Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Илья Муромец и Святогор"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Трофимова Белла Ивановна

Материал содержит подробный план - конспект к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilya_muromets_i_svyatogor.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Былина «Илья Муромец и Святогор»»

Тема: былина «Илья Муромец и Святогор».

Цель:

  • Познакомить с новым фольклорным жанром -былина.

Задачи:

  • Совершенствование техники правильного чтения вслух.
  • Создавать условия для эстетического и эмоционального переживания прочитанного.
  • Обучать элементам литературного анализа текста.
  • Воспитывать доброту, великодушие, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование:

Картина «Три богатыря», карточки с архаизмами из былины, рисунки богатыря и сказителя, мультипликационный фрагмент.

ПЛАН.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Изабелла Ивановна и сегодня я у вас проведу урок чтения.

II.Актуализация знаний.

Посмотрите внимательно на этот рисунок (на слайде изображен богатырь).

Как вы думаете, на кого похож этот мужчина? (на богатыря)

Каких элементов одежды не хватает этому богатырю? (вокруг рисунки шлема, шапки, кольчуги, копья, револьвера, колчана со стрелами)

Выберите из этих вещей те, что носили древние богатыри.

На кого теперь похож наш богатырь? (На Илью Муромца)

Действительно, ребята, наш богатырь похож на Илью Муромца (мульт. фрагмент)

Так что вы читали дома?

Чтение отрывков из сказки об Илье Муромце.

Прочитайте из сказки тот момент, где Илья подыскивает себе богатырское снаряжение.

Какой наказ дали отец с матерью Илье, когда он поехал служить к князю Владимиру?

Теперь найдите и прочитайте какой наказ дали странники Илье.

Почему странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырем?

Что значит «его земля через силу носит?»

III. Работа над былиной.

Теперь откройте книгу на стр. 184.

Прочитайте, что мы сегодня будем читать? (на доске)

Былина. «Илья Муромец и Святогор».

Всю ли былину мы будем читать?

Вспомните: что такое былина? Как ее называли в старину? (старина)

-        Посмотрите на рисунок и скажите о чем, по вашему мнению, мы будем читать?

1)Чтение былины учителем.

2) Вопросы после прослушивания:

Как встретились Илья Муромец и Святогор?

Что произошло?

Чем закончилась эта встреча?

IV Физкультминутка.

 Мы входи с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес. Посмотрели вправо, влево. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели.

IV. Чтение былины учениками с комментированием и словарной работой.

-Теперь вы попробуете прочитать былину по частям.

I часть - до слов «Рассердился туту старый казак.»

Что подумал Илья увидев Святогора?

Каким голосом крикнул Илья Святогору?

Зычный голос- как это поняли? (слайд)

Когда произошла встреча Ильи со Святогором?

Сразу как он поехал служить к князю Владимиру? (нет позже, слова в былине: «старый казак».)

II  часть - до слов: «По святым горам Араратскиим...»

Как Илья решил разбудить Святогора?

Что из этого вышло?

-Каким был Святогор, если смог положить Илью с конем в карман?

- Прочитайте сноску: (словарная работа)

Шелепуга- кнут 40 пудов= 640 кг

III часть- до слов: «Тут Святогор богатырь да опомнился...»

Почему на III день конь Святогора начал спотыкаться?

Прочитайте сноску (словарная работа)

Сыть- еда(сл)

IV часть до слов: « Говорит Илья да таковы слова...»

- Что спросил Святогор у Ильи? Что такое орда? (словарная работа)

Орда- вражеское войско(сл)

-Что предложил Святогор Илье?

Что значит попробуем мы силу богатырскую?

V часть до конца.

Почему Илья не стал сражаться со Святогором?

Что значит побрататься? (заключить союз, стать братьями)

V Физкультминутка (по презентации).

VI Работа над языком былины.

Интересно было слушать и читать былину?

А теперь проверим почувствовали ли вы язык былины. В ней много архаизмов- старых слов.

Назовите их. ( все слова из словарной работы; гой, еси) Почему в некоторых словах есть двойная гласная?

( Былину исполняли нараспев, наличие долгой гласной это доказывает)

Найдите и прочитайте обращение богатырей друг к другу.

Как относятся богатыри друг к другу? (уважительно, вот и нам нужно брать пример с этих богатырей).

Мы прочитали в былине о русских богатырях, а кто являлся нашим Чувашским богатырем?

(Улып-слайд)

 Далеко за морями, на юге, гласит легенда, спустился с высокой горы Арамази великан Улп. Он был послан на землю отцом — громовержцем Аслади поведать людям правду и бороться со злом. Улп увидел пасущиеся в долине стада, принадлежавшие маленьким людям — скотоводам. Позабыв наказ отца  Улп, одолеваемый завистью, захватил себе все стада, взял в жены самую красивую женщину, людей разогнал. Жена   родила ему двух сыновей-близнецов, которые выросли также громадного роста и обладали необыкновенной силой. Они пасли с отцом стада, а между делом   развлекались   охотой:   стрелами   поражали  лю­бого зверя за семь верст.  Но в день Калыма неожи­данно скончалась у них мать. Похоронив ее, отец проклял землю, укрывшую жену, а сам пошел на гору Арамази  искать  себе в жены другую женщину. Прошло три дня, а Улп все не возвращался. Встревоженные сыновья пошли искать отца и нашли его на вершине го­ры прикованным к скале цепями. Увидев сыновей, отец сказал: «Меня приковали к скале навечно за невыполнение заветов отца — Аслади. А вы, дети мои, никогда  не делайте людям  вреда,  а отсюда  переселитесь. Улп указал им путь на север — поселиться младшему между реками, старшему — на правом берегу одной из них. «Это будет родиной вашего племени. Пусть ваши потомки почитают ее во веки веков и посеют на ней добрые семена». Сыновья пошли со своими стадами на север, не раз отбиваясь от нападений горных жителей. Через три дня  они добрались до впадения большой реки в море, которую назвали Атал  (Волга), а потом пошли вдоль реки, много раз отбивались от нападений степных и лесных жителей. Через семь лет сыновья Улпа дошли, наконец, до слияния двух больших рек. Здесь они остановились и в среду (древний праздничный день чувашей), зарезав утку, сотворили молитву. Младший брат поселился в междуречье, а старший — на правом берегу реки Суры. Начали распахивать землю, сеяли яровые хлеба и озимую рожь.)

VI. Повторное чтение былины.

Былину нелегко читать. Давайте поучимся это делать и правильно ставить ударение. (чтение по строчкам)

VII.        Итог.

С    каким    жанром    устного    народного    творчества    мы познакомились?

С кем мы сегодня познакомились?

VIII.        Домашнее задание.

Читать выразительно былину. Отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...