Урок на тему "Три ветки мимозы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В данном материале представлен конспект урока по рассказу В. Железникова "Три ветки мимозы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_ned.odt | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта (план-конспект)
урока литературного чтения,
проведенного в 3 «А» классе
гимназии им. А. С. Пушкина
студентом группы 3 «А»
ГБПОУ РО «ШПК»
Дреевым Дмитрием Александровичем
Дата проведения: 09.02.2016 г.
Учитель: Астраханцева Т. В.
Преподаватель-руководитель практики: Асидулина М. И.
Оценка:
Дата 09.02.2016 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна
Класс 3 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович
Технологическая карта урока №4
Предмет: Литературное чтение
Целевой блок | ||||
Тема урока: | В. Железников «Три ветки мимозы» | |||
Цель урока: | -Познакомить с рассказом В. Железникова «Три ветки мимозы»; -Развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь; -Воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми; | |||
Планируемые результаты: | Предметные УУД: -Умение давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение; -Умение учить составлять картинный план и пересказывать по плану; -Умение читать выразительно выборочно, по ролям; -Умение рассуждать и делать выводы. | |||
Личностные УУД: -Умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения; -Умение оценивать позитивное отношение к чтению. | ||||
Метапредметные УУД: *Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность; 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; 4.Умение оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||||
*Коммуникативные: 1.Умение получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства; 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами; 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию; 4.Умение взаимодействовать в парах, в группах, слушать мнение других, высказывать свое мнение; 5.Умение донести свою позицию до других; | ||||
*Познавательные: 1.Умение понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения; 2.Умение давать определения понятиям; 3.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; | ||||
Инструментальный блок | ||||
Тип урока: | Урок введения нового знания и формирования УУД | |||
Формы, приёмы и методы | Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические | |||
Образовательные ресурсы: | Учебник, Раздаточный материал, ТСО, доска, мел |
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний.10 мин.
3. Постановка проблемы.10-15 мин.
4. Физминутка 3-5 мин.
5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.
6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку (на парте всё необходимое). |
2.Актуализация знаний. | Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с творчеством замечательного писателя и просто удивительного человека Владимиром Карповичем Железниковым. Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, детство, много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики… Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. В годы войны он учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Первая его книга вышла в 1960 году, это была «Разноцветная история». Тогда же писатель впервые попробовал себя в роли кинодраматурга, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». творческой биографии писателя более сорока книг, переведенных на многие языки мира, и двадцать сценариев для фильмов. Эти истории повествуют об отношениях между людьми, о проблемах детства и взросления. -Ребята, скажите какой праздник наступает в первые весенние дни? (Международный женский день - 8 марта) -Что принято дарить на праздник? (подарки, цветы) -Какое настроение у людей весной? (радостное, доброе, весеннее) -С каким цветом ассоциируется весна? (жёлтый - тепло, доброта, ласка, счастье) |
3. Постановка проблемы. | Чтение рассказа учителем. -Вам понравился рассказ? (Понравился) -Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное) -Почему? -Сложная ситуация, в которой оказался мальчик? -Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить. -От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)? Анализ произведения: Главный герой рассказа – Витя. -Какой он по характеру? Словесное описание героя. -Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою? МУЖЕСТВЕННЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ. -Каждую черту характера Вити, подтвердите словами из текста. |
4. Физминутка. | Вновь у нас физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) |
5. «Открытие» детьми новых знаний. | Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа: Прочитаем начало 1 часть. 1. «Подарок маме в День 8 Марта». - Какое было утро? (Светлое, радостное.) - Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.) - Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал замечательные слова) - Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.) - О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.) - Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться".) Как можно озаглавить 1 часть? Дарить подарки приятно, также как и их получать. А вы с этим согласны? (читаем дальше, 2 часть) 2. «Совет мамы подарить цветы Лене». - Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.) - Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: "Зачем?" Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.) - Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов? Как можно озаглавить 2 часть? (читаем дальше, 3 часть) Переходим к следующему этапу урока - обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии: 3. «В школе». - В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: "Это тебе". Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал). - Кому было обидно за Лену? - Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса - чувствовалось уже что- то недоброе). Как можно озаглавить 3 часть? (читаем дальше, 4 часть) 4. «Отношение ребят к Витиному поступку». - Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: "Тили - тили - тесто, жених и невеста!" Потом смеялись и показывали на него пальцами.) Сработал «Эффект толпы» – дети сильно подвержены этому. - Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый.) - Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствые, равнодушные люди к ситуациям, которые несут положительные эмоции, дружбу, уважение, добро.) - А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. "Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.) Как можно озаглавить 4 часть? (читаем дальше, 5 часть) 5. В пятой сюжетной линии «Это ты виновата». (Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.) - На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого, мудрого человека, на маму.) - Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.) - Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите? Каких качеств Вите не хватает? (Надо учиться быть стойкими, мужественными, смелыми. Учиться жить с достоинством.) |
6. Итог урока. Рефлексия. | - Какой нравственный урок преподнёс автор произведения? (Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро) - С каким настроением вы заканчиваете урок? -Я благодарен вам за отличную работу. -Встаньте. Урок окончен. Спасибо. |
МУЖЕСТВЕННЫЙ
ДОБРЫЙ
ПОСЛУШНЫЙ
ВСПЫЛЬЧИВЫЙ
НЕСДЕРЖАННЫЙ
СМЕЛЫЙ
НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ОБИДЧИВЫЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрутный лист к уроку литературного чтения по теме « Три ветки мимозы» В.Железникова
Маршрутный лист поможет учителю организовать работу учащихся в группе. Ученики смогут научиться распределять роли, контролировать и корректировать свои действия ,оценивать успешность усвое...
Открытый урок Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу»
Урок во 2 классе ( система Занкова )...
«Три ветки мимозы» В.К. Железников
Урок по произведению В.К. Железникова...
Система вопросов для анализа рассказа В.К.Железнякова "Три ветки мимозы"
С какой целью автор написал этот рассказ? Рассказ называется "Три ветки мимозы". Почему именно так?...
Конспект по русскому языку за 4 класс на тему" Изложение по тексту В.Железникова «Три ветки мимозы»" (Школа России)
Развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку....
Конспект урока "Мимоза для мамы" (УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Занятие "Осенняя ветка. Рисование с натуры ветки березы"
Тема занятия: «Осенняя ветка. Рисование с натуры ветки березы» Цели: Развитие: -зрительной па...