Рабочая программа
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литерному чтению разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. №373). Примерных программ по литературному чтению (письмо Департамента государственной политики в образовании Минюстом России от 22.12.2009г. №15785), с учетом Образовательной программы и Учебного плана МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа».
Данная рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов в год из расчета 4 часа в неделю.
Статус документа: | |
1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. | |
2. Адресат Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. | |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373), примерных программ по литернатурному чтениюСтандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год). Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению. 4. Цели программы Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. 5. Задачи программы Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. | |
6. Принципы, лежащие в основе построения программы 7. Объём программы в часах и сроки обучения | Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Рабочая программа даёт распределение учебных часов по разделам курса. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Рабочая программа рассчитана на 136 часов: |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.) Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.) 2класс 136 учебных часов в год (литературное чтение), 4 часа в неделю 136 учебных часов (литературное чтение), 4 часа в неделю Увеличение 4 часов произойдёт в результате добавления часов в разделы по темам из резервных часов, отведённых на период обучения грамоте |
Структура документа: 1. Специфика программы Изучение литературного чтения во 2 классе начинается Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников. В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX-XX вв., а также современных авторов. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). | |
2. Основные содержательные линии курса Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя — защитника Отечества. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) пересказ. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность учащихся Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 3. Требования к уровню подготовки В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется умениями:
работать со справочно-энциклопедическими изданиями. | |
Виды и форма организации познавательной деятельности в учебном процессе Виды: урок - экскурсия. Формы: фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма. Библиографический список: | |
1. Учебный комплект |
|
Родная речь. Учебник для 2 класса. В 2 частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Москва. «Просвещение», 2008 г. | |
Родная речь. Учебник для 3 класса. В 2 частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Москва. «Просвещение», 2009 г. | |
Родная речь. Учебник для 4 класса. В 2 частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Москва. «Просвещение», 2010 г. | |
2. Методическое обеспечение | Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 1 класс. Москва. «Просвещение», 2004 г. |
Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 2 класс. Москва. «Просвещение», 2005 г. | |
Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 класс. Москва. «Просвещение», 2005 г. | |
Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 4 класс. Москва. «Просвещение», 2005 г. | |
3. Интернет-источники | http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал) |
http://www.ug.ru (Учительская газета) | |
http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки) | |
http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) | |
http://www.ed.gov.ru (МО РФ) |
Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение»:
- Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов. (Темп чтения – 30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста)
- Понимать содержание прочитанного
- Уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку
- Находить заглавие текста, называть автора произведения
- Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение
- Помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений
- Знать наизусть не менее 5 стихотворений
Тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1. Аудирование (слушание)
| ||
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; особенностей поведения и описания героев автором; определение жанра художественных произведений. | Слушание фольклорных произведений. Характеристика героя сказки (положительный и отрицательный). Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: осмысление системы заданий. | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Понимать общее содержание произведения: описывать особенности поведения и характера героев. |
2. Чтение | ||
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. | Чтение вслух и про себя Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Чтение про себя текстов разных жанров и видов. Увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений с опорой на эмоциональное восприятие произведения. Декламация стихотворений и прозаических фрагментов по выбору. | Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору. |
3. Работа с разными видами текста | ||
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, | Текст Отличие текста от набора предложений. Художественный текст. Заголовок в тексте Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста Определение темы текста (о животных, природе, детях, войне, людях) с помощью учителя. Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах — с помощью учителя): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом Подробный пересказ текста Определение главной мысли текста.. Пересказ фрагмента текста. Рассказ по внутритекстовой иллюстрации Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Самостоятельный рассказ по иллюстрации. Работа с книгой. Знакомство с книгой по обложке (автор, заголовок) и внутритекстовой иллюстрации. Структура книги: титульный лист, оглавление (содержание). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Систематический каталог. | Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям. Формулировать главную мысль текста. Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение подробно; по иллюстрациям. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, аннотация, выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме).
|
4. Культура речевого общения | ||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему | Диалог Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Вопрос к собеседнику. Правила постановки вопроса. Слушание ответа собеседника. Свободное участие в диалоге. Монолог Определение темы своего высказывания (то, о чем я бы хотел сказать). Устное сочинение Рассмотрение иллюстрации (то, о чём хотел сказать автор). | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). |
6. Круг детского чтения | ||
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (например, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А. П. Чехов, А.Н.Толстой, В. В. Маяковский, С. А. Есенин); классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доаупные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая, фантастическая литература. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения и др. | Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX-XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказ, сказка, стихотворение, пьеса. Детские журналы: о природе, художественно-развлекательные, художественно-публицистические. Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про все на свете». Темы детского чтения Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных. Родине, приключения, фантастика. | |
7. Литературоведческая пропедевтика | ||
Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художественное произведение, автор, тема; герой произведения: поступки. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки). Литературная (авторская) сказка. | Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Звукопись. Главная мысль произведения. | |
8. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | ||
Освоение различных позиций в тексте: чтение по ролям; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный). | Чтение по ролям Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение ролей для чтения по ролям. Выразительные средства (тон, темп, интонация), необходимые для чтения по ролям. Чтение по ролям. Устное словесное рисование Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Представление картины. Подробный пересказ текста Определение главной мысли. Пересказ текста. Устное сочинение Рассмотренной иллюстрации (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (то, что хотел сказать автор). | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты Создавать серии картин, воспроизводить словесные картины графически. |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе
№ п/п | Название темы урок – тренинг –Т.; урок – викторина – В; урок – театрализация – Театр.; урок – игра – И; урок – КВН; интегрированный урок – ИНТ.; урок – литературная гостиная – Л; урок – экскурсия в природу - Э) | Элементы Жили- были буквы -6 ч. | Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН) | Конт-роль | Элементы долнительно-го (необяза-тельного) | Дата проведения | Стра-ницы | Характеристика | При-меча-ния | ||
план | факт | ||||||||||
Вводный урок. Знакомство с учебником. Внеклассное чтение | Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание. Овладение \ ]понятиями: писатель, автор, произведение | Уметь читать целыми словами с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного | Индивидуальный опрос | Ребусы. Введение понятия (на практическом уровне): «писатель», «произведение», «читатель» | 10.03 | Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка,). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) | |||||
В.Данько. Загадочные буквы. | Пересказ текста по вопросам учебника, придумывание продолжения сюжета. Обучение приёмам выразительной речи и чтения. | Уметь пересказывать текст своими словами и с опорой на картинный план | Беседа | Введение понятия (на практическом уровне): «действующие лица» | 14.03 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |||||
И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»» | Обучение приёмам выразительного чтения. Придумывание весёлых историй | Уметь читать целыми словами с элементами слогового чтения | 15.03 | ||||||||
С.Чёрный. Живая азбука. Ф.Кривин. Почему А поётся, а Б нет. (К) | Знакомство с приёмами драматургии. Сравнение произведений на одну и ту же тему | Уметь находить заглавие текста, называть автора произведения, выразительно читать текст | Текущий контроль | Составление коротких рассказов о гласных и согласных звуках | 16.03 | 11-13 | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя | ||||
Г.Сапгир. Про медведя. М.Бородицкая. Разговор с пчёлкой. И.Гамазкова Кто как кричит? Внеклассное чтение. | Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата | Уметь различать сказку, стихотворение; отвечать на вопросы по содержанию | Чтение произведений в паре, взаимопроверка | Наблюдение над звукоподражанием | 17.03 | 14-18 | Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами | ||||
С.Маршак. "Автобус номер 26". Из старинных книг. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу (Т) Сказки,загадки,небылицы-8 ч. | Обучение приёмам выразительной речи и чтения | Уметь воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках | Выразительное чтение | Рифма. Устаревшие слова. Кириллица | 21.03 | 19-28 | Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами | ||||
Различные варианты сказок. Е.Чарушин. Теремок. (В) | Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений, раскрытие содержания иллюстрации к произведению | Уметь пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку; характеризовать поступки действующих лиц (с помощью учителя) | Пересказ | 22.03 | 30-37 | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли | НРК | ||||
Русская народная сказка. Рукавичка. (Театр.) | Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении. Обучение пересказу сказки. Анализ и воспроизведение текста по опорным словам и картинному плану | Уметь пересказывать текст своими словами | Пересказ | 23.03 | 38-41 | Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами | |||||
Русская народная сказка. Рукавичка. Внеклассное чтение. | Обучение орфоэпически правильному произношению слов. Обучение пересказу сказки | Уметь пересказывать текст с опорой на иллюстрации | Пересказ | 24.03 | 38-41 | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение по иллюстрациям | |||||
Произведения малых фольклорных жанров. Загадки, песенки, потешки, небылицы. (К) | Предмет загадки и предмет отгадки, сравнение, сопоставление, выделение общих признаков | Уметь сравнивать предметы загадки и отгадки | Индивидуальный опрос | Сочинение собственных загадок, небылиц | 04.04 | 42-46 Наизусть по выбору | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | НРК | |||
Произведения народного словесного искусства. Интонация и ритм. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». (И) | Подбор нужной интонации и ритма для чтения небылиц и потешек | Уметь различать фольклорные жанры | Текущий контроль | Детский игровой фольклор. Диалог | 05.04 | 47-51 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | ||||
Авторская сказка. А.Пушкин. Отрывки из произведений. (К) | Осознанное чтение текста целыми словами | Уметь выразительно читать стихотворное произведение. Знать наизусть стихотворение (по выбору) | Беседа | Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства | 06.04 | 52-57 | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | ||||
. | Индивидуальный опрос | Декламировать стихотворные фрагменты по выбору. Характеризовать книгу: анализировать структуру (иллюстрации). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) | |||||||||
13 | Сказки о животных. Узнай сказку. Петух и собака. (К) | Народная сказка. Воспроизведение ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Придумывание своей концовки к сказке | Уметь пересказывать текст своими словами и с опорой на картинный план | Пересказ | 07.04 | Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения | |||||
14 | Из старинных книг. Л.Толстой. Зайцы и лягушки. Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу. (КВН) | Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Знать произведения изученных поэтов и писателей. Уметь высказывать свои впечатления о прочитанном | Анализ | Характер героев | 11.04 | 58-62 | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | |||
15 | Апрель, апрель! Звенит капель... – 4 ч. Стихотворные тексты. А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Весна. Ласточка примчалась... Т.Белозёров. Подснежники. (Инт.) | Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения упражнений для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных в словах и фразах | Уметь работать с художественными текстами. Формировать умение понимать настроение автора. Знать наизусть стихотворение (по выбору) | Индивидуальный опрос | Развитие образных представлений с помощью музыки | 12.04 | 63-66 Наизусть по выбору | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | НРК инстр. по ТБ | ||
16 | Темп чтения. С.Маршак. Апрель. И.Токмакова. Ручей. Загадки. Л.Ульяницкая. Л.Яхнин. (Л) Внеклассное чтение | Развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста | Уметь формулировать личную оценку, аргументировать своё мнение с привлечением текста стихотворения; выбирать темп чтения | Беседа по вопросам | Литературные жанры | 13.04 | 67-69 | Характеризовать книгу: анализировать структуру (оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) | |||
17 | Е.Трутнева. Когда это бывает? И.Токмакова. Весна. В.Берестов. Воробушки. Р.Сеф. Чудо. (Э) | Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы, развитие способностей радоваться и удивляться в процессе общения с природой. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Наблюдение | Олицетворение Сравнение | 14.04 | 70-73 | Инст-рук-таж- ТБ НРК | ||||
18 | Из старинных книг. А.Майков. Христос Воскрес. Разноцветные страницы. Лунин. Тень. Обобщение по разделу. (К) | Отработка навыка чтения целыми словами | Уметь сравнивать произведения | Текущий контроль | 18.04 | 74-78 | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание) | НРК | |||
19 | И в шутку и всерьёз - 5ч. Особенности юмористических произведений. И.Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я.Тайц. Волк. Г.Кружков. Ррры. (К) | Отработка навыка чтения целыми словами. Обучение перессказу по опорным словам | Уметь воспроизводить содержание рассказа по опорным вопросам | Беседа по вопросам | 19.04 | Часть 2 4-8 | |||||
20 | Герои произведения. Н.Артюхова. Саша-дразнилка. (К) Внеклассное чтение | Обучение чтению художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений. Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей | Уметь находить в тексте слова, характеризующие героев произведения, воспроизводить предложения с различной интонацией. Уметь прогнозировать текст | Текущий контроль | Прогнозирова-ние текста | 20.04 | 9-11 | Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям | |||
21 | Авторское слово в художественном произведении. К.Чуковский. Федотка. О.Дриз. Привет. О.Григорьев. Стук. И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка. И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки. (К) | Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним | Уметь вникать в смысл читаемых слов | Анализ | 21.04 | 12-16 | Создавать серии картин | ||||
22 | К.Чуковский.Телефон М.Пляцковский. Помощник.(И) | Чтение по ролям. Сопоставление слов, близких по значению. Пересказ по ключевым словам. Рисование юмористического рассказа в картинках | Уметь вникать в смысл читаемых слов. Знать наизусть отрывок из стихотворения | Индивидуальный опрос Пересказ | 25.04 | 17-23 Наизусть отрывок | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | ||||
23 | Из старинных книг. К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Ворон и сорока. Худо тому, кто добра не делает никому. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу. (К) | Упражнение в чтении текстов целыми словами (с расстановкой в словах знаков ударения), обучение выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы | Уметь находить общее в прочитанных произведениях | Беседа | 26.04 | 24-28 | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание | НРК | |||
24 | Я и мои друзья -6 ч. Прозаические тексты. Ю.Ермолаев. Лучший друг. (К) Е.Благинина. Подарок. (К) Внеклассное чтение | Пересказ текста по вопросам учебника | Формировать умение выделять главное, соотносить его с интонацией, анализировать поступки героев | Пересказ | 27.04 | 29-30 31-33 | Формулировать главную мысль текста. Характеризовать книгу: анализировать структуру (аннотация). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) Понимать общее содержание произведения: описывать особенности поведения и характера героев | НРК | |||
25 | Прогнозирование содержания произведения. В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны. (К) | Восстановление последовательности событий по опорным словам | Уметь восстанавливать последовательность событий по опорным словам. Уметь прогнозировать содержание произведения по названию, иллюстрациям к тексту, ключевым словам | Обобщаю-щий контроль Хронометраж (проверка навыка чтения) | 28.04 | 34-36 | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев | ||||
26 | Р.Сеф. Совет. В.Берестов. В магазине игрушек. В.Орлов. Если дружбой дорожить. (К) | Понимание значения слов и выражений в контексте. Устные рассказы детей о своих друзьях-игрушках | Уметь различать жанры литературных произведений | Индивидуальный опрос |
04.05 | 37-39 | Воспроизводить словесные картины графически | НРК | |||
27 | Юмористические произведения. И.Пивоварова. Вежливый ослик. А.Барто. Любочка. Я.Аким. Моя родня. (К) Внеклассное чтение | Выработка умений убыстрять и замедлять темп речи и чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания | Формировать умение понимать юмористический смысл слов | Анализ | Юмор | 05.05 | 39-42 | Характеризовать книгу: анализировать структуру (выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) | НРК | ||
28 | С.Маршак. Хороший день. М.Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю.Энтин. Про дружбу. (К) ь. (К) | Развитие умения планировать, анализировать своё выступление | Уметь работать по вопросам учебника | Индивидуальный опрос | 10.05 | 43-47 48-49 | Воспроизводить словесные картины графически | НРК | |||
29 | Из старинных книг. Д.Тихомиров. Мальчики и лягушки. Находка. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу. (К) | Восстановление последовательности событий по опорным словам | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях | Беседа по опорным словам | Звукопись | 11.05 | 50-54 | Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев | |||
30 | О братьях наших меньших - 7ч. С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак. (К) Внеклассное чтение | Устные рассказы детей на заданную свободную тему | Уметь составлять рассказ по заданной теме | Устный опрос | Рисунки о своих любимых животных | 12.05 | 55-59 | Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору | НРК | ||
31 | Приёмы словесного рисования. В.Осеева. Собака яростно лаяла. (К) | Подробный пересказ по рисунку | Уметь делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать, работать с иллюстрацией | Пересказ |
16.05 | 60-61 | Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение подробно | инстр. по ТБ | |||
32 | И.Токмакова. Купите собаку. (Театр.) М.Пляцковский. Цап Царапыч. Г.Сапгир. Кошка. (К) | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников Рассказывание – импровизация на заданную тему | Уметь выразительно читать в лицах, отвечать на вопросы. Формировать умение растолковывать значение непонятных слов, исходя из контекста | Беседа Импровизаци |
17.05 | 62-64 65-67 | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты | ||||
33 | Научно-познавательный текст, стихотворение. В.Берестов. Лягушата. (К) Внеклассное чтение | Сопоставление разных текстов: научно-познавательного и стихотворения | Уметь находить заглавие текста, автора произведения | Текущий контроль | Звукоподражания |
18.05 | 68-69 | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, аннотация, выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) | инстр. по ТБ | ||
34 35 | В.Лунин. Никого не обижай. С.Михалков. Важный совет. Д.Хармс. Храбрый ёж. (К) Н.Сладков. Лисица и Ёж. (К) | Обучение чтению художественных произведений по ролям Обучение чтению художественных произведений по ролям | Уметь делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать Уметь делить текст на смысловые части, составлять план, перессказывать. | Индивидуальный опрос Индивидуальный опрос. | 19.05 23.05 | 70-71 Наизусть по выбору | Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору
Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. | ||||
36 | Из старинных книг. С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы. Обобщение по теме. (К) | Понимание содержания литературного произведения. | Уметь приводить примеры художественных произведений по изученному материалу | Текущий контроль | 24.05 | 74-78 | Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...