Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
план-конспект урока по чтению на тему
Цели: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш»
Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.n._mamin_-_sibiryak_priyomysh.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Цели: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш»
Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя;
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в парах; умение выражать свои чувства
Регулятивные:
контроль и коррекция ответов
Личностные:
формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее
Познавательные:
умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы, умение работать с информацией
Оборудование: учебник, слова для словарной работы, портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка, словарь
Ожегова.
Сценарий урока
1. Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать.
Можем мы урок начать.
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и всем гостям. Приятного всем дня.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Домашним заданием было повторить стихи из раздела «Поэтическая тетрадь»
3. Постановка темы и цели урока.
Тема нашего урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
– Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово – приёмыш?
– В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
- О чем бы вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?
( Кто такой приемыш, кто герои, охарактеризовать их и т.д.)
4. Работа над новым материалом.
-Знакома ли вам фамилия автора?
-Знаете ли вы, что настоящую фамилию автора?
Сведения об авторе.
- Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
- Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»
- Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
«Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.
- Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
5. Первичное чтение текста по частям и работа над его содержанием.
А) Словарная работа
- При чтении встретятся трудные слова, попробуем объяснить их смысл.
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма
Сайма - рыбацкая стоянка
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
Б) Слушая 1 часть, попробуйте ответить на вопросы:
- Где происходят события?
- Кто герои?
Слушая 2 часть, попробуйте ответить на вопросы:
- Кто оказался Приёмышем?
- Как «Приёмыш» оказался в избушке у Тараса?
Вопросы после прочтения текста:
-Оказывается, приёмыш-это не только человек. Кто это в рассказе?
-Почему лебедь-сирота?
-Какие слова в учебнике характеризуют «Приёмыша»?
6. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Работаем над 3 частью
- Прослушав 3 часть, выберите слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.
- Что вы узнали о жизни Тараса?
(жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем, очень старый)
- Мы дали характеристику двум героям, кому?
- А что можете сказать о Соболько?
– Всех ли героев -мы охарактеризовали?
7. Прогнозирование
- Как вы думаете, чем закончится данная история?
- Совпало ли ваше мнение с концом истории?
Работа над 4- ой частью
-А мог ли Тарас не отпустить птицу?
-Какова главная мысль этого произведения? (дети приходят к выводу, что подружиться легко, а расставаться тяжело).
8. Итог урока.
А)- Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
( добрую душу и доброе сердце)
- Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».
- Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока после прочтения названия произведения?
Б) - К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.
№п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака |
1 | Царская | |||
2 | Умная | |||
3 | Старый | |||
4 | Жалкий | |||
5 | Бобыль | |||
6 | Князь князем | |||
7 | Божья тварь | |||
8 | Гордая | |||
9 | Настоящая | |||
10 | Пёстрая | |||
11 | Лучший друг человека | |||
12 | Утомлённый | |||
13 | Дряхлый | |||
14 | Гуляка |
9.Рефлексия
- На парте лежат бумажные лебеди: белые и черные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, «пустите плавать на озеро белого лебедя». Если во время урока вы не смогли ответить на некоторые вопросы, «пустите плавать на озеро чёрного лебедя»
10.Домашее задание Выразительное чтение рассказа с. 65-68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"
Цели: расширить знания учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)
Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...
Д.Н. Мамин Сибиряк "Приёмыш" ( анализ произведения)
литературное чтение.4 класс...
Мамин - Сибиряк Приёмыш
Цель. Познакомить учащихся с произведением «Приёмыш» Мамина – Сибиряка Д. Н.Задачи. Познакомить с произведениями Мамина - Сибиряка Д.Н. разных жанров....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....