Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Три дочери "(татарская сказка)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Сорокина Евгения Валерьевна

Представлен конспект  урока по литературному чтению во 2 классе по теме «Три дочери (татарская сказка)» по системе Л.В.Занкова, Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 г. Мурманска

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«Три дочери (татарская сказка)».

подготовила

учитель начальных классов

Сорокина Евгения Валерьевна

Цели урока:

Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок,  уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ;  находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.

Метапредметные:

регулятивные: осмыслять  и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;

коммуникативные:  осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).

Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки  для работы в паре.

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

- Сегодня на  урок литературного чтения  пришли гости.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

    Громко прозвенел звонок,

    Давайте настроимся все на урок,

   Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

  Чудесных открытий желаю всем вам!

-Проверьте готовность к уроку:

  • учебник
  • карточки с заданиями
  • словари

  1. Актуализация имеющихся знаний.

- Сегодня  на уроке мы будем работать над новым произведением.

- Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.

- Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.( Умей выслушать. Не перебивай. Вырази своё мнение)

-Итак, вам  необходимо прочитать отрывок произведения  на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр  и вспомнить название. (даны отрывки разных сказок)

-  Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки?

-Докажите , что это сказка.( зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро    побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа)  

-К какой группе относится ваша сказка? (народные и авторские)

-А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).

- Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки.

 

3. Определение темы, постановка учебной задачи.

- Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.

-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены девушки)

-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.

-Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери, сёстры или какие- то девушки.

-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами.

-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки)

-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы)

     рыжая                    мама                                                        

     любящая               белочка

      -Составьте пары, используя слова из двух столбиков.

- Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое   мы будем читать на уроке.

- В тексте нам встретится мама, значит,  наших девочек мы можем назвать?  (сёстры)                       

- А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?

- Если белочка-зверь, который живёт в доме, то какой жанр будет у текста? (рассказ)

- А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это … (сказка)

     -Это наши предположения.

-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам   дали задание:  создать модель обложки. 

      - Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказку)

      -Что ещё мы должны узнать про сказку?  (название, автора)

-Так определите название сказки и её автора. 

На доске:

акзаксяаксрататиречодирт

 - А как вы догадались? (прочитали наоборот)

 -Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать? 

      -Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

( определить цели работы)

      - Ваши предложения, с чего начнём работу?

 - Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением.

 ( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев,   выяснить основную мысль, высказать своё отношение)

4. «Открытие нового знания»

- Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова .

- Кто догадался, какие слова нам встретятся? На доске:

    Т.з,  .рм.рк.,  х.лс. 

      - 1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся

         слово?

- Зачитываем значение слов.

- Закройте словари. Итак, что такое «таз»? «ярмарка»?, «холст»?

Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего  металлический сосуд.

Ярмарка - большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями.

Холст - льняная ткань, обычно ручной выделки.

- Давайте проверим наши предположения и начнём читать сказку.

      - Откройте учебник на с. 19

      - Текст читает подготовленный ученик.

      - Оправдалось ли наше предположение?

      - Кто понравился в сказке?

      - Почему эту историю можно назвать сказкой?

      - Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.

      - Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условности, о   которых мы сегодня поговорим.

      - Но перед такой важной работой наберёмся сил.

Физминутка      

- Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,

- На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.

- Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора.

- Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов.

- Приседайте столько раз, сколько паучков у нас.

5. Реализация построенного проекта

 

- Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу)

- Кто главные герои и какова их взаимосвязь?  

- Чем занималась женщина?

- Найдите в тексте словами , которые доказывают, что она очень много работала.

- Найдите и прочитайте описание дочерей.

- В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки – герои одинаковы внешне.

- Прочитайте , как случилось, что мать оказалась одна.

- Давайте украсим нашу книгу  рисунком. Каких героев мы должны изобразить?

- Продолжим читать дальше (2 часть- про себя)

- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? 

- Как вы думаете, почему именно к белочке обратилась мать с просьбой?

- Каким тоном разговаривала мать с белочкой, выберите  в тексте нужные прилагательные.

  Мать -добрым, ласковым (на доску в таблицу)

-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на следующей странице?

- Продолжим  читать сказку (3 часть- жужжащее чтение)

- Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

- Что ответила Старшая дочь белочке?

- Как поступила белочка со Старшей дочерью?

- Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?

- Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?

- Найдите в тексте глагол, который  определяет тон белочки со Старшей дочерью?

- Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?

Старшая дочь - безразлично.

Белочка - рассержено (на доску в таблицу)

- Что нарисуем сейчас?

- Читаем дальше ( 4часть – по цепочке)

- Кто главные герои и какова их взаимосвязь?

- Почему Средняя дочь отказала Белочке?

- Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?

- Как разговаривала Средняя дочь с белочкой?

Средняя дочь - занятым.

 Белочка - со злостью  (на доску в таблицу)

- Посоветуйте, что изобразить на следующей странице? 

- Прочитаем, чем закончилась сказка? ( по абзацу )

- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев)

- Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной части.

- Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?

- Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке?

Белочка - ласково, по - доброму

- Почему все любили младшую дочь долгие годы?

- Что с ней произошло?

- Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека  после смерти переселяется в другие существа.

- И какой рисунок теперь украсит нашу книгу? 

 -  Давайте же  вспомним, в  кого же превратились дочери? (составляем пары слов) 

- А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.

- А как вы думаете, почему именно в пчёлку превратилась Младшая сестра?

- Выберите только те прилагательные, которые характеризуют двух старших сестёр.   (На доске даны прилагательные: любящие, эгоистичные, добрые, злые, отзывчивые и т.д.)

- Справедливо ли поступила белочка?

- А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

- К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.

- А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?

-А как вы бы поступили на месте дочерей?

- Чему учит сказка?

- Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали  людей, независимо от национальности.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас вы поработаете в парах.

-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы  и попытаться объяснить их смысл.

    (Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.   Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    -Предлагаю вам  план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не  согласны.

         Деформированный план:    1.Отказ Старшей дочери.

                                                        2.Болезнь матери.

                                                        3.Золотая пчёлка.

                                                        4.Превращение Средней дочери.

  1. Включение в систему знаний и повторения.

- А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.

   -   Скажите, сколько героев из сказки нам  предстоит озвучить?

(мать, белочка, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь - слов не говорит, но есть ещё автор)

 -За кого мы будем читать ( 1 ребёнок у доски)

       добрым, ласковым

       безразличным

       занятым

       рассержено, со злостью, ласково, по - доброму

                   спокойно, выразительно

          - Обсудите в группе, слова какого персонажа  являются самыми важными и    

          прочитайте с нужной интонацией.

9. Итог урока. Рефлексия

- Теперь проверим, выполнили ли мы цели  работы, намеченные в начале урока .

(Дети зачитывают план и отвечают)

- Какая красивая у нас получилась книга.

- А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….?

- Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.

- Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?

- Я с вами согласна. Оценки. И я хочу вам сказать спасибо за урок.

- Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица белочки или чтение по ролям)

Список использованной литературы
1. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. -Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).

2. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.

3. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

Конспект урока по литературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока политературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"  Материал может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтен...

Конспект урока по литературному чтению: "С.Я.Маршак. Сказка 12 месяцев".

-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым;-формировать...