Весёлые стихи В. Берестова
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения в 1 классе " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_cht.vesyolye_stihi_v_._berestova_1-a_klasse.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема урока: Весёлые стихи В.Берестова
Цель урока: познакомить детей со стихами В.Берестова
Личностные:
1.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
2.Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
3.Воспитвать интерес к чтению.
Метапредметные:
1. Отрабатывать умение отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте;
2.Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в стихотворениях;
3.Ценить и принимать ценности: «добро», «природа», «настоящий друг»;
4.Развивать коммуникативность: умение общаться друг с другом уважительно, высказывать смело своё мнение, оценивать ответы товарищей.
Предметные:
1. Познакомить с биографией и творчеством детского писателя В.Берестова;
2. Отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;
4.Учить работать над образом литературного героя: передать своё отношение через поступок, речь героя. Обобщить полученные знания, применить их на практике;
5.Учить определять главную мысль прочитанного.
Методы:
- Объяснительно – иллюстративный;
- Частично – поисковый;
- Наглядный;
- Словесный;
Формы: фронтальная, парная
Приёмы: аудиослушание, продолжи фразу, выбери нужную фразу, поиск информации в тексте, работа в карточках, личный опыт, выборочное чтение, «жужжащее чтение».
Оборудование урока:
- Компьютер, экран;
Презентация ,созданная с использованием программы Microsoft Power Point;- Портрет писателя В.Д.Берествоа;
- Карточки с вопросами для анализа стихотворений;
- Учебник. Азбука ч.2. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий;
- Цветные карандаши, ручки
Технологии: игровая, технология формирования правильного типа читательской деятельности, здоровьесберегающая, информационно-комуникативная.
Ход урока
Упражнения для развития речевого аппарата
1.Дыхательная гимнастика (выполнять стоя)
«Свеча -1» Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи так, чтобы пламя сразу погасло.
«Свеча – 2» Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, чтобы пламя не погасло. Повторить 2- раза.
«Именинный пирог» Задуем пламя воображаемых свечей так, чтобы сразу погасло. Сделать глубокий вдох носом. Задержали дыхание. Выдох через рот. Повторить 2-3 раза.
Игра «Звукоподражание»
- Вспомните и произнесите
-над ухом звенит комар: з-з-з
-проснулся жук: ж-ж-ж
-рядом ползёт змея: ш-ш-ш
-близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко)
-улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)
- Организационный момент.
Ребята, предположите, пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке чтения.
( Будем читать стихи для детей).
Мы с вами стремимся на каждом уроке познать что-то новое, но не забываем и изученный материал.
Посмотрите на экран. Назовите авторов и названия данных стихотворений.
( А.Л.Барто, С.Я.Маршак, С.Михалков, К.И.Чуковский)
К какому стихотворению художник изобразил эту иллюстрацию?
Предположите тему этого стихотворение,название. Какое у него настроение?
Это стихотворение понравилось композитору и он сочинил к нему музыку, получилась песня. Вам хочется её послушать?
(Звучит песня)
Подтвердились наши предположения?
У кого появилась на лице улыбка? Поделитесь ею с окружающими вас людьми.
Весёлый настрой на урок подарил нам человек,
-имя которого происходит от латинского слова «валео» – быть здоровым.......
-есть женская форма этого имени......
-родился он в самый весёлый день в году-в День смеха( у нас в классе Катя родилась в этот день)
Перед вами его портрет------
Кто нам подарил веселье?
Валентин Дмитриевич Берестов.
II.Самоопределение к действию ( 2 мин)
Чем мы будем заниматься на этом уроке?
Будем учиться.......«предположения»(выдвигать), «доказательство»(искать) «вывод»(делать)
Что вы ждёте от урока?
-узнать что-то новое;
- сделать новое открытие;
- встретить новых героев;
- получить новые знания;
Я хочу, чтобы урок был для вас полезным, интересным, принёс радость общения и наполнил наши сердца теплотой, добротой, красотой, любовью;
Какое стихотворение вы прослушали вначале урока: веселое или грустное ?
-Назавите тему урока,опираясь на схему(на доске схема предложения:
ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ВАЛЕНТИНА БЕРЕСТОВА).
Человек, если движется без цели, то он не знает, куда и зачем он идёт, может запутаться и потеряться.
.
- -Сформулируйте учебную задачу этого урока.
(показать на доскуЧто узнаем? Чему научимся?)
Узнаем кто такой_В.Д.Берестов и познакомимся с его стихами.
- Где можно найти на данный момент стихи Берестова ?
(В «Азбуке», в книгах, прослушать песни....)
Задавать вопросы и отвечать.
Работать самостоятельно, в парах, в групах
III.Актуализация знаний.
При изучении темы нам встретятся понятия:(на доске)
СССР
Сказка
-и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, ложь (разг.).
3. сказка. То же, что чудо (в разг.)
АРХЕОЛОГИЯ | Толковый словарь Ожегова
, -и, ж. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. || прил. археологический, -ая, -ое. Археологические раскопки.
Название произведения, с которым будем работать узнаете, решив закономерность:
Соловей – соловьиная песня
Кот- кошачья песня
Пёс - ?
Мы познакомимся с произведением Валентина Дмитриевича Берестова
« Пёсья песня».
Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик
(биография на слайде)
- О чем может идти речь в стихотворении с таким названием?
- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?
- Предположите, что будет происходить.(Ответы учеников)
Давайте проверим.
V. Знакомство со стихотворением «Пёсья песня»
VI. Анализ произведения.
- «Жужжащее чтение» - самостоятельно дети читают стихотворение и подчёркивают непонятные слова.
Какие слова встретились непонятные?
Мрак- это ?
Грабители...
похитители
Почему собаки глядят в вышину?
Кто в этом стихотворении злые: собаки или люди?
Что собаки на своём собачьем языке говорят?(зачитайте)
О ком это стихотворение?
Почему луны не оказалось на небе?
С какой интонацией надо читать это стихотворение?
2) Словарная работа (знак «Работа в парах»). Соедините стрелкой понятие и его значение (карточки)
Самопроверка:(на слайде???/карточке,)взаимопроверка???
Вывод: для чего нужна была словарная работа?
2) Выборочное чтение (знак «Работа в паре»)
Составление характеристики героя (знак «Работа в паре»)
- Какие собаки? (слайд )
На парте у вас лежит карточка со словами,зачеркните лишние слова..
Самостоятельная работа со словами.
Вывод:
Ребята,у меня к вам редложение: составить самостоятельно книжку со стихами Берестова, для нашей библиотеки.
Я распечатала стихи, оказывается их очень много...Берестов писал стихи на разные темы.и буде лучше, если мы их в книге расположим в определённом порядке.При этом вам важно быть внимательными и ничего не переутать. Когда будете готовы мы вам выделим 1 минуту рассказать о своих стихах. Внимание, в конвертах секретные задания!
Получают их контролёры-консультанты.
Выбирайте 1 человека, который сможет следить за процессом работы, помогать,если кому-то понадобиться помощь и будет отчитываться перед классом о проделанной работе группы.
Группа №1 Биография Валентина Берестова.
...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
1 ученик: Берестов Валентин Дмитриевич родился в 1928 в городе Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого.
2 ученик: Читать маленький Валентин начал в 4 года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, так как читать сама не могла.
Юный поэт прочёл свое первое слово – СССР!
3 ученик: Во время войны семья переехала в Ташкент, и мальчик познакомился с Ахматовой, а позже и с Чуковским, которому и показал свою тетрадку с тайно записанными стихами. Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант
4 ученик: По специальности Валентин Берестов – археолог, а стихи начал писать, когда у него появилась маленькая дочка. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами. А ещё Валентин Берестов писал добрые сказки.
5 ученик: В 70 лет ушёл из жизни этот замечательный человек, оставив теплоте в сердцах детей и взрослых.
Вывод: на повезло: у нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством этого интересного человека не только по учебнику, но и на страницах этой книги.
Группа №2 Стихи о природе и животных.
Разделите стихи между членами группы ,прочитайте и уберите лишние.
Придумайте и красиво напишите название вашего раздела.
Можно назвать так: « Стихи о природе и животных».
Вывод:
Валентин Берестов написал очень интересные и весёлые стихи про .............................
Особенно нам понравились эти стихи.
6.Физкультминутка
1.Изобразите котёнка: мяу-мяу-мяу(прогибаем спинку)
2.Изобразите щенка: гав-гав-гав(вертим хвостиком)
3.Изобразите телёнка: му-му-му(вытягиваем шею)
Группа №3 Стихи про школу
Придумайте и красиво напишите название вашего раздела.
Можно так: « Стихи про школу»
Вывод: Валентин Берестов написал очень интересные и весёлые стихи про..........
Особенно нам понравились эти стихи.
Группа №4 Стихи о сказке и её героях
Разделите стихи между членами группы ,прочитайте и уберите лишние.
Придумайте и красиво напишите название вашего раздела.
Можно так: « Стихи о сказке и её героях.». Можно придумать своё название.
Вывод: Валентин Берестов написал весёлые стихи про....................................
Особенно нам понравились эти стихи.
VII. Итог. - Какую цель перед собой ставили?
Поработали, можно и поиграть.
Биография
Назовите дату рождения Валентина Дмитриевича Берестова. __________
Во сколько лет Валентин Берестов научился читать? _________________
Когда Валентин Берестов «распростился с детством»? С чем это было связано? _______________________________________________________________
Кем по профессии был Валентин Берестов в течение 20 лет, и писал ли в это время он стихи?_______________________________________________
Стихи о природе и животных
1.«Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком».
Кто этот знакомый?__________________________________________
2.Какой друг есть у солнца?_________________________________________
Докажите : прочитайте стихотворение.
3.О ком автор написал такие строки:
« На автомобильчик он похож,
И усами движет, как чудовище,
И блестит как дорогая брошь,
Сам себе разбойник, сам чудовище»?_____________________________
Что произошло после того, как
«дружно ударились рыбы об лёд»?___________________________________
Стихи о школе
- Почему так хорошо уметь читать?
2. «Учитель у меня в портфеле!
- Кто? быть не может! Неужели?» Вопрос: о чём разговор? _____________
3.На каком уроке учитель положил на стол морковку? _________________
4.Что такое НОФЕЛЕТ? ________________________
Стихи о сказке и её героях
- Узнай героя сказки по его песне:
«Я - свой! Я - сказочный герой!
Царевну, будто на коне,
Иван-царевич вёз на мне.
Хватило силы у меня.
Не зря я съел его коня!» __________________________________
- В каком цикле стихотворений его сказочных героев нужно узнавать? «Кукольный _______________»
- В каком стихотворении его герои удивляют нас необыкновенными способностями?
« ........ азбука»
- Почему, по мнению автора, дети любят сказку?
«Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
ПРОДОЛЖИ
.................................................................
...............................................................
- Дай оценку своей деятельности на уроке:
- На уроке я узнал(а)...
- На уроке я похвалил(а) бы себя за...
- После урока мне захотелось...
- Сегодня я сумел(а)...
VIII. Рефлексия «СВЕТОФОРЫ»
Альтернатива «Четыре угла»: в конце урока в углах класса развешиваются картинки, а учащиеся выбирают какую-нибудь одну и подходят к ней. (Портфель — «многому научился, много узнал»; черепаха — «"полз" медленно по лесенке знаний»; мячик — «пропрыгал целый урок»; ??? — «есть еще вопросы, проблемы»).
Кто такой нафелет?
Каким учёным Федя стал!
Кто б мог сравниться с Федею?
Он лето целое листал
Тома энциклопедии.
Людей известных, например,
Он знает всех… до буквы «эр».
– А ну-ка, Федя, дай ответ:
А кто такой был Нофелет?
– Кто? Нофелет? Ах, Нофелет…
Скажу я вам на это,
Что стыдно людям ваших лет
Не знать про Нофелета!
Жил в древнем Риме
Нофелет –
Не то мудрец, не то поэт. –
Откуда только знает он
Такого мудреца?
Мы просто слово «те-ле-фон»
Прочли ему с конца.
А получился Но-фе-лет –
Не то мудрец, не то поэт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи В.Берестова, Р.Сефа..
Цели деятельности учителя: познакомить со стихотворениями о весне В. Берестова, Р. Сефа; научиться выразительно читать; создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать пред...
Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова;развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение. ...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Стихи В. Берестова». (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетво...
Конспект урока по литературному чтению "Стихи В.Берестова"
Тема: «Стихи В. Берестова» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Берестова; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение стави...
Конспект урока литературного чтения «Стихи В. Берестова» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: уточнение представлений о творчестве В. Берестова; ознакомление обучающихся со стихотворениями В. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кис...
Конспект урока литературного чтения "Стихи В. Берестова" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности при знакомстве с творчеством В. Берестова; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки герое...