Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Надежда Тэффи «Преступник

Цель урока: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Планируемые результаты:

ü Предметные: учить анализировать        поведение и характер          героя,  находить          в тексте строчки,          вызывающие смех; совершенствовать умения объяснять название    текста, сопоставлять название  произведения с последним абзацем текста.

ü Личностные: проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений; работать над адекватной самооценке.

Тип урока: получение новых знаний и закрепление

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teffi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Надежда Тэффи «Преступник

Цель урока: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учить анализировать         поведение         и характер         героя,  находить         в тексте строчки,         вызывающие смех; совершенствовать умения объяснять название         текста, сопоставлять название  произведения с последним абзацем текста.
  • Личностные: проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений; работать над адекватной самооценке.

Тип урока: получение новых знаний и закрепление

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация

Этапы урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

0,5 мин

Здравствуйте, ребята! Встали ровно подравнялись.  Садитесь

Настаиваться на урок.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

3

Мотивационный.

Слов.:ответы на вопросы

5 мин

Отгадаем и проговорим чистоговорки.
Прочитайте про себя, теперь хором 3-4.

Щи – щи – щи,  щи – щи – щи,
Борщ без свеклы - это ... (щи).

Ша-ша-ша, ша-ша-ша
С ложки свесилась (лапша)

Молодцы продолжаем дальше.

Говорить чистоговорку

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

4

Постановка и решение учебных задач:

Слов.:ответы на вопросы

4 мин

Сегодня мы с вами на уроке чтения постараемся перенестись в мир стихотворений, которые очень необычные, при этом мы будем разгадывать секреты, слушать и слышать друг друга.

Мы продолжим разгадывать секреты смешного.
С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?
Дочитали ли мы рассказ?
Сегодня дочитаем и узнаем,  что произойдёт с мальчиком по имени Вова.
Какие цели мы ставим перед собой? (открыть секреты смешного в поэтических текстах)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы

Определять тему, цели и пути их достижения.

Р.:Ставят учебные задачи.

Прогназируют.

5

Решение учебных задач

Пракчический

30 мин

Откройте стр 64.

Ответьте на вопрос.

Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи?

Я начну читать вы слушайте и готовьтесь продолжить.

Читаем по цепочке.

О какой истории рассказал нам автор-рассказчик  в этой части?
Что привлекло ребят в ящике для рукоделия?(наперсток)

Найдите восклицательное предложение во втором абзаце. («Чего только там не напрятала старуха в свой ящик!»)

Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрасного? (да он опять не может налюбоваться на предмет который ему понравился в донном случае это наперсток)
В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он?(он опять восхищается предметом).

Прочитайте что нам рассказывает Анишит Йокоповна.

Вы согласны с ее мнением?
Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном наперстке.

 Какие строчки подтверждают, что наперсток вызывает у Вовки восхищение? («Был еще и третий наперсток -  ужасно странный         - без донышка, и яркого, неповторимо яркого  красного цвета. Пришлось примерить его на все пальцы. Очень был         интересный наперсток, такого нигде не найдешь. Какая  старуха хитрая - завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться». Эти         слова явно принадлежат маленькому Вовке. Из них видно, что Вовка, как         и в случае         с карандашами, очарован необычным видом, а главное, необыкновенно ярким красным  цветом наперстка.)

Теперь вы         можете объяснить слова Анишит Йкоповны?(Из того, как Вовка рассказывает о наперстке, понятно, что он (примерив его на все пальцы) уже         не в силах расстаться  с чудесной         вещью. В конце этого фрагмента         текста Вовка, признаваясь в краже, выкрикивает: «Мамочка,         я ужасный вор!          Я прельстился красненьким!» Это еще одно подтверждение слов Анишит Йокоповны о том, что Вовка «снова пал жертвой собственного чувства прекрасного».)
Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы?
Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? (И. Крылов «Стрекоза и Муравей».)
Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию?(Понятно, что из-за пропажи наперстка старуха не будет заявлять в полицию. Да и полиция не будет предпринимать таких серьезных мер, как поиск вора с собаками – ищейками).
А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала?

А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста.
Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента. (В первый раз Вера пыталась не столько припугнуть Вовку, сколько объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи», а во второй раз выдумка сработала потому, что Вовка испугался ищеек;  Вера сумела создать ситуацию, в которой Вовке пришлось признаться немедленно, пока еще не поздно.)

А сестра Буба — настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста.( То, что  Буба - настоящий друг Вовки, видно из того,         как она переживает за брата:         она обнимает Вовку,         плачет, но не выдает. Ее повторяющаяся несколько раз фраза: «надо признаваться» не указывает напрямую         на то, что наперсток         взял именно Вовка.  Буба очень хочет,         чтобы Вовка скорее признался и спасся от ищеек.)
Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите самые смешные строчки.
Почему смешно, когда мы читаем? (Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак пришлось уговаривать отдельно. Смешно то, что до карандашей «донюхались» ищейки и страшно озверели. Смешно то, что Вовке пришлось пообещать «целую жизнь безупречной честности» вымышленным собакам.)
Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)

Прочитаем последний отрывок и узнаем чем закончиться рассказ (по ролям автор, Бума, Вова).
Что вы можете добавить к характеристике Вовки?
Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку? (На желание Бубы взять потерянную кем-то булавку Вовка реагирует очень бурно: он резко останавливает  сестру,         называет булавку «чужой         собственностью» и говорит, что поднять ее можно только для того, чтобы вернуть владельцу, а владельца сначала нужно найти.)
Почему эта реакция кажется вам смешной? (Это кажется  смешным, потому что булавка-такой незначительный предмет, что искать ее владельца совершенно бессмысленно и невозможно. Кроме того, смешно и то, что для пятилетнего Вовки после истории с полицейскими собаками любое (с его  точки зрения) отступление         от честной жизни недопустимо.)
Вспомните, как         называется         этот рассказ. Надежда Тэффи  дала ему такое название всерьез, или в названии содержится добрая усмешка автора? Сопоставьте название с последним         абзацем текста - тогда легче будет отвечать на этот         вопрос. (В последнем         абзаце дано описание Вовки, в котором несколькими яркими деталями подчеркивается,         какой он еще маленький. Эти детали помогают нам         понять, что писательница назвала свой  рассказ «Преступник»,         конечно же, в шутку, что автрор смотрит на маленького Вовку и на его поступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.)

Отвечать на вопрос

Читать по цепочке

Отвечать на вопросы

Искать подтверждение в тексте

Отвечать на вопросы

Читать слова Анишит Цокоповны

Искать фрагмент

Отвечать на вопрос

Отвечать на вопрос

Отвечать на высказывание из учебника

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы с подтверждением из текста

Отвечать на вопросы

Читать отрывок из текста

Делать характеристику героя

Читать отрывок

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопрос

Вспоминать как называется рассказ

Сопоставлять название с последним абзацем в учебнике

Регулятивные:самоконтроль.

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Личностные:учебно – познавательный интерес к новому материалу.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев;

К: сотрудничать со сверстниками в выполнении общих учебных задач;

П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;

К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи; участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

6

Итог урока

4 мин

С каким произведением вы познакомились?

Кто автор?

Как вы думаете почему Тэффи написала этот рассказ? Что она нам хочет сказать, может предупредить.

Вам понравилось произведение?

Какой бы совет вы дали его герою?

Какие цели мы ставили?

Узнали секрет смешного?

Р.т.с 16 №10 по заданию

Отвечать на вопрос

Делать вывод

Отвечать на вопросы

Вспоминать цели

Записывать д.з.

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник»

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-7Тема: Надежда Тэффи «Преступник»Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объя...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...