Конспект урока по литературному чтению Некрасов "Мороз Воевода"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Пулина Валерия Николаевна

Данный урок содержит в себе презентацию и конспект урока. Выполнен под руководством методиста Пещеровой О.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

Конспект  урока по литературному чтению,

проведенного  в 3 «б» классе в МБОУ СШО №1

студентки 314 группы

специальности «Преподавание в начальных классах»

Пулиной Валерии

ТЕМА:

«Мороз – воевода» (отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос)

Методист: Пещерова Ольга Васильевна___________

Учитель: Киселева Марина Васильевна ___________

Руководитель подгруппы практикантов:

Круглова Ирина Викторовна  ___________________

Оценка:__________

г. Городец

2013 - 2014 учебный год.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Орг.

момент

- Прозвенел уже звонок,

Все настройтесь на урок!

Встаньте прямо, подтянитесь,

Здравствуйте, теперь садитесь!

- Здравствуйте, ребята урок литературного чтения у вас проведу я.

-Меня зовут Валерия Николаевна.

Дети приветствуют учителя.

Садятся

Регулятивные:

контролируют и корректируют свои действия одноклассников.

Проверка домашнего задания

- Ребята, какое Д/З вам задавали?

-  Кто хочет …

(слушает 2-3 человек)

- Молодцы!

Ответы детей

Коммуникативные:

умеют выражать свои мысли.

Дыхательная разминка

- А сейчас мы свами проведём дыхательную разминку.

- Соединили ладошки, взяли в себя воздуха и сильно  выдохнули в ладошки.

 - Ещё раз взяли воздуха, и выдохнули его, разделив дыхание на 3раза. Молодцы!

-  А сейчас разделите дыхание на 5 раз.

-  А теперь на 10 раз.

Выполняют требования учителя.

Регулятивные:

соотносят свои действия с действиями учителя и одноклассников.

Чтение самостоятельно художественной литературы

- А сейчас возьмите карточку со стихотворением, которая лежит у вас на парте.

- Прочитайте  жужжащим чтением.

-Второй раз прочитайте шепотом, а третий раз- про себя.

- Ответьте на вопросы, отвечать нужно полным ответом…

- Как называется стихотворение и кто является его автором ?

Для 1 ряда?

Для 2 ряда?

Для 3 ряда?

Читают стихотворение сначала жужжащим чтением, потом читаю шёпотом, и про себя.

А.С. Пушкин

«Зимнее утро»

Ф.И. Тютчев

«Зима не даром злится»

И.З. Сурикова

« Зима»

Личностные:

осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Коммуникативные:

доносят свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Выведение темы урока

- Какой общей темой можно объединить все эти произведения, предложенные вам для самостоятельного чтения?

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на  уроке?

Зима

О зиме!

Регулятивные:

под руководством учителя формулируют учебную задачу

Вводно-мотивационная часть или подготовка к новому материалу

-  Сейчас я для вас проведу викторину и посмотрю, кто из вас знаток произведений  Н.А. Некрасова.

- За правильные ответы вы получите жетончики.  Итак…

  1. Полное имя Некрасова:                       а) Алексей Николаевич; б) Николай Алексеевич; в) Николай Александрович.
  2. Назови на каком портрете изображен Н.А. Некрасов.
  3. Какое стихотворение из данных стих-й написал Н.А. Некрасов:  а)«Крестьянские дети»;  б) « Няне»; в) « Осень».
  4. Продолжи предложение.« Попался косой, поймали … , заблудились немножко и видели… у, страшный какой!

  1. Подберите правильное название к сказке « Мужичок …»:   а) с иголочку; б) с ноготок; в) Великан.
  2. Сколько лет было Власу из стих-я « Мужичок с ноготок»: а)4 года; б)9 лет; в) 6 лет

- Вы с заданием справились!

- У кого больше всех жетончиков? Молодцы!

Выполняют требования учителя.

Отвечают на вопросы викторины и получают жетончики.

  1. Б)

  1. На втором рис.
  2. А)

  1. Ежа, волка.

  1. Б)

  1. В)

Дети говорят сколько у них жетонов.

Коммуникативные:

умеют слушать и слышать, понимать партнера, приходить к общему мнению.

Познавательные:

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Личностные:

имеют желание учиться.

Познавательные:

Строят речевое высказывание устной форме.

Познавательные:

сравнивают, сопоставляют, делают выводы.

Коммуникативные:

умеют выражать свои мысли.

Личностные:

имеют желание учиться

Словарная работа

- Ребята, посмотрите на слова которые встретятся нам в новом произведении, давайте дадим им толкование:

Бор- хвойный лес.

Воевода – в Древней Руси начальник войска, а также края, области.

Дозор – обход для осмотра или наблюдения; разведка или охрана.

Владенья – территория, которая находиться в чьей-то собственности.

Палица – старинное оружие: тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Обоз – группа повозок, перевозящих грузы.

Казна – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее.

Добро – достоинство человека; имущество, богатство, состояние.

-  « Хорошо» теперь мы знаем значение этих слов.

Ребята, читают первое слово и дают ему свое толкование. Так со всеми словами.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, также жизненного опыта.

Работа над текстом

- Отрываем учебники на стр.156 и находим отрывок Мороз-воевода из поэмы «Мороз, Красный нос».

Дети открывают учебники на стр. 158 и

Регулятивные: мобилизуют волевые усилия для достижения цели

Чтение текста учителем

- Я вам сейчас прочитаю этот отрывок, а вы следите по учебнику. (читаю).

следят за чтение учителя, глазками и пальчиком

Коммуникативные:

умеют слушать и слышать, понимать партнера.

Беседа по восприятию

- Понравилось ли вам стихотворение и почему?

- Какое настроение вызвало оно у вас?

-  Кто главный герой этого произведения?

 - Как вы представили его себе?

Да, потому что (ответы детей). Веселое. « Мороз-воевода». ( ответы детей)

Коммуникативные:

участвуют в диалоге.

Обосновывают свою точку зрения.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Физкульт. минутка

-А теперь все встали!

- Давайте, не много отдохнем!

- Все сели и приступаем к работе!

Дети выполняют движения из физ. минутки.

Регулятивные:

контролируют и корректируют свои действия и действия одноклассников.

Чтение детей произведения

- Начинаем читать по цепочке следующие четверостишья, начинаем с Ани. Молодцы!

Дети читают по четверостишью.

Коммуникативные:

взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Беседа по содержанию.

- Прочитайте вопрос на стр.158 № 2.

На стр. 158 № 3.

- Найдите в тексте и подчеркните карандашом, какие действия совершает Мороз-воевода.

- Глядя на эти действия, что мы можем сказать об этом человеке? 

- О каком времени года идет речь, докажите это текстом?

- Обратите внимание на слова: солнце играет, снега и туманы покорны морозу, голая земля как называется в литературе такой прием, когда природа выполняет действия как человек?

- Как называется прием, в котором присутствуют ярко окрашенные прилагательные.

 - Давайте найдем эпитеты в тексте!

- Кто нашёл? Зачитай, пожалуйста!

На сколько частей можно разделить это произведение?

- Отвечаем полным  ответом!

 - А почему на две? Про что говорится в 1 части, а во 2. «правильно».

«Как Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?...»

Ответы детей

О зиме  (трещит по замерзлой воде,…)

Олицетворение

Эпитеты

Яркое солнце, быстрые, шумные воды.

Можно разделить на 2 части.

Потому что в 1 части говорится о природе, а во 2  песня, кот. поёт Мороз.

Познавательные:

строят речевое высказывание в устной форме.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, а также жизненного опыта.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, а также жизненного опыта.

Коммуникативные:

обосновывают сою точку зрения.

Итог урока

- Подведем итог урока.

-  С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто является автором этого произведения?

- Отвечаем полным ответом.

- Почему оно называется именно так?

отрывком« Мороз-воевода»

Николай Алексеевич Некрасов.

Речь идет о Морозе-воеводе

Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите Д/З:  выучить стих-е, *нарисовать «Мороза-воеводу».

Записывают Д/З в дневниках

Рефлексия

- Кто справился сегодня  на уроке со всеми  заданиями, тот подарит голубую снежинку « Морозу-воеводе», а если с чем- то вы не справились, и у вас были затруднения, белую.

 - Все встали, подровнялись.

- Всем спасибо!

- Урок закончен!

Дети выполняют требования учителя.

Резервные задания: рабочая тетрадь на стр.97 № 2, № 3.

Тема урока: Н.А. Некрасов « Мороз-воевода».
Цель: познакомить учащихся с отрывком« Мороз-воевода» из поэмы « Мороз, Красный нос».

Планируемые результаты:

  • Личностные – прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; интерес к чтению, к введению диалога с автором текста; потребность в чтении.
  • Предметные –воспринимать тексты на слух тексты в исполнении учителя; делить текст на части; самостоятельно формулировать главную мысль текста.
  • Метапредметные :
  • Регулятивные – самостоятельно формулировать тему и цели урока.
  • Познавательные – строить рассуждения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
  • Коммуникативные – высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

- для учителя: презентация,  учебник « Русский язык, 3 класс, 1 часть», плакат с рефлексией, видео-презентация ( для физ.мин.), рабочая тетрадь на печатной основе,.

- для учащихся: учебник « Русский язык, 3 класс, 1 часть», рабочая тетрадь на печатной основе, карточки со стихотворениями, жетоны  для рефлексии.

Оформление доски:

Александр Сергеевич

Пушкин

« Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно…

Спиридон Дмитриевич

Дрожжин

***

Вьюга злится за окном,

Белая берёза

Вся окутана кругом

Инеем мороза.

В покачнувшейся избе

Огонёк мерцает;

Горькой жалобой в трубе

Ветер завывает…

Слышен звук веретена,

И трещит лучина;

У меня в груди одна

На сердце кручина…

Иван Захарович

Суриков

« Зима»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...