Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n.tolstoy-detyam.doc74 КБ
Office presentation icon l.n.tolstoy.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Л.Н.Толстой - детям»

Цель деятельности учителя: - Познакомить с жизнью и произведениями Л.Н.Толстого

Планируемые результаты:

       Предметные: 

-знать значение слова «быль»;

-способствовать развитию доброго отношения к людям;

-обогащать читательский опыт учащихся;

-отрабатывать навык выразительности.

      Личностные:

-выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

-проявлять фантазию и творческие способности.

 Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация


Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

5 мин

5 мин

-О каком поэте мы говорили на предыдущем уроке? (А.С.Пушкин)

-Кем его считаю? (славой и гордостью нашей Родины.)

-Давайте еще раз прочитаем отрывок из произведения на странице 93.

-Может быть кто-то еще хочет его рассказать наизусть, кто еще не рассказывал?

-Давайте прочитаем еще три его замечательных стихотворения.

Береза 

 Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Осень

Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.

И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.

Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

-Что объединяет эти стихотворения? (о природе)

-Можно ли сказать, что при написании этих стихотворений у автора было одинаковое настроение? (нет). Почему? (разное время года)

-Что хотел автор передать нам в первом стихотворении? ( зима-прекрасное время года, хотя и холодное)

-Мы знаем, что А.С.Пушкин родился и жил какое-то время в Москве.  А кто из вас знает, кто из писателей родился и провел свое детство в Ясной Поляне под Тулой?

-Правильно, это был Л.Н.Толстой. Сегодня мы познакомимся с его жизнью поближе,  а также будем читать его замечательные рассказы, которые вы дома должны были прочитать выразительно.

Поддерживать учебный диалог

Рассказывать наизусть

Читать стихотворения

Слушать других

Изучать дополнительный материал

Представлять время года

Рассуждать о стихотворениях

Формулировать тему и знакомится с целями урока

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

-Л.Н.Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событий.

В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.

-Какую книгу-учебник он написал для детей? (Азбуку)

-Л.Н.Толстой пишет много занимательных рассказов. Среди них много былей.

-Кто знает, что такое быль? (это маленький рассказ, в котором говорится о том, что было на самом деле.)

-Кто желает прочитать первый рассказ? Второй?

-Осёл и лошадь. Прочитайте этот текст.

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру».

-Почему лошади стало очень тяжело? (не захотела помочь ослу , так помимо всего она и его шкуру ей тащить пришлось)

-Что вы можете о ней сказать? (ответы)

Лгун.

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

 - Помогите, волк! Волк!

 Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

 Мальчик стал кричать:

 - Сюда, сюда скорей, волк!

 Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

 Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

-Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего)

-Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)

-Как мужик убрал камень (читает учитель)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

-Что можете сказать о мужике? (сообразительный, умный)

А теперь встанем и немного разомнемся.

Поддерживать учебный диалог

Воспринимать информацию

Читать рассказы

Обдумывать поведение мальчика

Искать смысл рассказа

Искать ответ на вопрос

Характеризовать мужика

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

Л:ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

Котенок.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

“Назад, назад!” — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

-Как вы можете охарактеризовать мальчика «Васю»?

-На доске написаны слова:

Глупый, слабый, бесполезный, лживый, плохой

-Среди ваших ответов звучали слова , написанные на доске? (нет)

-Подберите к ним антонимы. Что такое антонимы? (противоположные по значению слова)

(умный, сильный, нужный, честный, хороший).

-Может ли человек быть только хорошим или плохим?

-В каждом человеке есть две половинки: белая и черная. Важно, какую человек открывает в себе больше, каким он хочет быть.

Ученый сын.

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

—   Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

—   Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

—   И что за дурак тут грабли бросил!

-Какие мысли у вас возникли по поводу поведения ученого сына?

-А для чего учитесь вы?

Читать рассказ

Делиться собственным мнением

Поддерживать учебный диалог

Характеризовать мальчика

Подбирать антонимы

Делиться своими мыслями

Обдумывать личный смысл учения

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Домашнее задание

1 мин

 

-Дома почитайте выразительно рассказы К.Д.Ушинского

Записывать задание на дом

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

-Как вы думаете, каких хотел видеть детей Л.Н.Толстой? (грамотных, добрых, отзывчивых, честных).

-Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

-урок окончен.

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин

Слайд 2

Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 3

Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны.

Слайд 4

Осень Цветы поблёкли; Деревья голы: Сады заглохли, Печальны долы. И птиц не слышно, Все улетели. В последний раз весне Песню спели. Осень! Небо тучно. Дождик льет, Печально, скучно Время идет.

Слайд 6

Лев Николаевич Толстой

Слайд 8

Осёл и лошадь. Прочитайте этот текст. У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру». -Почему лошади стало очень тяжело? (не захотела помочь ослу , так помимо всего она и его шкуру ей тащить пришлось)

Слайд 9

Лгун. Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: - Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: - Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. -Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего) -Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)

Слайд 10

Глупый Слабый Бесполезный Лживый плохой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс  (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Постройка и реальность " 2 класс. (Конспект+ презентация)

Цель данного урока: продолжать знакомство учащихся работать с бумажной пластикой; составить коллективную работу "Наш двор"...

Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)

Учебно- методический комплект  по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...