Конспект урока литературного чтения для 3 класса А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Конспект урока  литературного чтения в 3 классе  с красочной презентацией .  

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык  литературного произведения; воспитание  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию.

Тип урока: обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_tsare_saltane.rar1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

г. Нижнего Новгорода гимназия №2

Конспект урока  по литературному чтению

в 3 классе

УМК « Школа России»

Тема:   А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

(обобщение)

Выполнила:

учитель начальных классов

МАОУ гимназия №2

Куталина Вера Борисовна

г. Нижний Новгород

2015 год

Конспект урока  литературного чтения в 3 классе

УМК « Школа России »

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык  литературного произведения; воспитание  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию.

Тип урока: обобщение

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник  
  • карточки с заданием

Для учителя:

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  •  выставка книг

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

- Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами  продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3)

- Вспомните, какое полное название этой сказки?

 

Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о  творчестве А.С.Пушкина.

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)

 

Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Познавательные УУД: Поиск нужной информации,   построение правильного  речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

 Осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.

 

2.Актуализация  знаний учащихся.

Анализ сказки и  составление сравнительных характеристик  главных героев.

3. Физкультминутка

А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона?     Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.  

  1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

 - Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

- Перечислите чудеса, которые появились на острове.

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах  князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.

 

-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

(Слайд 5 - 7)

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8)  

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9)  

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)  

 Дети   ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и  читают  отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!») Дети делают выводы о душевных качествах князя  Гвидона. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)

 Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и  вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон -  с печалью, купцы  - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

 Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

(В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)

 

Познавательные УУД:  

Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД:  

Анализ, синтез,  сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Регулятивные УУД:

  Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

 4.Творческое задание

- Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы?

-Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание   в  группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями и  составьте его     характеристику    по плану.    Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя.  А мы попробуем  догадаться, о ком идет речь. На слайде дан  план характеристики  (Слайд 10) 

1. Внешность, характер героя.

2. Поступки и действия героя.

3. Отношения автора к герою.

4. Ваше отношение к герою.

Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей.

Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)

Работа в  группах  по 4 человека. Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха из сказки «Золотая рыбка», 2 группа –  золотая рыбка , 3 группа – старик  из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».)

 

Познавательные УУД:  Построение речевого высказывания, поиск известной  информации.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.

Познавательные УУД:

Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений

5.Работа над жанровыми особенностями произведения.

 - Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками?

- Что у них общего с народными сказками?

-Чем они отличаются?

 (Слайд 11)

Общие черты:

Зачин, развитие событий и концовка.

Народные  слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне…)

Победа добра над злом.

Живет и чудо, и реальность.

-В  чем же отличие сказок Пушкина от народных?

Отличия:

Стихотворная форма.

Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

 Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.)

 Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод.

 Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

 

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 5.Итог урока. Рефлексия.

  -Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. (Слайд 12)

- Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина?

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

- Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте?

Домашнее задание: подготовить  к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.

 

 

 Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Оценивание детьми собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «М. Зощенко «Золотые слова»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М. Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве М. Зощенко; ознакомление с художественным произведение...

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Федина задача»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «М. Зощенко «Великие путешественники»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве М. Зощенко; ознакомление с художественным пр...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 3 частью; анализ всего отрывка; формирование навыка осознанного и выразительного...