II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка | Обсуждают тему урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. План работы на уроке Прочитав произведение: – познакомиться с героями; – определить, кто такой приемыш; – охарактеризовать главных героев; – выяснить главную мысль; – высказать свое отношение | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия – Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни – в Петербурге и Царском Селе. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты – мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.
Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Подберите синонимы к словам «отчаянный», «гордый».
– Подберите антонимы к словам «оригинальный», «особенный». Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните. – Какое впечатление произвел на вас старый Тарас? – Почему старик взял лебедя к себе? – Почему он не подрезал приемышу крылья? – Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя? Прочитайте. – Как вы думаете, останется Приемыш с Тарасом или все-таки улетит? Почему так считаете? – Что вы можете сказать об охотниках? | Работают с толковым словарем. Сайма – рыбацкая стоянка. Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. Протока –1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. Муштровать – обучать, подвергать муштре. Муштра – суровая система воспитания, обучения. Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего-то. Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. Бобылем – в одиночестве. Увечить – физически расправляться, калечить. Хиреет – болеет, чахнет. Божья тварь – все живое, созданное Богом. – Отчаянный – безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий. – Гордый – 1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный. – Оригинальный – банальный – Особенный – обыкновенный. Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– С чего начинается рассказ?
– Что вы узнали о Собольке? – Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется? – Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу? – Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш? – Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем? – Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя? – Что было правильнее: а) поступить так, как это сделал Тарас; б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным; в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей? – К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.
Проводит графический диктант. – Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–» | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Заполняют таблицу. Слова | Тарас | Птица | Собака | Пестрая |
|
| + | Умная |
| + | + | Лучший друг человека |
|
| + | Гуляка |
| + |
| Бобыль | + |
|
| Князь князем | + |
|
| Божья тварь |
| + |
| Гордая |
| + |
| Настоящая |
| + |
| Царская |
| + |
| Старый | + |
|
| Утомленный | + |
|
| Дряхлый | + |
|
| Жалкий | + |
|
|
Работают в парах. Выполняют графический диктант. Высказывание | Ответ | Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день | + | Встретила героя рыжая собачонка | – | Собачонку звали Соболько | + | Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом | + | В избушке героя встретил хозяин | – | Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке | – | Хозяина избушки звали Тарас | + | Он плыл, стоя на ногах и ловко работая веслами | – | Перед его лодкой плыла дикая утка | – | Ступай домой, гуляка! | + |
| Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – У вас на парте лежат бумажные лебеди: белые и черные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной в его начале, «пустите плавать на озеро белого лебедя» | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают фразы: – Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… – Рассказ помог понять… – Для меня было сложным… – Мне понравилось … | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |