Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами и программой УМК «Школа 2100» под редакцией Р. Н. Бунеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litetraturnoe_chtenie.doc | 490.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №9
г. Химки Московской области
Рабочая программа по литературному чтению
(базовый уровень)
4 «Б» класс
Составитель: Гущенская Ирина Петровна
учитель начальных классов высшей категории
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, планируемыми результатами и программы УМК «Школа 2100» под редакцией Р. Н. Бунеева.
I. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник для 4-го класса – «В океане света» (в 2-х частях), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы..
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом гимназии предмет «Литературное чтение» составляет 102 часа в год при 3-х часа в неделю.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Произведения современной детской литературы разных жанров (10 или 8 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (21 или 17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нраво- учительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (47 или 31 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (62 или 49 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К.Драгунской, Т.Собакина и др. Современные детские журналы.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||||
– овладение функциональной гра- мотностью; – овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи | – определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях | ||
4-й класс | ||||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; • самостоятельно находить ключе- вые слова; • самостоятельно осваивать незна- комый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); • вычитывать разные уровни тек- стовой информации: фактуаль- ной, подтекстовой, концептуаль- ной; • формулировать основную мысль текста; • составлять простой и сложный план текста; • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой | • аргументированно высказывать своё отношение к прочи- танному, к героям, понимать и определять свои эмоции; • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | • самостоятельно давать характеристику героя (пор- трет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произве- дения со временем их создания; с тематикой детской литературы; • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым при- знакам; • видеть языковые средства, использованные автором |
VII. Материально – техническое обеспечение.
1.Авторская программа «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.
2.Книгопечатная продукция.
Учебники:
1 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. «Капельки солнца: книга для чтения в первом классе». – М.: Баласс, 2011.
2 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В «Маленькая дверь в большой мир» (2 части). – М.: Баласс, 2011.
3 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В «В одном счастливом детстве» (2 части). – М.: Баласс, 2011.
4 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В «В океане света» (2 части). – М.: Баласс, 2011.
Тетради:
1 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В Тетрадь по чтению к учебнику «Капельки солнца». – М.: Баласс, 2011.
2 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». – М.: Баласс, 2011.
3 класс Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». – М.: Баласс, 2011.
4 класс Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». – М.: Баласс, 2011.
3. Техническое обеспечение:
Мультимедийный проектор, магнитофон.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе.
Дата | Факт | № П/П |
Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока | |
Освоение предметных знаний | УУД (личностные и метапредметные результаты) | |||||
01.09 | 1 | Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. знакомство с учебником. | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов. | Анализ и оценка содержания разворота учебника. Понимание и распознавание условных обозначений. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Умение слушать и вступать в диалог. | Знакомство с учебником и условными обозначениями Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. Комбинированный урок. | |
02.09 | 2 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: -определять тему и основную мысль произведения; -читать стихотворные произведения наизусть | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков. Формирование познавательных мотивов –интереса к новому. Ориентация на позицию других людей | Поиск и выделение необходимой информации. Комбинированный урок. | |
07.09 | 3 | Фантастическая повесть Е.Велтистова «Приключения Электроника» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: -определять тему и основную мысль произведения; -пересказывать текст; | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков; Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Составление плана произведения; Групповая работа; Комбинированный урок. | |
08.09 | 4 | Е.Велтистов «Приключения Электроника» Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь : -определять тему и основную мысль произведения; -пересказывать текст; | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков; Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Пересказ по плану; Групповая работа; Комбинированный урок. | |
09.09 | 5 | Е.Велтистов «Приключения Электроника» Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь : -определять тему и основную мысль произведения; -пересказывать текст; | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков; Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Пересказ по плану; Групповая работа; Комбинированный урок. | |
14.09 | 6 | Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: -читать стихотворное произведение выразительно | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текста. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Работа с вопросами к произведению; Работа над выразительностью чтения. Комбинированный урок. | |
15.09 | 7 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1 | Обобщить и повторить изученный материал. | Проверка своих знаний и самостоятельная, оценка своих достижений на основе диагностической работы, представленной в рабочей тетради | Организация работы по повторению, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Урок проверки знаний. | |
16.09 | 8 | Внеклассное чтение Книги о ребятах-сверстниках Развитие речи. Что такое детская литература? Рассказ о любимом писателе. | Расширить круг чтения. Развивать и обогащать речь учащихся | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля Умение слушать и вступать в диалог. уважение иной точки зрения, отличной от собственной - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л); - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л). | Намечать в коллективной и и парной работе простой план действий; Загадывать загадки ,представлять свои рисунки. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. | |
21.09 | 9 | Зарождение литературы. Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов» Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой..» | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Уметь: -отличать былину от других литературных жанров по отличительным признакам. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений. Умение аргументировать свою точку зрения | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | |
22.09 | 10 | «Повесть временных лет». Расселение славян. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Уметь: -отличать былину от других литературных жанров по отличительным признакам. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение. | Искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять взаимный контроль, работать с информацией, перерабатывать ее, готовить сообщение по теме. Составлять небольшое монологическое высказывание по теме. | |
23.09 | 11 | «Похвала книгам Ярослава Мудрого» | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Уметь: -отличать былину от других литературных жанров по отличительным признакам. | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Составить план статьи. Нахождение главного. | |
28.09 | 12 | «Поучение» Владимира Мономаха. Что читали наши предки в 15-16 веках. Поучение и светский рассказ. | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Уметь: -отличать былину от других литературных жанров по отличительным признакам. | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Работать по предложенному учителем плану. Выделение морального содержания ситуации. Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы. | Составить план статьи. Групповая работа по составлению памятки по поучению В.Мономаха | |
29.09 | 13 | Путешествие1 17век. Чудов монастырь. Справщик Савватий-первый детский поэт. Стихи Савватия. | Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть, отличать древнерусские стихи от современных | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Умение обосновать собственное мнение. Выделение морального содержания ситуации. Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы | Поиск и выделение необходимой информации. Групповая работа по определению особенностей первых детских стихов. | |
30.09 | 14 | Путешествие2 18 век. Сон незнакомого мальчика. Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы» | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения | Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований для классификации. Умение слушать собеседника. самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Поиск и выделение необходимой информации. Пользоваться справочной литературой. | |
05.10 | 15 | Проверочная работа №2 Внеклассное Чтение. Книги о книгах. | Уметь : -выполнять творческие задания; -определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, Составлять историю книги | Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность. | Пользоваться справочной литературой. Работать в группе, оценивать работу товарищей. | |
06.10 | 16 | С. Аксаков «Детские годы Багрова- внука» | Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Комбинированный урок. | |
07.10 | 17 | А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова».Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни". | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. | Связно отвечать по плану. Комбинированный урок. | |
12.10 | 18 | Статья Н.И Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | Знать :-о Н.И Новикове как издателе, писателе, ученом; -отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов Уметь : -сравнивать построение нравоучительных статей; -соотносить текст с пословицами | Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Составление плана произведения; Групповая работа; Комбинированный урок. | |
13.10 | 19 | Сочинение в духе нравоучительной статьи. | УМЕТЬ: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. | - пользоваться словарями, справочниками (П); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов | |
14.10 | 20 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться , когда твердо того захочешь». | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть, | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Работать в группе, оценивать работу товарищей. Комбинированный урок. | |
19.10 | 21 | Обобщающий урок Зарождение , становление и развитие детской литературы 11-18 веков. Проверочная работа №3 | Уметь : -выполнять творческие задания; -определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, Составлять историю книги | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Пользоваться справочной литературой. Комбинированный урок. | |
20.10 | 22 | Внеклассное чтение Писатели о себе (автобиографические книги) | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе) Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Пользоваться справочной литературой; находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
21.10 | 23 | Развитие речи Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы». | Уметь : -выбирать смысловые слова, тему; -анализировать тему и содержание сочинения. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в письменной форме. Анализировать тему и содержание сочинения. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев. Составление плана произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
26.10 | 24 | Путешествие 3 Москва начала 19в. И.С Крылов«Слон и Моська» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь :читать осознанно басню; определять тему и главную мораль; читать басню наизусть; отличать басню от других жанров художественной литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Создавать словесный портрет, обогащать словарный запас детей. | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Комбинированный урок. | |
27.10 | 25 | И.А Крылов. Басни. «Квартет». Характерные особенности жанра басни. | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь :читать осознанно басню; определять тему и главную мораль; читать басню наизусть; отличать басню от других жанров художественной литературы; -характеризовать героев на основе их поступков, -инсценировать басню | Создавать словесный портрет, обогащать словарный запас детей. Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. | Работать в группе, оценивать работу товарищей. Инсценировать басню. | |
28.10 | 26 | Путешествие 4 1828 г. Первая русская литературная сказка А.Погорельский «Черная курица» | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлятьплан ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Определяют границы частей, составляют план. | |
2 четверть 09.11 | 27 | А.Погорельский «Черная курица» | Уметь: – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Пользоваться разными видами чтения, составлять план сказки. | Просмотр мультфильма «Черная курица»; Сравнение художественного произведения и мультфильма | |
10.11 | 28 | Путешествие 5 Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы А. Ишимовой. | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. | Пользоваться справочной литературой. | |
11.11 | 29 | А.С Пушкин«Сказка о царе Салтане» | Знать биографию автора и его произведения; Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Уметь пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Создавать словесный портрет героев, обогащать словарный запас детей. Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. | Определять границы частей, составлять план. Находить ответы на вопросы в тексте, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
16.11 | 30 | А.С Пушкин«Сказка о царе Салтане» | Знать биографию автора и его произведения; Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Уметь пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Связно отвечать по плану. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
17.11 | 31 | А.С Пушкин«Сказка о царе Салтане» | Знать биографию автора и его произведения; Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Уметь пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | |
18.11 | 32 | Внеклассное чтение А.С Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» | Знать биографию автора и его произведения; Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Уметь пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности Создавать словесный портрет героев, давать им характеристику, обогащать словарный запас детей. | Давать оценку героям сказки. Находить ответы на вопросы в тексте, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
23.11 | 33 | В.А Жуковский «Спящая царевна». | Знать биографию автора и его произведения; Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Уметь пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Определять границы частей, составлять план. Давать оценку героям сказки. Комбинированный урок. | |
24.11 | 34 | Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А. Жуковского (обобщение) | Знать биографию автора и его произведения; Расширить круг чтения. | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
25.11 | 35 | В.Даль «Война грибов с ягодами» Развитие речи Сочинение-обработка народной сказки (подражание В.Далю) | Знать: присказку, зачин, концовку сказки Уметь: придумывать свои сказочные истории по типу сказок В.Даля, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Поиск и выделение необходимой информации, определять различные средства выразительности. Сочинять свою сказку | |
30.12 | 36 | А. Ишимова «Славяне» (из истории России в рассказах для детей) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Определение основной и второстепенной информации | Находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Комбинированный урок. | |
01.12 | 37 | Обобщение по разделу 3 «19в. Путешествие продолжается» Проверочная работа №4 | Знать: изученный материал. Уметь -выполнять творческие задания; -определять жанры литературы по фрагментам текстов | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. | Искать и выделять необходимую информацию. Групповая работа; Комбинированный урок. | |
02.12 | 38 | Внеклассное чтение «Вчера и сегодня» (литературные сказки 19 в.) | Знать литературные сказки русских авторов; Уметь определять место книги в жизни человека, ее роль в становлении личности. | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Определение основной и второстепенной информации | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. | |
07.12 | 39 | Путешествие 6 Мир природы приходит на страницы книг С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
08.12 | 40 | Поэты 19 века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. Комбинированный урок. | |
09.12 | 41 | Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения,определять тему и главную мысль,читать стихотворное произведение произведение. | Научатся определять различные средства выразительности. Создавать словесный портрет, обогащать словарный запас детей. Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. | Определять границы частей, составлять план. Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
14.12 | 42 | Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне. Учебные книги. | Знать темы и героев путешествия, биографию автора и его произведения; Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения | Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. | |
15.12 | 43 | Л.Н Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | Искать и выделять необходимую информацию. Работать в группе, оценивать работу товарищей. | |
16.12 | 44 | Проверка техники чтения | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. | ||
21.12 | 45 | К.Д. Ушинский «Столица и губернский город» Проверка техники чтения | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, читать стихотворное произведение. | Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. Работать в группе, оценивать работу товарищей. | |
22.12 | 48 | К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. | Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристику героев. Составлять план произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
23.12 | 47 | К.Д Ушинский «Наше Отечество» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. | Научатся определять различные средства выразительности. Учить понимать произведение о родине. | Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
28.12 | 48 | Р.р в форме путевого очерка | Уметь : -выбирать смысловые слова, тему; -анализировать тему и содержание сочинения. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в письменной форме. Анализировать тему и содержание сочинения. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев. Составление плана произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
3 четверть 11.01 | 49 | К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому | УМЕТЬ: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. | - пользоваться словарями, справочниками (П); - интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л). | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов | |
12.01 | 50 | А.И Куприн«Слон» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, читать произведение. | Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | Определять границы частей, составлять план. Находить ответы на вопросы в тексте, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
13.01 | 51 | А.И Куприн«Слон» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, читать произведение. | Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | Определять границы частей, составлять план. Находить ответы на вопросы в тексте, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
18.01 | 52 | Обобщение Проверочная работа№5 (Детская литература 19 в Внеклассное Чтение Произведения А.П Чехова для детей.) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов Уметь анализировать средства художественной выразительности; Выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Задавать вопросы, аргументировать свою позицию. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
19.01 | 53 | Путешествие 8 (В..библиотеку) Загадки Лидии Чарской | Знать темы и героев путешествия. Уметь -составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения, - прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности | Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
20.01 | 54 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. | Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
25.01 | 55 | Образ Лены Икониной | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь составлять монологическое высказывание на предложенную тему. | Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. | |
26.01 | 56 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики 19-20 веков. | Знать литературные произведения классиков 19-20 веков; Уметь определять место книги в жизни человека, ее роль в становлении личности. | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. | Находить ответы на вопросы в тексте. | |
27.01 | 57 | Путешествие 9. Петроград 1923г. | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. - использовать статьи литературных критиков, участвовать в обсуждении текстов, объяснить смысл названия путешествия, рассказывать о полюбившихся детских журналах | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. | |
01.02 | 58 | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. | Подготовить рассказ о морском капитане; выполнить задания в тетради | |
02.02 | 59 | К. Чуковский «Серебряный герб» (гл 1) Телефон «Обериуты» Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. - использовать статьи литературных критиков, участвовать в обсуждении текстов, объяснить смысл названия путешествия, рассказывать о полюбившихся детских журналах | Научатся пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
3.03 | 60 | Ю.Владимиров«Чудаки» Внеклассное чтение Современные детские журналы | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст - использовать статьи литературных критиков, -участвовать в обсуждении текстов, объяснить смысл названия путешествия,рассказывать о полюбившихся детских журналах | Научатся определять различные средства выразительности; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
08.02 | 61 | Путешествие 10 «Вокруг Маршака» | Знать темы и героев путешествия. Уметь -составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения, - прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Составлять небольшое монологическое высказывание ,поиск и выделение необходимой информации | |
09.02 | 62 | Е. Шварц «Два брата» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Умение работать с иллюстрацией, наблюдать, сравнивать. Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | Находить ответы на вопросы в тексте. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержание произведения. | |
10.02 | 63 | Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Задавать вопросы, аргументировать свою позицию. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Парная работа. Комбинированный урок. | |
15.02 | 64 | А.Н. Толстой «Фофка», А.Н. Толстой «Кот-сметанный рот» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. | Находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
16.02 | 65 | М. Пришвин «Изобретатель» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. | Находить ответы на вопросы в тексте, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
17.02 | 66 | С.Я Маршак «Сила жизни» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
22.02 | 67 | Р.Киплинг «На далекой Амазонке». Р.Бернс «В горах мое сердце». | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Находить ответы на вопросы в тексте. | |
23.02 24.02 | 68 | С.Я Маршак Критик, поэт, переводчик. | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения,определять тему и главную мысль,читать стихотворное произведение произведение. | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
29.02 | 69 | Обобщение. Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература 20 века»(Путешествия 8-10) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов Уметь анализировать средства художественной выразительности; Выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Рефлексия способов и условий действий. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
01.03 | 70 | Внеклассное чтение Творцы книг(рассказы о писателях, художниках, иллюстраторах) | Знать современные литературные произведения и их авторов; Уметь определять место произведений в жизни человека, их роль в становлении личности; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
02.03 | 71 | Библиотечный урок | Знать авторов и произведения, Уметь находить нужные произведения, отбирать произведения, соответствующих темам изученных разделов, готовить сообщения на заданную тему. | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Парная работа. | |
07.03 | 72 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения; - прогнозировать содержание раздел | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя). | |
08.03 09.03 | 73 | А.Барто «Снегирь» | Уметь: читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря | Научатся понимать нравственный смысл рассказа. | Находить ответы на вопросы в тексте участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
14.03 | 74 | Ю.Олеша«Кукла с хорошим аппетитом» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов Уметь: сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст сказки, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, | Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. | Определять границы частей, составлять план. Находить ответы на вопросы в тексте. | |
15.03 | 75 | Ю.Олеша«Кукла с хорошим аппетитом» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов Уметь: сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст сказки объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст,, | Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Научатся понимать нравственный смысл рассказа. | Связно отвечать по плану. | |
16.03 | 76 | Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?»Работа с текстом | Уметь выделять ключевые фразы,мысли при чтении,комментировать прочитанное | Находить смысловые связи в произведении и жизни. | Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
4 четверть 28.03 | 77 | Путешествие 12 «Дорогие мои мальчишки» Р. Фраерман «Гайдар и дети» | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения; - прогнозировать содержание раздела | Умение прогнозировать содержание. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
29.03 | 78 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
30.03 | 79 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, сравнивать и характеризовать героев, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации | Связно отвечать по плану. | |
04.04 | 80 | Путешествие 13 Смешные книжки. Н.Носов «Федина задача» | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения; - прогнозировать содержание раздела | Умение прогнозировать содержание. Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Связно отвечать по плану. | |
05.04 | 81 | В.Драгунский «Что любит Мишка?» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, сравнивать и характеризовать героев, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Связно отвечать по плану. | |
06.04 | 82 | Внеклассное чтение Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, сравнивать и характеризовать героев, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. Находить смысловые связи в произведении и жизни | Находить ответы на вопросы в тексте. | |
11.04 | 83 | Внеклассное чтение Юмористические рассказы Н.Носова | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, сравнивать и характеризовать героев, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий. | Находить ответы на вопросы в тексте. | |
12.04 | 84 | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | Знать понятие сатира и юмор; Уметь находить рифму в произведении, сравнивать и составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст , - оценивать события, героев произведения | Научатся выразительно читать стихотворения. | Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
13.04 | 85 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это? Веселые произведения В.Голявкина, И.Пивоваровой | Знать понятие сатира и юмор; Уметь находить рифму в произведении, сравнивать и составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст , - оценивать события, героев произведения | Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
18.04 | 86 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благиной, Б.Заходера | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения; - прогнозировать содержание раздела | Умение прогнозировать содержание. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Фронтальная работа. | |
19.04 | 87 | Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира | Знать : отличие детской поэзии 2-й половины 20в. от произведений для детей 20-х годов; авторов и их произведения данного периода; Уметь :читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; | Научиться находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; совершенствовать речь. | Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
20.04 | 88 | Стихи Э.Мошковской И Э.Успенского | Знать отличительные черты поэтического произведения; Уметь находить рифму в произведении; - читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения. Совершенствовать речь. Находить смысловые связи в произведении и жизни. | Находить ответы на вопросы в тексте. | |
25.04 | 89 | Стихи С. Черного, В. Долиной | Знать отличительные черты поэтического произведения; Уметь находить рифму в произведении; - читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | |
26.04 | 90 | Миниатюры Г.Цыферова (резервный ) | Знать отличительные черты поэтического произведения; Уметь находить рифму в произведении; - читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
27.04 | 91 | Стихи Н. Матвеевой | Знать отличительные черты поэтического произведения; Уметь находить рифму в произведении; - читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | Совершенствовать речь. Научатся выразительно читать стихотворения | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | |
02.05 | 92 | Внеклассное чтение Любимые стихи | Знать отличительные черты поэтического произведения; Уметь находить рифму в произведении; - читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | Совершенствовать речь. Научатся выразительно читать стихотворения. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
03.05 | 93 | Практикум «Учусь читать лирический текст По стихотворению Н.Матвеевой | Знать отличительные черты поэтического произведения; Уметь находить рифму в произведении; - читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | Совершенствовать речь. Научатся выразительно читать стихотворения | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
04.05 | 94 | Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век 20 . Новые встречи со старыми друзьями» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов Уметь анализировать средства художественной выразительности; Выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Рефлексия способов и условий действий. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
09.05 10.05 | 95 | С.Козлов «Снежный цветок» | Знать особенности жанра драматургии(пьесы-сказки), идею пьесы. Уметь анализировать характеры героев, инсценировать пьесу, читать по ролям, участвовать в обобщающей беседе | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Подведение под понятие. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Находить в тексте пословицы,объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
11.05 | 96 | С.Козлов «Снежный цветок» | Знать особенности жанра драматургии(пьесы-сказки), идею пьесы. Уметь анализировать характеры героев, инсценировать пьесу, читать по ролям, участвовать в обобщающей беседе | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Подведение под понятие. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Находить в тексте пословицы,объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
16.05 | 97 | Путешествие 15 Молодые детские писатели К. Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле». | Знать темы и героев путешествия. Уметь составлять план ,участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения; - прогнозировать содержание раздела | Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. Находить смысловые связи в произведении и жизни | Связно отвечать по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
17.05 | 98 | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. | Работать по предложенному учителем плану. | |
18.05 | 99 | Проверка техники чтения за 2-е полугодие | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Рефлексия способов и условий действий. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Работать по предложенному учителем плану. | |
23.05 | 100 | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа №8 по теме «Интервью у детского писателя» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов Уметь анализировать средства художественной выразительности; Выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Рефлексия способов и условий действий. Прогнозирование уровня усвоения. | Работать по предложенному учителем плану. | |
24.05 | 101 | Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется мечтать. Эпилог. Письмо к читателям. | Знать отличительные черты поэтического произведения; Уметь находить рифму в произведении; - читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | Рефлексия способов и условий действий. | Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
25.05 | 102 | Резервные уроки | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...