лес, и небеса.

  1. Как ты считаешь, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например желтый, смысл стихотворения изменился бы?

Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении «Красная осень»?

Красный цвет используется и как цвет крови и как цвет праздничных знамен. Он символизирует красоту и драму одновременно, разверзшуюся рану и нарядное убранство. Он объединяет контрастные настроения.

Желтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.

VII.        Подготовка к выразительному чтению (по памятке в группах).

Вам нужно подготовиться к выразительному чтению.

Что это значит?

Выбрать правильный темп чтения, показать чувства, настроение поэта, выдержать паузы, выделить голосом особые места.

IX.        Выразительное чтение.

От каждой группы по 1ч., по 2, по 3 или всей группой.

-        Объявляется конкурс на лучшее исполнение.

Анализ по памятке

  1. С чувством ли читал.
  2. Соблюдал ли нужную интонацию.
  3. Правильно ли выдерживал паузы.
  4. Выделял ли голосом особые места.
  5. Не было ли ошибок в словах.

X.        Чтение стихов об осени других поэтов. Работа с альбомами.

Посмотрите в альбомах, нет ли у вас фотографий, соответствующих этому стихотворению.

К каким строфам подходят?

Но осень бывает не только красная, она разная. Почти все поэты выделяют это время года и обращаются к осени.

И мы с вами тоже умеем увидеть красоту и благородство осени. Мы не сочиняем стихи, но можем использовать поэтические строчки разных поэтов, когда видим замечательные картины осени. И вы вместе с родителями наблюдали эту красоту, выполняя это задание.

Строчки какого поэта вам особенно понравились?

Зачитайте и покажите ребятам из своей группы.

XI.        Итог урока

Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображаем осеннюю природу. Урок ИЗО 2 класс

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями художников, музыкантов, поэтов на осеннюю тематику, научить изображать пейзаж.Задачи урока: сформировать умение скомпоновать на листе бумаги свою комп...

Урок окружающий мир 1 класс Осень - природа готовится к зиме.

Урок проводился в 1 классе по програме " Школа 2100".Цели и задачи урока: Познакомить детей с признаками осенней природыОбъяснить как живые существа готовятся к зиме – уметь объяснять мир.Воспиты...

1 класс.Урок-экскурсия. Осенние изменения в неживой и живой природе.

Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков естествознания, кубановедения, расширить и углубить знания учащихся и ...

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме", программа "Школа 2100"

Данный материал содержит конспект урока по окружающему миру. Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС - 2, способствует формированию УУД, развитию творческих способностей, отвечает принципам д...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

урок окружающего мира "Осень-природа готовится к зиме"

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Осень-природа готовится к зиме" для 1 класса по программе "Школа 2100" с использованием ЦОР....

Тема: Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему «Сказка про осень».

Тема: Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему «Сказка про осень». Задачи урока: Показать детям красоту русской осени в живописи на примере произведений русских художников И.И.Левитана и И....