Конспект урока для 3 класса. Школа России.Тема: В.Астафьев «Капалуха.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бузанова Юлия Вячеславовна

Тема: В.Астафьев «Капалуха.»

Цель: познакомится с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.

Планируемые результаты:
Предметные:

-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;

-уметь определять жанр произведения
- научиться видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.

-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

-придумывать свои рассказы о животных.

-пересказывать произведение на основе плана;

Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

-прививать любовь к природе и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, Р.т.

Программа: Школа России

Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_astafev.kapaluha.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Астафьев «Капалуха.»

Цель: познакомится с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.

Планируемые результаты:
Предметные:

-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;

-уметь определять жанр произведения
- научиться видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.

-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

-придумывать свои рассказы о животных.

-пересказывать произведение на основе плана;

Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

-прививать любовь к природе и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, Р.т.

Программа: Школа России

Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.

                                                                                              Ход урока.

Этапы, методы и приёмы

вр

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

1 мин

Проверка готовности к уроку у учащихся.

Слайд 1,2.1-читаю я. 2- учащиеся.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Готовность к уроку.

Слушают учителя.

Читают.

Настраиваются на урок.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

2

Мотивационный этап.

Речевая разминка.

4мин.

Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе.

Прочитаем со слайда. (Развитие речевого аппарата для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах.)

Слайд 3. Змейка.

Слайд 4.Пин-пон.

Слайд 5.Лошадка.

Слайд 6. Словарная работа.Прочитайте по слогам, затем плавно:
при-бли-жа-лись

к  аль-пийс-ким

по-ко-роб-лен-ны-е

ред-ко-ла-пых   е-лей

по-ше-ве-ли-ва-ли

блед-но-лист-ным

до-цве-та-ю-щим

чер-нич-ни-ком

рас-пу-щен-ны-ми

за-кос-те-не-ли   от   не-под-виж-нос-ти

за-рож-да-ю-щий-ся

по-до-шед-ший        

Прочитайте пословицы.

Слайд 7.Вороненку гнездо – родимая хата.

              Как бы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

Объясните их смысл.-Прочитайте орфографически (еще: орфоэпически, шепотом, громко.)

Читают, разминают язычок.

Работают с пословицами.

Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу

Планировать свои высказывания.

3

Проверка д.з.

1

4

Постановка учебной задачи.

Введение в тему.

Метод: Практический.

Прием: Чтение вслух.

Чтение про себя.

Формулирование учебной задачи.

10 мин

Беседа о правилах поведения в лесу.

Слайд 8.Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

Обратимся к словам Агнии Барто.

Слайд 9. Агния Барто.

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

— Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?

— И все же не только желания сердца, но существуют и правила поведения в лесу. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте с вами посмотрим правильно ли вы ответили.

Слайд 10.Правила поведения в лесу. (Читает один ученик)

Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям.

Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его потушить хорошо.

 Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и птенец не родится.

Работа с текстом ДО чтения

—  Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».

1.Давайте откроем стр.98 учебника и рассмотрим иллюстрацию. Как вы думаете, что рассматривают ребята?

2. Мы только что говорили о правилах поведения в лесу. Можно ли трогать птичьи яйца?

3.Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО чтения?

4. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в рассказе?

Словарная работа.

— В тексте встречаются слова, которые некоторые могут не знать:

Слайд 11-21

Пастьба – луг, где пасут скот.

Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.

Озираться – оглядываться.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы (прост.) -  взлохмаченные пряди волос.

Покоробленные леса – искривлённые.

Редкопалые ели – редкие ветви.

Робкая листва – в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Дрёмная плёнка – закрывались глаза от удовольствия.

— Наверное, еще одно слово вам встречается впервые – капалуха.

Слайд 22.Капалуха — глухарка, птица семейства тетеревиных.

(Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)

Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.

1.Рассматривают яйца в гнезде какой-то птицы.

2.Нет, птица может оставить это гнездо и птенцы не родятся.

3.Это не стихотворение, не басня и не сказка. По всей вероятности, это рассказ.

4. Предположения учащихся.

Знакомятся с новыми словами.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.

5

Физ. Минутка

1

Ребята, а давайте теперь немного отдохнём и потанцуем.

Выполняют физ. минутку.

6

Продолжение работы по теме урока

Этап: Решение учебной задачи.

Метод Словесный.

Практический

Наглядный.

3

-Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ мы будем читать.

Слайд 23. FSВSRИКJLТОYYРQПЕWТРОZQВИЧGАСТLRАФЬJJЕВ.

Слайд 24.(Виктор Петрович Астафьев)

-Узнайте, какое слове здесь написано.

Слайд 25.  Ь у Л ха р Г

Слайд 26. (Глухарь.)

 Рассказ о глухаре

—  Ребята, а что вы знаете о глухаре?

— Давайте послушаем рассказ о глухарях.

Слайд 27. Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись.

 В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

Слайд 28. Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами.

Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Слайд 29. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ.(КАПАЛУХА)

Анализ содержания рассказа

1. Содержание рассказа

— Какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.) Слайд 30.

— Какова природа этих мест? (Суровая, растительность бедная)

— Какую птицу охотники называют капалухой? (глухарку). Подумайте, откуда могло произойти такое название. (От звука хлопающих крыльев?). На самом деле от слова Коппала - глухой. Оно пришло из карельского языка - Глухой как коппала - так говорят карелы. Ну и по аналогии глухари на току.

— Как вы представляете гнездо глухарки? (Оно на земле, но почти не заметно) Слайд 31.

— Как описывает его автор? (стр. 99, последний абзац)

— С чем он его сравнивает? (с космами)

— Как обнаружили гнездо капалухи ребята? (Стадо вспугнуло глухарку и она начала бегать кругами)

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (У всех было возбуждение: и у телят, и у ребят и у рассказчика).

— Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? (Да, мы представляем как все возбуждены.Все понимают, что такая встреча – редкость)

— О самоотверженности глухарок-матерей написал один писатель:

Слайд 32.«Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш –глухарок. Почти месяц прикрывают они кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед пламенем. И при встрече с хищником глухарка защищает своих детей.

Нелёгок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось»

— Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком (Мальчик: Возьмем – стр.99 внизу; Да так – стр.100 вверху. Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?). Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? (Дети редко задумываются о последствиях своих действий, вот поэтому нам нужно учиться любить живое)

— Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца; не приносить животных из леса.)

 — Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. (1-ый абзац после прямой речи).

— Какие выражения употребляет автор?

(Металась в стороны.Крылья разброшены, мела ими.

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь)

— Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

— Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. (И тут мы увидели, что живот у нее голый… - до многоточия, стр. 100).

— Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? (Хотелось бы посмотреть на вас, если в ваш дом вломится слон)

— Какие черты характера проявила капалуха в этом эпизоде?

Слайд 33.        Любовь

        Доброта

        Сердечность

        Заботливость

        Самоотверженность

        Бесстрашие

        Самопожертвование

— Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

— Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Основная цель капалухи – забота о потомстве, люди ее больше не интересовали, но она была настороже).

— Какие выражения использует автор?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо Распустила крылья  Замерла

—  Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рас¬сказ «Про Мальку» и «Еще про Мальку» Белова.)

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? (Спасибо учителю, который обратил внимание детей на то, как капалуха заботится о своих детях).

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? (Познание природы и любовь к ней идут рядом. Ребята увидели как птица заботится о своих птенцах и, думаю, будут относиться к природе бережнее).

— Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? (Цепь поколений не прервалась, капалуха продолжила выполнять свою миссию).

Рассказ учителя об авторе.

Слайд 34. Виктор Петрович Астафьев. Годы жизни 1924-2001.- писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества.

После окончания Железнодорожной школы  в 1942 г. ушел добровольцем в армию.  Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». В 1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области.

Слайд 35. Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, книги коротких новелл - «Затеей» и других.

Виктор Астафьев - секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум».

 Виктор Астафьев – почетный гражданин городов Игарка и Красноярск, действительный член Международной академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Слайд 36. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская.

Умер 29 ноября 2001 года, похоронен в своем родном селе Овсянка. В Красноярске (и не только) установлен памятник ему.

Высказывают свои предположения.

Смотрят значение слов.

Объясняют.

Работают со слайдом.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают и слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Совершенствование уровня читательской компетенции.

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

7

Итог.

5 мин

Понравился ли вам рассказ?

— Какие чувства пробудила у вас эта история?

— Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

—  Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

— Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.

Слайд 37.1)Материнская ласка конца не знает.

2)Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

3)Родную мать никем не заменишь.

4)Мала пташка и та свое гнездо бережет.

— Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Каждый должен любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)

Отвечают на вопросы

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключение(формирование навыков умственных действий)

8

Домашнее задание Слайд 38. Подготовить пересказ текста от имени глухарки.

Записывают д\з

9

Рефлексия.

2

 — Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

— Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите оценки.

Выполняют задание

умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

Адекватно воспринимать оценку учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по УМК "Школа России". Тема: "Животноводство"

Цель этого урока ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства - животноводством, узнать особенности развитияи содержания домашних животных....

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку ,4 класс, "Школа России".Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное".

Тема урока :Закрепление пройденного материала  по теме "Имя существительное". С презентацией....