Весёлые стихи В. Берестова
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Анфалова Елена Викторовна

Урок литературного чтения в 1 классе " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_cht.vesyolye_stihi_v_._berestova_1-a_klasse.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе.                                                                


Тема урока: Весёлые стихи В.Берестова

Цель урока: познакомить детей  со стихами  В.Берестова


Личностные: 

1.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

2.Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

3.Воспитвать интерес к чтению.

Метапредметные: 

1. Отрабатывать умение отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте;

2.Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в стихотворениях;

3.Ценить и принимать ценности: «добро», «природа», «настоящий друг»;

4.Развивать коммуникативность: умение общаться друг с другом уважительно, высказывать смело своё мнение, оценивать ответы товарищей.

Предметные: 

1. Познакомить с биографией и творчеством детского писателя В.Берестова;

2. Отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;

4.Учить работать над образом литературного героя: передать своё отношение через поступок, речь героя. Обобщить полученные знания, применить их на практике;

5.Учить определять главную мысль прочитанного.

Методы: 

  1. Объяснительно – иллюстративный;
  2. Частично – поисковый;
  3. Наглядный;
  4. Словесный;

Формы: фронтальная, парная

Приёмы: аудиослушание, продолжи фразу, выбери нужную фразу, поиск информации в тексте, работа в карточках, личный опыт, выборочное чтение, «жужжащее чтение».


Оборудование урока: 

  • Компьютер, экран;

  • Презентация ,созданная с использованием программы Microsoft Power Point;
  • Портрет писателя В.Д.Берествоа;
  • Карточки с вопросами для анализа стихотворений;
  • Учебник. Азбука ч.2. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий;
  • Цветные карандаши, ручки


Технологии: игровая, технология формирования правильного типа читательской деятельности, здоровьесберегающая, информационно-комуникативная.

Ход урока

Упражнения для развития речевого аппарата 

1.Дыхательная гимнастика (выполнять стоя) 

«Свеча -1» Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи так, чтобы пламя сразу погасло.

«Свеча – 2» Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, чтобы пламя не погасло. Повторить 2- раза.

«Именинный пирог» Задуем пламя воображаемых свечей так, чтобы сразу погасло. Сделать глубокий вдох носом. Задержали дыхание. Выдох через рот. Повторить 2-3 раза.
Игра «Звукоподражание» 
- Вспомните и произнесите 
-над ухом звенит комар: з-з-з
-проснулся жук: ж-ж-ж
-рядом ползёт змея: ш-ш-ш
-близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко)
-улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)

  1. Организационный момент.  

                 Ребята, предположите, пожалуйста, чем мы будем  заниматься на уроке чтения.

( Будем читать стихи для детей).

Мы с вами стремимся на каждом уроке  познать что-то новое, но не забываем и изученный материал.

Посмотрите на экран.  Назовите  авторов и  названия  данных  стихотворений.

( А.Л.Барто,  С.Я.Маршак, С.Михалков,  К.И.Чуковский)

К  какому стихотворению художник изобразил эту иллюстрацию?

Предположите  тему  этого стихотворение,название. Какое у него  настроение?

 Это стихотворение понравилось композитору и он сочинил к нему музыку, получилась песня. Вам хочется её послушать?

(Звучит песня)

Подтвердились наши предположения?

У кого появилась на лице  улыбка? Поделитесь ею с окружающими вас людьми.

 Весёлый настрой на урок  подарил нам человек,

-имя которого происходит от латинского слова «валео» – быть здоровым.......

-есть женская форма этого имени......

-родился он в самый весёлый день в году-в День смеха( у нас в классе Катя родилась в этот день)

Перед вами его портрет------

Кто нам подарил веселье?

                                                       Валентин   Дмитриевич  Берестов.

II.Самоопределение к действию                                                                      ( 2 мин)

Чем мы будем заниматься на этом уроке?

Будем учиться.......«предположения»(выдвигать), «доказательство»(искать) «вывод»(делать)

Что вы ждёте от урока?


-узнать что-то новое;
       - сделать новое открытие;
                                 - встретить новых героев;
                                                  - получить новые знания;
                                   Я хочу, чтобы урок был для вас полезным, интересным,  принёс радость общения и наполнил наши сердца теплотой, добротой, красотой, любовью;

Какое стихотворение вы прослушали вначале урока: веселое или грустное ?

-Назавите тему урока,опираясь на схему(на доске схема предложения:

ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ВАЛЕНТИНА БЕРЕСТОВА).

Человек, если  движется без цели, то он не знает, куда и зачем он идёт, может запутаться и потеряться.

.

  1. -Сформулируйте учебную задачу этого урока.

(показать на доскуЧто узнаем? Чему научимся?)

Узнаем  кто такой_В.Д.Берестов и познакомимся   с его стихами.

- Где можно найти  на данный момент стихи Берестова ?

(В «Азбуке», в книгах, прослушать песни....)

Задавать вопросы и отвечать.

Работать самостоятельно,  в парах, в групах

III.Актуализация знаний.

При изучении темы нам встретятся понятия:(на доске)

СССР

Сказка

-и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, ложь (разг.).                                      

3. сказка. То же, что чудо (в  разг.)

АРХЕОЛОГИЯ | Толковый словарь Ожегова 

, -и, ж. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. || прил. археологический, -ая, -ое. Археологические раскопки.

Название произведения, с которым будем работать узнаете, решив закономерность:

Соловей – соловьиная песня

Кот- кошачья песня

Пёс - ?

 Мы познакомимся с произведением Валентина Дмитриевича Берестова

 « Пёсья песня».

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик

(биография на слайде)

- О чем  может идти речь в стихотворении  с таким названием?

 - Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?

-  Предположите, что будет происходить.(Ответы учеников)

Давайте проверим.

V. Знакомство со стихотворением «Пёсья песня»

VI. Анализ произведения.

  1. «Жужжащее чтение» - самостоятельно дети читают стихотворение и подчёркивают непонятные слова.

Какие слова встретились непонятные?

Мрак- это ?

Грабители...

         похитители

Почему собаки глядят в вышину?

Кто  в этом стихотворении злые: собаки или люди?

Что собаки на своём собачьем языке говорят?(зачитайте)

О ком это стихотворение?

Почему луны не оказалось на небе?

С какой интонацией надо читать это стихотворение?

2) Словарная работа (знак «Работа в парах»). Соедините стрелкой понятие и его значение (карточки)

Самопроверка:(на слайде???/карточке,)взаимопроверка???

Вывод: для чего нужна была словарная работа?

2) Выборочное чтение (знак «Работа в паре»)

Составление характеристики героя (знак «Работа в паре»)

- Какие собаки?  (слайд )

На парте у вас лежит карточка со словами,зачеркните лишние слова..

Самостоятельная работа со словами.

Вывод:

Ребята,у меня к вам редложение: составить самостоятельно книжку  со стихами Берестова, для нашей библиотеки.

Я распечатала стихи, оказывается их очень много...Берестов писал стихи на разные темы.и буде лучше, если мы их  в  книге расположим в определённом порядке.При этом вам важно  быть внимательными и ничего не переутать. Когда будете готовы мы вам выделим 1 минуту  рассказать о своих стихах. Внимание, в конвертах секретные задания!

Получают их контролёры-консультанты.

Выбирайте 1 человека, который сможет следить за процессом работы, помогать,если кому-то понадобиться помощь  и будет отчитываться перед классом о проделанной работе группы.

Группа №1                                                                    Биография Валентина Берестова.

...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

 

1 ученик: Берестов Валентин Дмитриевич родился в 1928 в городе  Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого.


2 ученик: Читать маленький Валентин начал в 4 года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, так как читать сама не могла.

 Юный поэт прочёл свое первое слово – СССР!  

3 ученик: Во время войны семья переехала в Ташкент, и мальчик познакомился с Ахматовой, а позже и с Чуковским, которому и показал свою тетрадку с тайно записанными стихами. Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант

4 ученик: По специальности Валентин Берестов – археолог, а стихи начал писать, когда у него появилась маленькая дочка. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами. А ещё Валентин Берестов писал добрые сказки.

5 ученик: В 70 лет ушёл из жизни этот замечательный человек, оставив теплоте в сердцах детей и взрослых.  

Вывод: на повезло: у нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством этого интересного человека  не только по учебнику, но и на страницах  этой  книги.

Группа №2                                                                    Стихи о природе и животных.

Разделите стихи между членами группы ,прочитайте  и уберите лишние.

Придумайте и красиво напишите название  вашего  раздела.

Можно назвать  так: « Стихи о  природе и  животных».      

Вывод:

Валентин Берестов написал очень интересные и весёлые стихи про .............................

Особенно нам понравились эти стихи.

6.Физкультминутка 

1.Изобразите котёнка: мяу-мяу-мяу(прогибаем спинку) 

2.Изобразите щенка: гав-гав-гав(вертим хвостиком) 

3.Изобразите телёнка: му-му-му(вытягиваем шею) 

Группа №3                                                                                                Стихи про школу

 Придумайте и красиво напишите название  вашего  раздела.

Можно  так: « Стихи про школу»

Вывод: Валентин Берестов написал очень интересные и весёлые стихи про..........

Особенно нам понравились эти стихи.

Группа №4                                                                    Стихи о сказке и её героях                                                                  

Разделите стихи между членами группы ,прочитайте  и уберите лишние.

Придумайте и красиво напишите название  вашего  раздела.

Можно  так: « Стихи о  сказке и её героях.».  Можно придумать своё название.

Вывод: Валентин Берестов написал весёлые стихи  про....................................

Особенно нам понравились эти стихи.

VII. Итог. - Какую цель перед собой ставили?

Поработали, можно и поиграть.

   Биография

Назовите дату рождения Валентина Дмитриевича Берестова. __________

Во сколько лет Валентин Берестов научился читать? _________________

Когда Валентин Берестов «распростился с детством»? С чем это было связано? _______________________________________________________________

Кем по профессии был Валентин Берестов в течение 20 лет, и писал ли в это время он стихи?_______________________________________________

                               Стихи о природе и животных

1.«Сегодня вышел я из дома,

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком».

Кто этот знакомый?__________________________________________

2.Какой друг есть у солнца?_________________________________________

Докажите : прочитайте стихотворение.

3.О ком автор написал такие строки:

« На автомобильчик он похож,

И усами движет, как чудовище,

И блестит как дорогая брошь,

Сам себе разбойник, сам чудовище»?_____________________________

Что произошло после того, как

«дружно ударились рыбы об лёд»?___________________________________

                                             Стихи о школе

  1. Почему так хорошо уметь читать?

2. «Учитель у меня в портфеле!

- Кто? быть не может! Неужели?»           Вопрос: о чём разговор? _____________

3.На каком уроке учитель положил на стол морковку? _________________

4.Что такое НОФЕЛЕТ? ________________________

Стихи о сказке и её героях

  1.  Узнай героя сказки по его песне:

«Я - свой! Я - сказочный герой!

Царевну, будто на коне,

Иван-царевич вёз на мне.

Хватило силы у меня.

Не зря я съел его коня!» __________________________________

  1. В каком цикле стихотворений его сказочных героев нужно узнавать? «Кукольный _______________»

  1. В каком стихотворении его герои удивляют нас необыкновенными способностями?                        

 «          ........                азбука»

  1. Почему, по мнению автора, дети любят сказку?

 «Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,  

         ПРОДОЛЖИ

.................................................................

...............................................................

- Дай оценку своей деятельности на уроке:

  • На уроке я узнал(а)...
  • На уроке я похвалил(а) бы себя за...
  • После урока мне захотелось...
  • Сегодня я сумел(а)...

VIII. Рефлексия «СВЕТОФОРЫ»

         

 Альтернатива «Четыре угла»: в конце урока в углах класса развешиваются картинки, а учащиеся выбирают какую-нибудь одну и подходят к ней. (Портфель — «многому научился, много узнал»; черепаха — «"полз" медленно по лесенке знаний»; мячик — «пропрыгал целый урок»; ??? — «есть еще вопросы, проблемы»).

Кто такой нафелет?

Каким учёным Федя стал!
Кто б мог сравниться с Федею?
Он лето целое листал
Тома энциклопедии.
Людей известных, например,
Он знает всех… до буквы «эр».

– А ну-ка, Федя, дай ответ:
А кто такой был Нофелет?

– Кто? Нофелет? Ах, Нофелет…
Скажу я вам на это,
Что стыдно людям ваших лет
Не знать про Нофелета!
Жил в древнем Риме
Нофелет –
Не то мудрец, не то поэт. –

Откуда только знает он
Такого мудреца?
Мы просто слово «те-ле-фон»
Прочли ему с конца.
А получился Но-фе-лет –
Не то мудрец, не то поэт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи В.Берестова, Р.Сефа..

Цели деятельности учителя: познакомить со стихотворениями о весне В. Берестова, Р. Сефа; научиться выразительно читать; создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать пред...

Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова;развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.  ...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Стихи В. Берестова». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетво...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи В.Берестова"

Тема: «Стихи В. Берестова» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Берестова; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение стави...

Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кис...

Конспект урока литературного чтения "Стихи В. Берестова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование читательской компетентности при знакомстве с творчеством В. Берестова; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки герое...