Тема Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…» Урок по литературному чтению в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Наталья Николаевна Попова.

Урок включает в себя работу с разными словарями, дикционные упражнения,большую словарную работу, творческие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f._i._tyutchev_charodeykoyu_zimoyu.docx845.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Урок по литературному чтению в 3 классе

по УМК «Начальная школа 21 века»

Цели:

  1.  Расширять представления учащихся о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева, показать красоту поэзии Ф. И. Тютчева
  2. Формировать умение анализировать поэтический текст
  3. Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников
  4.  Повторить творчество изученных поэтов, и уметь определить автора по строкам из его произведения
  5. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас учащихся;
  6.  Развивать  у детей чуткое отношение к красоте родной природы, Родине и малой Родине через поэзию
  7.  Воспитывать интерес к поэзии и культуре общения

Форма проведения: с применением информационных технологий.

Оборудование: 

  • толковый словарь русского языка С.И Ожегова;
  • портреты поэтов А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова; С.А. Есенина, карточки с Ф.И.О поэтов, со словами «рифма», «интонация», «поэзия»
  •     видеозапись стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…»
  • компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

Для учащихся: индивидуальные  карточки для творческой работы; условные обозначения (для рефлексии); учебник "Литературное чтение" (авт. Л.А. Ефросинина,  М.И.Оморокова), книги для индивидуального чтения.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Самостоятельное  «жужжащее»  чтение 5 минут и повторение.

- Что читали?

- К какому жанру можно отнести произведение?

- Кто автор?

-На какие две группы можно разделить все произведения по авторству?

  • Устное народное творчество (фольклор)
  • Авторские произведения

- Какие произведения можно отнести к устному народному творчеству?

- К авторским произведениям?

Слайды 1и 2.

             

                     

  1. Сообщение темы урока

- На предыдущих уроках мы читали авторские произведения или произведения устного народного творчества?  Что мы читали?

- Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии. Что такое поэзия?

- Прочитайте предложения.

Слайд 3.

     

- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.

- Что вы теперь скажете о поэзии?

- Что же такое поэзия?

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Слайд 4.

- Большой Энциклопедический словарь объясняет так.

Слайд 5.

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

- Итак, сегодня мы будем говорить о русских поэтах,  их произведениях,  о красоте, которой восхищаются поэты и передают ее нам своими произведениями.

   4. Речевая разминка. Актуализация опорных знаний

- Начнем урок с речевой разминки.

Дикционные упражнения.

-Читаем по указке молча, шепотом, тихо, громко.  Хором.

Шум, блеск, всплеск, гам,

Гром, треск, плеск, трам!

- Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?

- Один из признаков стихотворения рифма.

- Что такое рифма? Где мы можем найти ответ на свой вопрос? Правильно. В энциклопедических и толковых словарях или в интернете.

Слайд 6.

- Назовите ещё один признак стихотворения.

- Прочитаем строки, выделив первое слово. Попытайтесь передать радость.

- Читаем с интонацией удивления, выделяя четвёртое слово.

Слайд 7.

(Вывешиваются слова «поэзия», «рифма», «интонация»)

  1. Проверка домашнего задания.

- Какое стихотворение вы читали дома? Кто автор?

- На доске вы видите портреты русских….   Дополните предложение. (Поэтов)

- Найдите портрет Ф. И. Тютчева.

- Давайте  вспомним, что мы знаем о Федоре Ивановиче Тютчеве   (1803 -1873 г.)  - 70 лет прожил Федор Иванович, из них 22 года он прожил за границей. Но, вдали от Родины он не переставал любить ее и восхищаться русской природой. За свою жизнь написал около 400 лирических произведений. Его часто называют «певцом природы».

-  Как вы думаете почему?

- Стихи Тютчева напевны и мелодичны. Такое чувство, что он поет о природе.

- Какое стихотворение об осени очень лирично и мелодично.

- Проверка домашнего задания.

-Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «

Анализ чтения.

  1. Соблюдал ли нужную интонацию?
  2. Правильно ли выдерживал паузы?
  3. Выделял ли голосом особые места?
  4. Не было ли ошибок в словах?

Спасибо, ребята, вы хорошо прочитали стихотворение  Тютчева.  Скажите, что свойственно поэтическому языку автора? (Рифма)

- Найдите рифмы в 1 строфе,  во 2 строфе, в 3 строфе.

  1. Повторяем творчество русских поэтов.

- Работа с портретами  на интерактивной доске.

- Соедините портрет и фамилию поэта.

Слайд 8.

Портреты А. С. Пушкина, С. А. Есенина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.

 http://top-bal.ru/pars_docs/refs/48/47258/47258_html_m425a0ffb.png

Слайд 9.

Игра «Добавь словечко»

На интерактивной доске ребята вписывают пропущенные слова и называют автора и название стихотворения.

  1. ________________ береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно _______________.

  1. Буря _______  небо кроет,

Вихри __________ крутя;

То, как  _________ она завоет,

То, заплачет, как дитя.

  1. Есть в осени _________________

Короткая, но __________ пора.

Весь день стоит как бы ____________,

И лучезарны вечера.

  1. Ночевала ____________ золотая

На груди  ___________________.

Утром в

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете  имена и  творчество русских поэтов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

7. Знакомство с новым стихотворением Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…»

- В этом стихотворении вы увидите новое состояние природы, с ее таинственным и чарующим волшебством.

  • Первичное восприятие. (Слушание стихотворения на видео с музыкальным сопровождением и иллюстрациями по тексту)  Материал взят из Интернета.

  • Анализ восприятия.

- Какие картины вы увидели? (Образ леса, который переливается и сверкает в лучах солнца.  Чародейка – Зима околдовала лес. Солнце освещает лес.

  • Составление плана стихотворения.
  1. Чародейка – Зима.
  2. Лес.
  3. Солнце.

  • А музыка помогла вам почувствовать настроение? Какую музыку вы слушали? (нежная, волшебная, сказочная, она переливалась, играла)
  • Какое настроение у вас появилось? (волшебное, таинственное, светлое)

8. Постановка учебной задачи.

- Итак, сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну этого стихотворения , тайну зимнего леса , который « сном волшебным очарован» и подготовиться к выразительному чтению.

  • Прочитайте стихотворение про себя .
  • Анализ стихотворения.

9. Работа над лексическим уровнем текста.

- Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы ?( О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес )

- Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .

На доске появляется  запись Чародейка Зима - волшебница, колдунья .

- А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?( Да)

-  Докажите текстом .

 «... Чудной жизнью он блестит...»

Лес «...под снежной бахромою...»

-  Как вы понимаете слово «бахрома» ? Объясните его значение.

- А вот так дает объяснение этого слова словарь Ожегова.

Слайд 10.

- Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?( Нет)

- Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .

-  Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?( О лесе)

-  Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?(Вся 2 строфа)

-  А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?

 «Весь опутан, весь окован...»

Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .

 Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять , нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы .Какой знак препинания вы видите ?( Три точки )

-  Кто знает, что обозначает этот знак ?( Незаконченность мысли ; пауза ) - Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем , что произошло с лесом.

Прочитайте третью строфу.

- Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы ?

-  Прочитайте описание леса .( « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...» )

-  Посмотрите сколько света в этих последних строчках . Даже хочется зажмуриться , прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .

А как вы думаете, от чего так светится лес?

-  Солнце действительно « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .

ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси

говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?

Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .

10. Выразительное чтение стихотворения.

А что это значит – выразительное чтение?

  1. Выбрать правильный тон.
  2. Выбрать правильный темп.
  3. Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
  4. Представить в своем воображении, то, о чем читаешь.
  5. Выразить свое отношение к происходящему.

- Определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? .( Нет)

-  Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?( Тон - спокойный , неторопливый , таинственный ...)

Настроение - волшебное , торжественное , тревожное …

  • Слушание учеников.

11. Творческая работа.

На индивидуальных листочках предлагается 3 задания. Ученик  выбирает и выполняет любое из них. (Можно продолжить и доделать дома)

1 задание. Представьте себя поэтами и используя рифмы сочините четверостишье о зиме.

______________________________  зима,

 _____________________________  метели,

 _____________________________  она,

______________________________  ели.

     2  задание. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» на обратной стороне листа.

    3   задание. Нарисуйте  обложку к этому  стихотворению.

12. Обобщение и домашнее задание.

-  Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .

- Выучите,  пожалуйста, стихотворение наизусть. Можно продолжить работу на листочках.

РЕФЛЕКСИЯ.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чародейка-Зима. Презентация по литературному чтению

Презентация в помощь к изучению темы "Зима.Люблю природу русскую"...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Ф.И.Тютчев "Чародейкою Зимою..."

Урок составлен по программе "Планета знаний" в соответствии с требованиями ФГОС....

Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою...:

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, отражается работа над  литературными приёмами,групповая работа....

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс Тютчев Ф.И.

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»...

конспект урока литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою». (2 класс)

Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».Цели урока. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»;познакомить с пейзажными зарисовками зи...