Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тип урока: изучение нового материала

Цели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей

Планируемые результаты:

·        Предметные: определять главную мысль сказки; находить подтверждения главной мысли в тексте; давать характеристику героев сказки;

·        Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность; проявлять интерес к чтению и изучению сказки; оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя.

 

Оборудование: учебник по Литературному чтению 3 класс часть 2, под редакцией Л.Ф. Климановой; учебная презентация; аудиозапись К. Сен-Санса «Лебедь»; репродукция картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь»; рисунки учащихся; карточки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._skazka_o_tsare_saltane.docx25.52 КБ
Office presentation icon a._s._pushkin_saltan.ppt173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Орг. момент. Мотивационный

9 – 9:01

- Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно -
Нам теперь работать нужно!

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

Меня зовут Вероника Владимировна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи

Метод: словесно- наглядный

Прием: рассматривание иллюстраций; составление картинного плана;

выразительное чтение и анализ текста произведения

9:01 – 9:11

Проверка домашнего задания 

А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Кто напомнит, что было задано?(нарисовать рисунки по сказке) 

Ребята, вот у нас с вами картинная галерея. Нужно поместить ваши рисунки в той последовательности, в которой развивается сюжет. Какой рисунок будет первым?(Дети предполагают, учитель выбирает самое точное) Кто нарисовал этот рисунок? Встань, пожалуйся, и зачитай выразительно тот отрывок, к которому подходит твой рисунок. А остальные ребята слушают и анализируют чтение одноклассника.

Какой следующий эпизод? Что в сказке происходит дальше? (дети находят рисунок, озаглавливают и автор зачитывает выразительно отрывок)

Проверяют домашнее задание вместе с учителем

Составляют последовательность, анализируя ход событий

Читают выразительно

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Метод: словесно-практический

Прием: учебный диалог; анализ отрывка

9:11- 9:14

А посмотрите на этот рисунок? Что здесь изображено? Давайте найдем отрывок в тексте, который подходит. Ребята, как вы думаете, что это за текст? (описание героя) Правильно, это описание героя данного произведения. Кто догадался, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (об описании\ характеристике героя) Какая тема нашего урока? Правильно молодцы! Давайте подумаем, какие задачи будут у нашего урока? (В процессе чтения и анализа произведения определить главную мысль произведения и дать характеристику героев прочитанной сказки) Итак, давайте посмотрим на слайд. Кто хочет прочитать?

Молодец! Ребята, вот задачи у нас сегодня на уроке.

Чтение вслух одним учеником

Предполагают тему и цели урока

Чтение одним учеником

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

4.Решение частных задач

Метод: словесно-практический

Прием: учебный диалог, самостоятельная работа в парах

9:14- 9:18

9:18- 9:20

Ребята, а сейчас вам предстоит работа в парах. Я раздам каждой паре одно высказывание о главной мысли в сказке. Вам нужно прочитать данные высказывания, обсудить в парах и привести аргументы так ли это на самом деле и является это главной мыслью произведения, найдя доказательства в тексте сказки. Но прежде чем начать давайте вспомним правила работы в парах. Кто напомнит, как нужно работать в паре?

  1. Внимательно выслушайте своего товарища;
  2. Отвергаешь – предлагай;
  3. Помогайте друг другу;
  4. Учитывайте мнение каждого;

Итак, приступайте, у вас на работу 2 минуты.

Давайте проверим, что у вас получилось.  У кого на карточке высказывание под номером 1?

У кого еще это же высказывание? У вас еще что добавить или исправить?(Работа с высказываниями по карточкам.

А сейчас давайте немного разомнемся и проведем физминутку.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Продолжим наш урок.

Работают с учителем устно

Анализируют высказывания в парах и подтверждают отрывками из текста

Работают в парах

Физминутка

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, работа в парах

Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные: взаимопроверка

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Метод: словесно – практический; словесно-наглядный

Прием: учебный диалог, самостоятельная работа в группах; рассматривание репродукции и прослушивание аудиозаписи

9:20- 9:35

9:35- 9:40

9:40- 9:43

А.С. Пушкин рассказывает нам о том, каким должно быть идеальное государство. Прочитайте выразительно описание острова Гвидона. Что вас удивило? Восхитило?

А. С. Пушкин населил свое идеальное государство разными героями, как положительными, так и отрицательными. Сейчас объединитесь в группы. Я вам раздам карточки с характеристикой героев, а вам нужно найти их и записать. На работу у вас 2 минутки.

У вас на столах лежат папки, откройте их и найдите план описания героя. Сейчас мы с вами попробуем описать некоторых героев из этой таблицы, приводя отрывки из текста. Итак, кто попробует описать бабу Бабариху? (ребенок описывает, приводя примеры из текста) А кто попробует описать князя Гвидона?

Теперь попробуем описать саму Царевну Лебедь

Ребята, сказка А.С. Пушкина вдохновляла художников и композиторов разных стран. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с музыкальным произведением Камиля Сен-Санса «Лебедь» и репродукцией картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь». После этого ответьте на вопрос: сходен ли образ, созданный Пушкиным в произведении с образом М. Врубеля и К. Сен-Сансом.

Выразительно читают

Работа в группах

Описывают героя произведения, приводя примеры из текста

Слушают аудиозапись и рассматривают репродукцию

Рассуждают по теме

Регулятивные: работают в группах; оценивают правильность выполнения действия

Коммуникативные: выслушивают мнение соседа по парте, приходят к единому решению

Познавательные: самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

6. Итог урока. Рефлексия.

9:43-9:45

Ребята, давайте вспомним какие цели урока мы ставили? Достигли ли мы их? Давайте отметим на дереве целей. Первый ряд выходите.

Кто хочет подвести итог урока по дереву целей? Молодец, присаживайся. Мне было приятно с вами познакомиться, спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До скорых встреч!

Рассуждают вместе с учителем

Один ученик подводит итог урока

Прощаются

Регулятивные: контроль своих действий на уроке

Тема: "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь"

Тип урока: изучение нового материала

Цели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять главную мысль сказки; находить подтверждения главной мысли в тексте; давать характеристику героев сказки;
  • Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность; проявлять интерес к чтению и изучению сказки; оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя.

Оборудование: учебник по Литературному чтению 3 класс часть 2, под редакцией Л.Ф. Климановой.; учебная презентация; аудиозапись К. Сен-Санса «Лебедь»; репродукция картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь»; рисунки учащихся; карточки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,… Характеристика героев произведения

Слайд 2

Задачи урока. Определение главной мысли произведения; Чтение и анализ произведения с точки зрения характеристики героев;

Слайд 3

Правила работы в группах. Внимательно выслушайте своего товарища; Отвергаешь – предлагай; Помогайте друг другу; Учитывайте мнение каждого;

Слайд 4

1 высказывание Эта сказка – история о добре и зле.

Слайд 5

2 высказывание В сказке три девицы рассказывают о своих желаниях. Одна нацелена на веселье, другая – на материальный достаток, ну а третья мечтает о семье и детях.

Слайд 6

3 высказывание В сказке чудом названа белка, грызущая золотой орех – символ богатства. Чудо ли это на самом деле?

Слайд 7

4 высказывание В сказке чудом названы морские богатыри, охраняющие город – символ силы, власти. На самом деле это является чудом?

Слайд 8

5 высказывание В сказке чудом названа невеста Гвидона – символ счастья. Является ли она чудом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

Название урока: урок чтения (урок  изучения новой темы)Тема урока:  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...