РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС для УМК образовательной системы Л.В.Занкова
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

для УМК образовательной системы Л.В.Занкова

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы В.Ю. Свиридовой (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС

для УМК образовательной системы Л.В.Занкова

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы В.Ю. Свиридовой (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011). 

Пояснительная записка

  1.         Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Цель курса

Обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, приобщение младшего школьника, путём чтения и осмысления литературного произведения, к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, формирование его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.          Задачи курса:

  • овладеть умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;
  • сформировать первоначальные представления об основных единицах речи(звук, слово, словосочетание, предложение, текст).
  • развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, коммуникативно-речевые умения т навыки, удовлетворяющие  потребность в чтении литературных произведений, обогащать словарный запас детей.
  • воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству, обогащать нравственный опыт младших школьников, формировать представление о добре и зле, развивать нравственные чувства;
  • развивать свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к книгам и чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность.

  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012.  N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
    "О региональном компоненте государственного образовательного
    стандарта начального общего, основного общего и среднего
    (полного) общего образования Тамбовской области"
  • Учебного плана МАОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год.      (утвержден приказом №_____от_______ )
  1.  Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

 1.Нечаева Н.В., Белоусец К.С. Азбука. Учебник по обучению грамоте для 1 класса. Самара, Федоров, 2012

        2.Программы начального общего образования. Система Л.В.    Занкова.ФГОС НОО.- Самара: Федоров,2011.

        3. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Учебник для 1 класса.- Самара:   Учебная литература; Федоров,2011.

     4. Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс /Авт.сост. В.Ю.Свиридова.- Самара: Учебная литература; Федоров.2011.

     5.   Свиридова В.Ю. Учись читать. Пособие по чтению. 1 класс.- Самара: Учебная литература; Федоров,2011.

    6.Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».1 класс - Самара: Учебная литература; Федоров, 2011.

  1. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

В системе единого непрерывного литературного образования учебный предмет «Литературное чтение» в начальных классах призван ввести детей в мир художественной литературы, средствами художественного  слова пробудить у учащихся интерес и чтению, заложить основы читательской культуры личности, приобщить детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям. В системе предметов начального цикла литературному чтению отводится особая роль, поскольку оно не только предмет обучения, но и мощное средство воспитания и развития ребенка.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Уроки литературного чтения и обучения грамоте в 1 классе начинаются вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по обучению грамоте и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. Обучение грамоте идет параллельно с обучением литературному чтению с учетом требований координации устной и письменной речи. В программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

Интегрированный курс «Обучение грамоте и литературному чтению» рассчитан на 132 часов, из них: 92 часа – предмет «Обучение грамоте», 40 часов – предмет «Литературное чтение». Наряду с формированием основ элементарного навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

  1. Виды и формы организации образовательного процесса.

       Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная      работа, работа в парах.

        Виды занятий:  традиционные уроки, обобщающие уроки, урок - зачет, уроки  - экскурсии, уроки – презентации, замеры техники чтения.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

  1. Технологии обучения.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

  1. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Социальная компетенция: применение задач разного уровня, вариативные домашние задания, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы (в группах сменного и постоянного состава), самооценка и взаимооценка работ и ответов.

Коммуникативная компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на уроке, проведение нестандартных уроков, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Информационная компетентность: предлагаются задачи, для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации, составление плана.

Компетентность саморазвития и самообразования: стимулирование самообразовательной деятельности ученика, контроль за динамикой развития ученика.

Компетентность продуктивной творческой деятельности: развитие творческой деятельности ученика через интерактивные методы и исследовательскую деятельность.

  1. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения).

  Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые  включают вопросы (задания)   и вариативные (разноуровневые) тексты по основным темам и навыкам курса.

Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме проверочной работы и замеров техники чтения.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие:

          -осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного   обучения;

         - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

           - знакомство с культурно-историческим наследием России, общечелове-ческими  ценностями;

        -восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

           -полноценное восприятие художественной литературы;

-эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

   высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

            Метапредметным результатом изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

           Личностные УУД:

  развитие учебных мотивов, познавательных интересов.

           Познавательные УУД:

         Формирование логических действий, анализа, сравнения.

          Установление причинно-следственных связей.

          Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

          Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели.

          Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

          Регулятивные УУД:

          Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

          Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

         Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели.

         Коммуникативные УУД:

         Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками.

         Умение слушать собеседника, предвидеть разные  возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

         Согласованность усилий для достижения общей цели.

         Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы.

         Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.

         Предметным результатом изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

         формирование необходимого уровня читательской компетентности;

         овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

         элементарными приемами интерпретации, анализа  и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         умение пользоваться словарями и справочниками;

         осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

        умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

      Структура курса:

     1.  Добукварный период- 22 часа

     2.  Букварный (основной) период- 70 часов

  1. Литературное чтение -40 часов

                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        

Виды речевой деятельности

        Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявленном тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

        Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение  орфоэпических норм и правильной интонации.

        Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержавшейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антипатия, интерпретация и обобщение  содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

                     Развитие речевой деятельности

Общие сведения о речи (в течение курса).

Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная, разные функции речи: общение, сообщение,  воздействие,  речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.

                

Устная речь

Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и прочее. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).

        Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, сродными и друзьями, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. С Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.

        Орфоэпические нормы речи (без введения понятия).Чистота произношения.

         Ориентировка в азбуке и тетради по письму: обложка. Форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно-популярные.

        Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лицей), герой.

        Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

        Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

        Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка. закличка и прочее. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.

                Техника чтения

Формирование аналитико-синтетического звуко-буквенного способа чтения с учетом мен звуков.

         Вырабатывание психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв  по элементу. выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений,

          Умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и т.д.

        Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.

Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма.

        Выработка психофизиологических функций, необходимых для списывания и под диктовку: упражнения для руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку и т.д.

                

        Границы страны Литературы

        Что такое книга. Отличия чтения и литературы. Отличия литературы от науки. Монолог и диалог. Наши любимые герои.

                Долина рассказов: тайна за тайной.

        Персонажи рассказа. Характеристика главного героя. Описание художественное и научное. Авторское отношение к герою.

                Сады поэзии: из чего растут стихи.

        Мир  глазами  поэта. Поэзия загадок. Сравнения.

                Сказочные дорожки: твой путеводитель

        Традиционные сказки о животных. Традиционный сюжет волшебной сказки. Бытовая сказка. Народная и авторская сказка.

        Открытия в литературе и фантазия в науке.

Характер героя в фольклоре и в авторской литературе. Роль заголовка в рассказе и стихотворении. Олицетворения. Ложь как нравственная проблема. Фантазия как часть жизни. Игра как творчество.

Описание материально – технической базы

  1.Дополнительная литература:

   * Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс /Авт.сост. В.Ю.Свиридова.- Самара: Учебная литература; Федоров.2011.

          *   Свиридова В.Ю. Учись читать. Пособие по чтению. 1 класс.- Самара: Учебная литература; Федоров,2011.

    *Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».1 класс- Самара: Учебная литература; Федоров, 2011.

2. Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru

4. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

  1. Сайт Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://www.zankov.ru

3. Технические средства обучения:

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

4. Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

3. Экспозиционный экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" 3 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" 3 класс "Школа России" ( 4 ч. в неделю) ФГОС с УУД....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС для УМК образовательной системы Л.В.Занкова

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы И.И.Аргинской, С.Н. Кормишиной (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по лит...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" класс 4 "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя по литературному чтению для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствие с требованиями ФГОС начального общег...