Работа с текстом "Водоёмы Томской области"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Танкова Нелли Викторовна

Работа с текстом на уроках литературного чтения для 4 класса используется в виде контроля знаний, способствует подготовке к годовому тестированию. Текст "Водоёмы Томской области" с 11 вопросами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Работа с текстом.   4 класс

                         

                                 Водоёмы Томской области 

     

 Воды рек, озёр, болот являются составной частью внутренних вод России. Водами наша область богата, это объясняется, прежде всего, её влажным климатом.

    Реки. Речная сеть нашей области довольно густая. Всего в пределах области насчитывается более 600 рек. Общая их длина составляет 40 тыс.км, что приближается к длине экватора.

    Озёра. В области более 110 тысяч пресных озёр. Большинство из них мелкие, имеют площадь менее 1 кв. км, расположены на труднодоступных заболоченных местностях. Кроме этого есть и доступные озёра. Озёр с площадью свыше 10 кв. км всего 11. Самое крупное из них – озеро Мирное.

    Болота. Наша область является частью крупнейшего на Земле заболоченного района, который когда-то называли торфяно-болотной страной, потому что большая часть труднодоступна и непроходима. Такова наша Западно-Сибирская равнина и её часть – Томская область. Болота по области занимают 50% территории. Прежде всего, болота - кладовые ценнейшего сырья – торфа, способного в будущем заменить нефть. Болота питают реки. Болота – это естественные гигантские фильтры. Они способны поглащать и долгое время удерживать углекислый газ атмосферы. Вот почему весь мир заинтересован в том, чтобы болота Западной Сибири оставались неизменными. Болота обеспечивают сохранение редких растений, животных и птиц. На болотах обилие клюквы, голубики, брусники.

     Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом. Велико значение водоёмов в жизни людей. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.

      Проблема водных ресурсов и охрана водоёмов стоит очень остро. Это объясняется загрязнением поверхности водоёмов. В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Удобрения повышают плодородие почвы, а ядохимикаты помогают избавится от сорняков и некоторых опасных насекомых. Случается так, что этих веществ используется больше, чемтребуется. Тогда дождевая вода принесёт какую-то часть этих веществ в водоёмы. Вот вам и опасное загрязнение. Так нарушается растительный и животный мир , цепи питания.

      Теперь представьте случай, когда водитель помыл свой автомобиль в реке или озере. Что произойдёт? Особый вред водоёмам приносят попавшие в них нефтепродукты, которые мешают насыщению воды кислородом и делают её малопригодной для обитания простейших организмов и рачков – санитаров водоёмов. Часто люди бросают в воду мусор, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые отходы и многое другое.

      Вырубка лесов и уничтожение растительности на берегах рек приводит к их разрушению и обмелению.

       Особой охраны и заботы требуют все источники питьевого водоснабжения, ключи.

        Вода – самая важная в природе жидкость. По утверждению древних, именно воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. И ничем её заменить нельзя.     

Вопросы к тексту

          «Водоёмы Томской области»

  1. Чем объясняется влажный климат нашей области?
  2. Какова речная сеть нашей области?
  3. Какой состав воды в озёрах?
  4. Сколько крупных озёр в нашей области?
  5. Название самого крупного озера?
  6. Как из-за болот называют наш край?
  7. Чем ценны болота?
  8. Какое значение имеют болота с точки зрения экологии?
  9. Какие проблемы испытывают водные ресурсы?
  10. Что приводит к обмелению и разрушению водоёмов?
  11. Как древние люди называли воду на Земле?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа:. “Растительный мир Тульской области”.

Данный проект является второй серьезной самостоятельной работой учащихся 2х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с растениями лесов Тульской области, но и...

Презентация "Целебное лукошко" (лекарственные растения Томской области)

Презентация выполнена  обучающимися 4 класса. Дети сами рисовали и нашли необходимую информацию о каждом представленном растении....

Викторина-презентация "Красная книга Томской области" для 3 класса

Викторина для учащихся 3 класса.Викторина содержит информацию о животных Томской области, занесённых в Красную книгу....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Птицы Томской области

Работы детей выполнены в технике "Раскрашивание пластилином"...

Беседа «Растительный и животный мир Томской области»

Беседа «Растительный и животный мир Томской области»...