Чуракова Н.А. Литературное чтение Былина «Илья Муромец и Святогор» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтение по программе ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literat.chteniya_4_klass.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Авторы | Перегудова Е.Ф., учитель начальных классов, МБНОУ «Гимназия №44», г.Новокузнецк |
Класс | 4 класс |
Автор УМК | Чуракова Н.А. Литературное чтение |
Тема урока | Былина «Илья Муромец и Святогор» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературного чтения»
Задачи урока:
- Научить составлять характеристику былинных героев, пользуясь текстом;
- Продолжить знакомство с былиной и былинными героями, с творчеством М.А.Врубеля.
- Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся объяснять понятие «герой былины» через анализ текста; называть основных героев русских былин; получат возможность научиться анализировать подробности картин и средства передачи их смысла.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: участвуют в диалогах в группе при обсуждении произведений искусства .
Регулитивные
Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .
Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные
Общеучебные действия: работают с дидактическими иллюстрациями в учебнике.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
Личностные: проявляют интерес к содержанию и форме художественных произведений.
Средства обучения: учебник, хрестоматия.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Основные понятия: решение, вычисление, ответ.
Ход урока.
Этапы урока. | Формируемые УУД | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Организационный момент | Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя. - Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется! | Читают текст со слайда. | |
Актуализация знаний. Целеполагание | Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам. Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей. Навыки оценивания работы одноклассников. Самооценка. | 1.1.Повторение изученного на предыдущем уроке. - Из какого произведения взяты эти строки? - Что такое былина? - Чем отличаются сказки от былин? - На предыдущих уроках мы уже проникли в тайну содержания былин. В чем она заключается? - Какому богатырю посвящена десятая часть всех былин? - Вспомните былины о нем. 1.2.Проверка домашнего задания. - Расскажите об образе богатыря Ильи Муромца по плану, подкрепляя свой рассказ цитатами из былины. По каким критериям будете оценивать ответы одноклассников?
2. Формулирование темы и целей урока. - О ком говорится в эпиграфе? - Определим тему нашего урока. - Откройте хр. на 45странице. - Какова тема урока? - Определим цели урока. 2.1. Подготовка к восприятию. - Богатыри – люди исключительные, они наделены такими качествами, которыми не обладает обычный человек. | 1.1. - Былина – старинный жанр устного народного творчества. Сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. - В былине реальные исторические события сочетаются со сказочным сюжетом, героями. - Илье Муромцу - «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Три поездки Ильи Муромца». 1.2.Рассказывают подготовленные рассказы. План:
Рассказ должен соответствовать плану и подтверждаться цитатами из былины. Оценивают ответы одноклассников. - Узнаем, почему так называется былина? - Кто такой Святогор? - Какой подвиг ещё мог совершить Илья Муромец. |
II Изучение нового | Умение строить логическую цепь рассуждений. Навыки делового партнерского общения. Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей. Извлекать необходимую информацию из заданий учебника | 2.2. Чтение 1-ой части (подготовленный ученик). - Значение каких слов вы не сможете объяснить сами? - Подтвердите, что Святогор наделен волшебными размерами? - И наделен волшебной силой. - Прочитайте группу вопросов, которые вам предлагают авторы учебника на с.46. - Постарайтесь ответить на них. 2.3. Работа над второй частью (читает учитель). - Значение каких слов были непонятны в этой части? - О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)? - Прочитайте, какое объяснение по этому поводу дает учительница Миши и Маши Ивановых. - Какого богатыря (земного или неземного происхождения ) не может удержать земля? - Прочитайте группу вопросов на с.47. Поработайте в парах, ответьте на них. - Подтвердите словами былины. | Палица (объяснение на стр. внизу). Косая сажень (словарь устойчивых выражений с.191). Читают 4-6 строки. Читают 8-13 строки. Читают вопросы на с.46. - Скоморох - Погонялка (плеть). - Читают объяснение на с.47. - Богатыря – гиганта, богатыря подземного происхождения. - Помог Святогору богатырский конь. Он тоже из другого мира , потому что обычному коню было бы не под силу носить такого богатыря и у него серебряная уздечка и золотая подпруга. - Читают 1-4 строк на с.47.
|
III Закрепление | . . | 3. Работа с иллюстрацией учебника с.62. - Откройте учебники на с. 62 и найдите иллюстрацию художника Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Святогор». - Проведем исследование по иллюстрации и узнаем одинакового ли происхождения богатыри? Как художник отразил то, что богатыри – разного происхождения: один обладает человеческой природой, другой – волшебной? 3.1. Самостоятельная работа по группам. - Работу будем выполнять в мини группах. - Какими помощниками вы сможете воспользоваться для того, чтобы доказать свой ответ. - По скольким критериям будем оценивать работу группы? 1 группа: Определите, кто из богатырей – Илья Муромец, а кто – Святогор? Определите возраст богатырей. 2 группа: Постарайтесь доказать, что Илья Муромец обладает человеческой природой? . 3 группа: Кто же обладает волшебной природой? Какая гора является прародителем Святогора? (используйте знания, полученные на уроке во время чтения былины). 4 группа и 5 группа: Как художник подчеркивает необычное происхождение Святогора. (рассмотрите внимательно сказочного богатыря и обратите внимание на его рост, меч, щит) 6 группа: Рассмотрите внимательно коня Святогора. Это простой конь, или он столь же необычен, как и его седоу? 3.3. Организация работы в паре. - Как оценим правильность выполнения работы в парах. 3.4. Проверка выполнения задания. (заслушиваются 2-3 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют). | - Ответить точно на поставленный вопрос исследования с докозательством. - Один. Полный ответ с доказательствами. - Илья взобрался на дерево, чтобы увидеть сказочного, обладающего волшебными размерами Святогора. - Муромец молодой сильный мужчина (широкие плечи, мощная фигура, густая борода). - Святогор - старец: он сгорбился в седле то ли от тяжести ларца, который везет, то ли от старости; брови седые, волосы седые длинные, борода до пояса. - Из былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» знаем, что Илья родом из села Карачарово; князю Владимиру он представляется как «крестьянский сын». - Святогор; его волшебное происхождение зашифровано в самом имени: Святогор – «святая гора». Арарат. - Огромный, выше деревьев, плечи и голова скрываются в облаках. Он похож на гору, которая возвышается над всем окружающим пейзажем с деревьями и холмами. Даже птица летает ниже этой «горы». Необычайных размеров меч (он скрыт облаками) и огромный щит с изображением тотемного животного – прародителя и охранителя. Мощь Святогора подчеркивают и облака, клубящиеся за его спиной, подобно грозному войску или гигантскому воинскому плащу. - Конь Святогора необыкновенный, волшебный: он громадного размера, самые высокие деревья не достают его шеи. нивание работы в группах по шкале правильности. |
Итог урока. | Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. | 1. Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке. - Какие цели ставили вначале урока? - Как добивались этих целей? - Положите перед собой «лист самооценки». - Оцените свою деятельность. | 1.Оценивание и рефлексия своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.
Тест по литературному чтению по содержанию былины....
Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Презентация к уроку литературного чтения. на уроке представлены различные виды работ, способствующие активизации деятельности и более прочному усвоению материала....
Сравнение богатырской сказки "Илья Муромец" и былины "Илья Муромец и Святогор"
Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи....
конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»
Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы по теме «Илья Муромец – богатырь зе...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Илья Муромец и Святогор"
Материал содержит подробный план - конспект к уроку....
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»....
Презентация_русские былины "Илья Муромец и соловей разбойник"
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В ней есть несколько основных эпизодов: освобождение Ильей Чернигова от осадившей его вражеской силы. Встреча с Соловьем-разбойником, закрывшим д...