Внеурочная деятельность "В стране почемучии"
рабочая программа по теме
Программа разработана с учетом требований ФГОС основного начального образования. Данная программа помогае приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка "В стране почемучии" | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий. Рассчитана на 135 часов (1 час в неделю) для учащихся 1-4 классов для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения.
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.
Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.
Целью программы является: приобщение младших школьников к познавательной деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их познавательных умений.
Задачи: - формировать первичные навыки проведения самостоятельных наблюдений, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- познакомить с историей развития основных форм жизни на планете Земля;
- развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными источниками информации; расширить кругозор учащихся;
-воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, бережное отношение к окружающему миру.
Занятия проводятся в форме тренинга, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, проекты, исследовательские работы.
Итоговое занятие - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями.
Содержание программы связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, история, экология.
Требования к уровню воспитанности
На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика познавательных и исследовательских умений младших школьников:
- умения организовать свою работу (организационные);
- умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
- умения работать с информацией, текстом (информационные);
- умения оформить и представить результат своей работы.
- умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Оценить сформированность данных умений обучающихся позволяют критерии:
1.Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
2.Мотивированность познавательной деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).
3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывается в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов.
4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.
Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:
1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.
2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.
3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях;
- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
- опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во часов по годам обучения | Содержание раздела | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1 | Земля | 19 | знакомит с курсом и его содержанием, важностью познавтельных и исследовательских умений в жизни современного человека | ||||
Теоретические занятия | 10 | 3 | 2 | 2 | 3 | ||
Практические занятия | 9 | 5 | 1 | - | 3 | ||
2 | Космос | 18 | расширяются знания детей о космосе, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов | ||||
Теоретические занятия | 3 | - | 2 | 1 | - | ||
Практические занятия | 15 | 4 | 5 | 3 | 3 | ||
3 | Растения | 8 | о происхождении и разнообразии растений, об их роли в жизни планеты и человека | ||||
Теоретические занятия | 1 | - | - | 1 | - | ||
Практические занятия | 7 | 2 | 2 | 1 | 2 | ||
4 | Животные | 44 | рассматриваются объекты животного мира, их происхождение, виды, эволюция | ||||
Теоретические занятия | 12 | 2 | 4 | 3 | 3 | ||
Практические занятия | 32 | 9 | 8 | 8 | 7 | ||
5 | Чудеса света | 18 | посвящён самым интересным и загадочным местам на планете | ||||
Теоретические занятия | 5 | - | 1 | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 13 | 2 | 5 | 5 | 1 | ||
6 | Охрана окружающей среды | 28 | изучаются социальные явления (семья, город, район), человек, как частица общества, способы охраны окружающей среды | ||||
Теоретические занятия | 6 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||
Практические занятия | 22 | 4 | 3 | 7 | 8 |
1. Земля
Введение. Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Возникновение и устройство планеты Земля.
Практическая часть включает в себя:
практическую работу «Как устроена планета»; опыты «Значение атмосферы»; составление словарика исследователя и т.д.
2. Космос
Вселенная. Галактика. Космические тела. Звезды и планеты солнечной системы.
Практическая часть включает в себя:
практические работы «Свойства солнца», «Планеты солнечной системы».
3. Растения
Растения нашего края. Лекарственные растения. Красная книга нашего края. Грибы. Условия прорастания семян.
Практическая часть включает в себя:
практические работы «Проращивание семян», «условия для роста и развития растений».
4. Животные
Животные нашего края. Домашние животные. Древний растительный и животный мир Земли. Археология.
Практическая часть включает в себя:
практическую работу, «Динозавры», «Археологические находки», мини-конференции «Домашние животные», «Животные нашего края».
5. Чудеса света
Самые известные и загадочные памятники архитектуры на планете.
Практическая часть включает в себя:
практические работы «Пирамиды», «Строения из камня».
6. Охрана окружающей среды
Состояние окружающей среды. Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Способы защиты окружающей среды.
Практическая часть включает в себя:
исследование экологического состояния города и района; «Улицы моего города»; и т.д.
Итоговое занятие после изучения всего курса проводится в виде конференции «В стране Почемучии» для учителей и родителей.
Список литературы и источников
Основная литература
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.-М.: Просвещение, 2009.- 39 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
- Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк - Волгоград: Учитель- 2009. - 138 с.39
- Савенков А.И. Виды исследований школьников //Одаренный ребенок. - 2005. - №2. - С.84-106.
- Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.29- 33
Дополнительная литература
1. Холланд, Джулиан Большая энциклопедия эрудита. – М.: Махаон, - 2012.
2. Большая книга «Почему». – М.: Росмэн, - 2012.
4. Симон, Филипп; Буэ, Мари-Лор Чудеса света. – М.: Махаон, - 2013.
5. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
6. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
7. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.
8.Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
9. Н. Элькин «Красная книга России»2009г.
10. Энциклопедия "Вопросы и ответы."-М.: Махаон, - 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"
Программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"разработа для учащихся 3 класса. В ходе освоения программы дети знакомятся с правилами этикета....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Картонная"
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы.Физиологи установили, что наш...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"...
Внеурочное занятие "Страна в которой мы живем. Символы России" по окружающему миру 3-4 класс
Внеурочное занятие применения предметных и метапредметных знаний. Ученики узнают о символах Победы, акциях ,которые проходят в нашей стране,посвященных 70-летию Победы,получают возможность прояв...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"
Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....
Презентация для занятия по внеурочной деятельности "Страна здоровья"
Данная презентация разработана для занятий по внеурочной деятельности. Направление здоровьесбережение....