Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvoreniya_o_zime_3_klass.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению (3 класс)
Тема: Стихотворения о зиме
Цель: привитие детям любви к поэзии, ознакомление со стихотворными произведениями о зиме.
Задачи:
- Повторение ранее прочитанных произведений (С. Есенина «Берёза» и М. Пришвина «Деревья в лесу»);
- Ознакомление детей со стихотворениями И. Никитина и А. Пушкина;
- Формирование умения чувствовать настроение стихотворного произведения;
- Разъяснение непонятных детям слов и выражений;
- Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Формирование навыка правильного, плавного, выразительного чтения;
- Формирование умения анализировать литературное произведение;
- Воспитание любви к природе, к русской поэзии, к музыке.
Оборудование: картинки с изображением зимней природы, музыкальные записи, карточки со словами и выражениями, учебник.
Ход урока.
1 этап. Организационный момент.
(Звучит музыка, учитель читает стихотворение:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна).
У: Ребята, как вы считаете, о каком времени года говорит автор в этом стихотворении?
Д: О зиме.
У: Действительно, это стихотворение С. Есенин написал о русской зиме. Это время года вдохновляло и восхищало многих. Каждый хотел по-своему выразить свои чувства. Нарисовать зиму можно по-разному. Можно вот так (на доски открываются фотографии зимнего леса), а можно так (звучит музыка). А ещё нарисовать зиму можно словами…
2 этап. Проверка домашнего задания.
Вы дома готовили два произведения о зиме. Давайте вспомним их. (чтение домашних произведений)
3 этап. Работа над новым материалом.
а) Первичное чтение стихотворения И. Никитина.
А теперь послушайте ещё одно произведение о зиме. (Чтение учителем стихотворения Ивана Саввича Никитина)
б) Анализ произведения.
- Каково настроение этого стихотворения?
- Какие картины вы представили?
- Какая иллюстрация соответствует вашему настроению?
- От чьего имени, на ваш взгляд, ведётся повествование?
- А теперь давайте детально рассмотрим этот пейзаж и поговорим о нём.
(чтение детьми стихотворения по частям, анализ каждой строфы)
- Какое настроение этого отрывка? Какими словами автор показал это? (Подчеркнём эти слова: весело, сверкает, как свеча горит, пусто, одиноко, тишина, не слышно лая, позабыв тревогу и тяжёлый труд). Попробуйте прочитать отрывок так, чтобы показать это настроение.
1 строфа – возвышенность;
2 строфа – одиночество;
3 строфа – покой, хранимый Богом.(карточки)
Общее настроение – умиротворенный пейзаж.
- А теперь ещё раз прочитаем стихотворение целиком, выразив при чтении его настроение.
- Это лишь отрывок стихотворения «Зимняя ночь в деревне». Он без названия. Как назвали бы его вы?
- Итак, ребята, мы с вами познакомились с замечательным стихотворением, в котором отразилось настроение автора и его видение зимней природы.
Давайте немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
а) Первичное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Сейчас вы послушаете ещё одно стихотворение и попытаетесь уловить его настроение.
А чтобы вам всё в этом стихотворении было понятно, давайте обсудим значение некоторых слов и выражений (на доске появляются карточки со словами):
Мгла – мглой – мглою
Кровля новая – обветшалая
Лачуга – лачужка; ветхая
(Проходит краткое обсуждение значений слов: мгла = темнота; кровля = покрытие крыши, старое, плохое, ветхое; лачуга = небольшая бедная избушка, домик)
- А теперь послушайте стихотворение… (чтение стихотворения учителем)
б) Анализ произведения.
- Чем отличается это стихотворение от предыдущего? (настроение другое – буря, тревога, незащищённость).
- От чьего имени ведётся повествование? (от имени автора)
- Как же вы догадались, что автору тревожно, ведь он не говорит об этом? (видно из описания природы)
- Давайте более детально рассмотрим это произведение и попробуем уловить смену настроения автора.
(чтение стихотворения по частям, определение настроения каждой части)
1 строфа – тревога;
2 строфа – автор не одинок, волнение;
- Спят ли герои? Почему?
- Чего боится автор? Какие чувства автор испытывает к этой старушке? Кто она?
3 – 4 строфы – настроение радостное, борьба с тревогой. (карточки)
- Давайте сравним настроение прочитанных нами стихотворений… (сравнение стихотворений по карточкам)
- А чем похожи эти стихотворения?
1 – описание природы;
2 – чувства людей (одиночество, печаль, горе);
3 – выход найден (разный – через общение с Богом или веселье).
4 этап. Итог. Домашнее задание.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы увидели, что рисовать природу можно с помощью слова, и что это описание природы подчас помогает автору выразить свои мысли, чувства, переживания.
Дома вы прочитаете эти стихотворения, стараясь выразить всю гамму чувств, а понравившееся стихотворение выучите наизусть. Кто захочет, может попробовать подобрать музыкальное произведение, которое передавало бы те же чувства, что и в стихотворениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"
Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 3.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 3....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"
Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Цели деятельности учителя: - рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...