Открытый урок по литературному чтению для 2класса. В.А.Осеева "Почему?"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока и самоанализ составлены по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voseeva_pochemu.ppt | 1.45 МБ |
samoanaliz_k_chteniyu.doc | 31.5 КБ |
oseeva.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Учитель Мешкова С.Н.
Тема урока: «В.А.Осеева. Рассказ «Почему?» 2класс
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- продолжить работу над изучением рассказа В.А.Осеевой «Почему?»;
- дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение;
- учить детей чувствовать и понимать язык художественного произведения;
- способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
- учить составлению портретной характеристики героев.
Развивающие:
- развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
- развивать навыки самопроверки и самоконтроля;
- развивать логическое мышление, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственные качества на примере главных героев произведения:
честность, справедливость, ответственность за свои поступки, уважение к старшим;
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник « Литературное чтение», 2 класс
Тип урока: урок закрепление нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Я и мои друзья».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Учащиеся выполняли задания:
- восстановление текста;
- работа со словарем;
- интервьюирование;
- составление характеристики главного героя;
- работа с планом;
- соотношение названия рассказа и главной его мысли;
- работа с пословицами;
- изображение главного героя в цвете.
Мною была организована индивидуальная, групповая работа и работа в парах .
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Мною были достигнуты предметные результаты :
- продолжить работу над изучением рассказа В.Осеевой «Почему?»;
- учить детей чувствовать и понимать язык художественного произведения;
- способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
- учить составлению портретной характеристики героев;
- развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение;
- воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.
Так же мною были сформированы следующие универсальные учебные действия у детей:
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
-освоение личностного смысла учения, желания учиться;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважать мнение одноклассников;
-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
-отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-коррекция;
-оценка.
Домашнее задание было дано, используя дифференцированный подход.
Рефлексия и самооценка учебных результатов урока учащимися осуществлялась в листах самооценки и выбором пословицы.
На уроке присутствовала доброжелательная и раскрепощенная атмосфера, одобрительная оценка. Дети непосредственны, свободны в выражении своих мыслей.
Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены. Я довольна работой учащихся на уроке.
На последующих уроках необходимо продолжить работу над формированием осознанного чтения, умением анализировать содержание прочитанного, составлять план рассказа, совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение, объяснять нравственный смысл рассказа, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению. 2класс
Учитель Мешкова С.Н.
Тема: «В.А.Осеева. Рассказ «Почему?»
Цель: -Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
- )Организационный этап.- 2 мин.
- Речевая разминка.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.- 5 мин.
-соотнесение иллюстрации и произведения;
- интервьюирование;
4) Первичное закрепление-20мин
- составление плана текста для пересказа.
-составление портрета главного героя;
-восстановление деформированного текста;
-работа с пословицами.
5) Творческая работа -5мин
6) Рефлексия -3мин.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению-2мин
Универсальные учебные действия.
1. Личностные:
-Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; подбирать пословицы к тексту из предложенных и объяснять их смысл; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. Осеевой, карточка с названием рассказа “Почему?”.
Для учащихся: рабочие листы к уроку, 3 палитры для групповой работы, краски, оценочный лист, карточки с пословицами, листочки со смайликами, конверты с домашним заданием.
Ход урока.
- Организационный этап.
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
“Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.
- Для начала предлагаю вам изобразить свое настроение на листе со смайликами. (под музыку). Слайд
- Оценивать свою работу на уроке вы будете на оценочном листе.
Речевая разминка.
"Простите."
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко, и тихо
"Простите",- сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже...
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...
"Простите!" Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
(Наиль Юсупов)
-Какая главная мысль этого стихотворения?
-Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих поступках?
-Какое «волшебное» слово встретилось в стихотворении?
-Подберите синоним к слову «простите». (Извините.)
Работа со словарем Ожегова:
- Найти значение слов «простите», «извините». (работа в группах)
Сообщение темы и цели урока. Мотивация к деятельности.
- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказов и названия произведений. Что к чему относится?
«Синие листья» Слайд
«Хорошее» Слайд
«Волшебное слово» Слайд
«Почему?» Слайд
- Кто автор этих произведений?
- Вспомните, что в каждом рассказе хотела донести до нас В.Осеева?
Работа в парах по карточкам.
1. «Волшебное слово» Не будь жадным.
2. «Синие листья» Говори всегда правду.
3. "Почему?" О доброте, какие волшебные слова мы
должны знать.
- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?
-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Беседа по содержанию прочитанного (интервью):
«В гостях у автора»
Вопросы журналиста:
-Что однажды случилось с мальчиком?
-Почему мальчик не сразу признался маме?
-Как вел себя мальчик, когда обманул маму?
-Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
-Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
-Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?
-Почему мальчик все-таки признался маме?
4. Первичное закрепление.
1) составление плана пересказа.
- Восстановите последовательность событий в рассказе.
(задание на карточках)
- Бум наказан.
- Мальчик с собакой.
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё почему.
- Это…Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке!
- Бум один на крыльце.
(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5) Слайд
2)Составление портрета мальчика.
С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
-Сейчас, я предлагаю вам составить портрет главного героя.
(Работа в группах.)
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику.
3)работа с деформированным текстом
- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).
Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.
- Это, это Бум!
- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа.
Что я изменила или пропустила?
(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)
Тихонько сполз заменила на Встал
- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)
- Далее.
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.
- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?
- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика.)
- Молодцы! Давайте дальше.
Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”
- Ну и что подумаешь какие-то точки!
- Почему они важны?
Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.
5.Физкультминутка. (Релаксация под музыку.)
6. Работа с пословицами. (Работа в группах.)
Найдите пословицу, которая походит по смыслу к произведению.
1группа
1. Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
- Поспешишь-людей насмешишь.
- Сделал дело-гуляй смело.
2группа
1. Никто так детям не верит, как мать родная.
- Друг познается в беде.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3группа
1. Материнский гнев, что весенний снег-и много выпадает, да скоро растает.
- На чужбине и собака тоскует.
- Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
7. Творческая работа.
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
Дети рисуют.
-Какие краски вы использовали: темные или светлые?
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся опять к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
Что мучило мальчика?
Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
- Рефлексия.
Учитель: Прочитайте пословицы.
- От человека утаишь, а от совести не утаишь.
- Нечистая совесть спать не дает.
- Ошибайся, да сознавайся.
- Где правда, там и счастье.
– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.
– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.
Оценивание.
9. Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению.
1конверт-составить рассказ на тему «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»
2конверт- пересказ 1части
-Изобразите свое настроение на листочке со смайликами. (под музыку)
Слайд
-Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!
Слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Открытый урок по литературному чтению на тему: «Георгий Алексеевич Скребицкий. Весна» 2класс
Открытый урок по литературному чтению на тему: «Георгий Алексеевич Скребицкий. Весна» 2класс...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...