Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Хайруллина Гульнара Масхудовна

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "М.М.Зощенко. Ёлка". Урок соответствует современным требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_fotografiya_uroka.doc34 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_4_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                   ФОТОГРАФИЯ УРОКА.

Учитель: Хайруллина Гульнара Масхудовна

Предмет: Литература

Класс: 4

Тема: Михаил Михайлович Зощенко рассказ «Ёлка».

Тип урока: Предъявление новых знаний.

Дидактическая цель: Создать условия для формирования навыков чтения, на основе разнообразных форм работы, первичного чтения и осознания рассказа.

Образовательная цель: Познакомить с жизнью и творчеством М.М.Зощенко и с его произведением. Обогащать словарный запас.

Развивающая цель: Развивать навыки выразительного, беглого чтения, умение анализировать поступки. Способствовать развитию памяти, мышления, речи.

Воспитательная цель: Воспитывать, уважительное отношение к друзьям, к товарищам. Прививать любовь к дружбе.

Технология: Традиционная с элементами  обучения средствами субъективизации .

ФОПД: Фронтальная

              Индивидуальная

              Групповая

Структурные

элементы

Деятельность учителя

Деятельность   учащихся

Орг. момент

Способствует созданию комфортности.

Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

Предлагается определить жанр произведения, название, автора.

Сформулировать тему урока.

Работают с условными знаками,  из иностранных букв выбирают буквы русского алфавита, выполняют математическое действие с буквами .

Целепологание

Отталкиваясь от темы урока сформулировать цель

Пользуясь записью на доске, формулируют цель урока.

Первичное усвоение.

Ставится задача по первичному осмыслению текста. Чтение вводной части и концовки.

Чтение по цепочке.

Осознание и осмысление рассказа

Устанавливает правильность усвоения.

Работают в различных ФОПД по выполнению заданий.

Итог урока.

Рефлексия.

Выявляет уровень осознания рассказа. Создает условия для оценки своей деятельности.

Отвечают на вопросы. Оценивают свое настроение на уроке.

Информация о д\з

Обеспечение осмысления д\з.

Записывают д\з.



Предварительный просмотр:

                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизующий этап.

На наборном полотне в один ряд расположены жанры произведений, посмотрите внимательно и назовите их.

Поиграем в игру «День, ночь».

Какой жанр прятался от нас чаще других? Правильно это рассказ о детях. Мы не дадим ему  от нас спрятаться, а будем с ним работать на сегодняшнем уроке.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением известного вам автора. Его фамилию вы определите, самостоятельно для этого обратите внимание только на буквы русского алфавита.

             QЗRSОFЩZЕVНNКО

         Вы правильно определили фамилию автора. Это Зощенко. На доске    записаны его имя и отчество. Прочитайте их вместе с фамилией хором.

Д: Михаил Михайлович Зощенко.

У: А теперь узнаем название произведения Михаила Михайловича Зощенко, с которым мы сегодня познакомимся, выполнив математические действия со слогами и буквами.

          Ё + л + ж +ст + ка – ж – ст

Д: Название рассказа о детях «Ёлка».

 У: Сформулируйте тему нашего урока полностью.

Д: Тема сегодняшнего урока «Михаил Михайлович Зощенко и его произведение о детях».

            У: Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске,    сформулируйте цель: 1) Расширить знания об авторе …….  .

2)Познакомиться с произведением ……….  . 3) Учиться П.,В., читать …. «……» и  ???

Д: Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Зощенко;

Познакомится с произведением М.М. Зощенко «Ёлка»;

Учиться правильно, выразительно читать произведение М.М.Зощенко «Елка», отвечать на вопросы.

4. Подготовительная работа.

      Можем приступать к реализации сформулированной вами цели урока

Сегодня  мне бы хотелось коротко познакомить вас с творчеством писателя.

Родился Михаил Михайлович в 1895 году в Петербурге, в небогатой семье. В семье было 8 детей. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета. Не окончив курса, ушел добровольцем на фронт (шла Первая Мировая). Служил начальником почт и телеграфа, был пограничником. В течение послевоенных лет переменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству и птицеводству, милиционером, плотником, актером , телефонистом. Около 4 десятилетий проработал в отечественной литературе. Его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям. В основном пишет автобиографические рассказы, т.е. рассказы о своем детстве, реальные, не вымышленные.

Зная только одно словосочетание из произведения и его название, попытайтесь предугадать, о чем пойдет речь в произведении.

(Дети высказывают свои предположения.)

 Правильно может речь пойдет о хвойном дереве, которое растет и в нашей местности.

А может быть о новогоднем празднике. Как вы думаете, почему новогодний праздник связан с елкой с хвойным деревом.

 Уж очень велика была в древности магия дерева. Наши древние предки верили, что в деревьях обитают духи растений, плодородия от которых зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, символизируя саму жизнь. Ставить елочку в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Ему у нас на Руси лет 60-65 (не больше).

  В произведении «Елка» вам встретится  словосочетание золотушный ребенок как вы его понимаете?

Д: т.е. это больной ребенок.

      5.    Первичное восприятие текста.

(Читает учитель и хорошо читающие ученики).

 

  1. Проверка первичного восприятия.

– О какой елке шла речь?

- Кто главные герои?

- Как выглядела Леля и как называет её Минька?

- Чем украшали елку в начале прошлого века?

-  Что случилось, когда мама ушла на кухню?

- Почему мама подарила паровозик четырехлетнему мальчику?

- Как отреагировал на происходящее папа?

- Как вы относитесь к поступку Лели и Миньки?

7.     Физкультминутка.

     Немного отдохнем. Я буду называть слова. Если они являются словами из текста,  вы приседаете, если в тексте не встречались,  

  вы тянитесь вверх.

Мама, яблоко, ромашка, пастила, сосна, паровозик, автомашина.

8. Перечитывание с дополнительным заданием.

 У: На сегодняшнем уроке у нас будет своя новогодняя елка, но немного украшена не обычными игрушками. Каждая группа возьмите по одному новогоднему шару, прочитайте задание и выполните его. Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте.

3) Как мама наказала Лелю.

Найти в тексте и зачитать.

1) Вот мы с сестренкой  Лелей вошли в комнату.

 И видим ….

Что увидели дети найти в тексте и  зачитать.

5) Но вдруг в комнату вошел наш папа. Он сказал ….

Найти в тексте и зачитать, что сказал папа.

2) Леля могла до всего дотянуться, а Минька нет, что решил сделать Минька, и что из этого получилось.

Найти в тексте и зачитать.

4) Когда все мамы решили уйти, что закричала Леля?

Найти в тексте и зачитать.

  1. Творческая работа.

Ситуация Лели и Миньки разрешилась и ребята на всю жизнь запомнили как нужно себя вести. Давайте об этом мы составим с вами в группах четверостишия по заданному началу. Возьмите   каждая группа по одной шишечке. На подготовку 1мин., определите выступающего.

1)В доме появилась елка

   И ее иголки колки.

   Есть на ней фонарики

  Золотые шарики.

2)Вот пришли к нам гости

   Милости просим

  Заходите, посмотрите.

Всем соседям расскажите.

3)Буду добрым и сердечным

  Всем подарки подарю

  И ни одного ребенка

 Словом злым не оскорблю.

4) Мы не будем ссориться

  Мы не будем драться

 И всегда по доброму

Будем расставаться.

5) Будет доброй мама!

 Будет добрым папа!

И такою сладкою будет

Жизнь ребят!

 Зачитайте свои четверостишия.

О чем получилось стихотворение ?

Д: О доброте!

 

    9. Итог урока.

У: С каким новым произведением вы познакомились? Достигли ли поставленных целей?

Д:

У: Сегодня за работу на уроке поставим оценки …….

 

10. Домашнее задание.

Перечитать все произведение, подготовить на его основе свой случай в жизни, о котором стыдно вспоминать? Чему он вас научил? С. 59-64 вопрос №4.

11. Рефлексия.

  У вас на столе лежат новогодние игрушки, если вам было комфортно, уютно, интересно, понятно на уроке, то повесьте игрушку на елку.

И в заключении встанем в хоровод пожмем, друг другу руки будем жить дружно. Всех вас поздравляю с наступившим Новым годом! Желаю здоровья, добра, всех благ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...