Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Приём звукописи.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
литературное чтение
Выполнила студентка 46 гр.
Козлова Наталия
Проверила: Палченкова В. В.
Отметка:
Дата: 24.02.16
Челябинск, 2016
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «б»
Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи»
Цели урока: развитие умения находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля; знакомство с приёмом звукописи.
Планируемые результаты:
- Предметные: развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать; соотносить иллюстрации и художественный текст; определять слова, которые помогают услышать звуки моря, комара, шмеля, мухи; сознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
- Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Пусть девизом нашего урока сегодня будет следующее стихотворение. Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно! - Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. | Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: работа со стихотворением на слайде; игра. Словесный: ответы на вопросы, строят речевые высказывания. | 8 мин. | Актуализация опорных знаний: - Ребята, прочитайте стихотворение на слайде, сначала прочтите его медленно. (Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась.) - Прочитайте шепотом. - Прочитайте выразительно. - Ребята, кто узнал, кто написал это стихотворение? - Вы ответили правильно, это стихотворение написал А.С.Пушкин. - А сейчас, я предлагаю вам сыграть в игру, под названием «интервью» я буду ведущей передачи радиостанции, и я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине. - Вы готовы? Тогда давайте начнём! - В каком городе родился А.С. Пушкин? (В Москве.) - К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (К старин. дворянскому роду.) - Чем больше всего интересовались в этой семье? (Литературой и театром.) - На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (На французском языке.) - Кто в семье занимался образованием детей? (Иностранцы - гувернёры.) - Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.) - Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных.) - Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. | Слушать учителя. Читать стихотворение на слайде, медленно. Читать шёпотом. Читать выразительно. Отвечать на вопросы учителя. Принимать участие в игре. Отвечать на вопросы учителя. Воспринимать речь учителя. Строить речевые высказывания. | Регулятивные - постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа со слайдом, прослушивание отрывка из оперы. | 15 мин. | - А вы знали что в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина, замечательный русский композитор Николай-Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке? - Давайте послушаем отрывок из оперы «Полёт шмеля». - Какая это музыка? (гудящая, жужжащая) - Какие чувства она у вас вызывает? (Чувство радости, ликования) - Опера - это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих. - Ребята, а кто мне может сказать что такое звукопись? (Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.) - А сейчас, посмотрите на слайд. - Прочитайте отрывок стихотворенья. (Кажется, шепчут колосья друг другу: - Что в этом отрывке передают глухие согласные? Что напоминает свист ветра? (Глухие согласные передают шепот, шорох, шелест; А гласная «у» – напоминает свист ветра.) - Но не всегда звукопись явна, видна отчетливо. Поэтому мы должны быть внимательны, чутки к звукам, вслушиваться в звучание, и тогда нам откроется необычайное звуковое изящество речи, совершенно незаметное внешне, но совмещающее прелесть звучания с его целесообразностью. | Слушать учителя. Слушать отрывок из оперы. Отвечать на вопросы учителя. Воспринимать речь учителя. Вспоминать определение понятия звукопись. Выполнять задание учителя. Отвечать на вопросы учителя. Слушать учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слушать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Гриша шёл - шёл - шёл, Белый гриб нашёл. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. | 15 мин. | - В тексте «Сказка о царе Салтане» большое количество «звукописи»: - « Здравствуй, красная девица,- говорит он… И роди богатыря мне к исходу сентября»- звук «Р» передает одновременно и «грозность», серьезность намерений царя, и радость от предстоящего события. - Ветер по морю гуляет и кораблик, подгоняет» - какие звуки вы слышите в этой строчке? (звуки «перекатываются», как волны) - А обращение «Вы ж, голубушки - сестрицы…» будто вторит предстоящему плачу старших сестер. - Ребята, автор описывает плач сестёр? (Плач не описывается, но он угадывается) - В эпизоде, когда царица с царевичем плывут в бочке: «царица вопит…», А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна!» - Гласные звуки будто вторят плачу царицы, а согласные - вторят шуму волн. - Найдите в тексте строчки в которых «слышно» жужжание шмеля. - А теперь комара. - Обилие глаголов в этом произведении передает динамику событий: Коршун носится над ней; …. Так и плещет, Воду круг мутит и хлещет… Тот уж когти распустил.. или И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его… Тут он в точку уменьшился, В комара оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал… - Большое количество вопросительных предложений побуждает читателей предугадать ход событий, заставляет мыслить и быть непосредственным участником действия. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? Как бы здесь на двор окошко. Нам проделать? Долго ль ездили? куда? | Слушать учителя. Принимать участие в беседе. Отвечать на вопросы учителя. Строить речевые высказывания. Слушать учителя. Выполнять задания учителя. Искать в тексте нужные строчки. Слушать учителя. Принимать участие в беседе. Воспринимать речь учителя. Отвечать на вопросы учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 3 мин. | - И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. - Вспомните тему урока. - Давайте вспомним, что такое звукопись? - Для чего нужна звукопись? - Приведите примеры звукописи в произведении «Сказка о царе Салтане»? - Какую мы ставили перед собой цель? Мы добились цели? | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. Продолжить чтение сказки. | Записывать Д/З | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).
Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...
Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"
Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...
Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...
Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...