Н.Н.Носов «На горке» (2 класс «Школа России»)
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Урок по литературному чтению на тему "Н.Н.Носов «На горке» (2 класс «Школа России»)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературному чтению | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н.Н.Носов «На горке» (2класс «Школа России»)
Цель: продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова; познакомить детей с идейным смыслом рассказа Н.Н.Носова «На горке»;
произвести анализ данного произведения.
Задачи:
1.Обучающие: продолжить знакомство детей с творчеством Н.Н.Носова; познакомить детей с рассказом «На горке», его идейно-смысловым содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2.Развивающие:развивать устную речь обучающихся; формировать мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать фонематический слух.
3.Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через произведение; воспитание интереса к детской художественной литературе; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Тип урока:урок изучения нового материала.
Формы работы:фронтальные, индивидуальные, парные,групповые.
Оборудование: учебник, выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, карточки для словарной работы, карточки с трудными для чтения словами, карточки с пословицами.
Планируемы результаты:
1.Предметные результаты:
Научатся прогнозировать содержание текста, находить главную мысль, подробно пересказывать.
2. Метапредметные результаты:
1) Познавательные УУД:пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, пользоваться условными знаками для передачи информации.
2) Коммуникативные УУД: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.
3) Регулятивные УУД: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия.
4) Личностные УУД: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома.
Ход урока.
I.Организационный момент (мобилизирующий этап).
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнем.
II.Проверка домашнего задания.
Ребята, начнём наш урок с проверки домашнего задания. Итак, что было задано на дом? (краткий пересказ рассказа «Живая шляпа»)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к восприятию произведения.
- Подготовим голосовые связки к работе. Перед вами слоги, прочитайте их выразительно с разной интонацией.
Ну(интонация удивления), да (вопрос), эх(интонация сожаления), ах(восхищения)
-Для чего мы проводим речевые разминки?(выразительно читать, чтобы с интересом слушали другие)
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством замечательного детского писателя Н.Н.Носова. (на доске портрет писателя)---Какие его произведения вы уже знаете? (выставка книг)
- А вот для того, чтобы узнать какое произведение мы будем изучать сегодня, вам нужно выполнить следующее задание.
-На доске записаны буквы (окагр). Составьте из этих букв слово. (горка).
Молодцы! А теперь добавьте к этому слову предлогна. Что у вас получилось? Прочитайте.(На горке)
Итак, как называется произведение Н.Н.Носова? ( «На горке») Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, не читая ещё произведения, можете предположить
о чём оно.
Но прежде, чем мы его начнём читать скажите, что такое «горка»? Что нам поможет это узнать? (толковый словарь)
- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
- А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.
- Существует понятие «Красная горка». Так в старину называли первую неделю после пасхальной.
- Также можно увидеть горку сахара, соли, семечек и т. д.
- О какой горке пойдёт речь у Носова? (снежной)
IV.Реализация проекта. Открытие нового знания.
- Первичный синтез.
-Ребята, а теперь сядьте поудобнее и внимательно послушайте. (Я читаю текст сама).
Во время моего чтения постарайтесь понять, к какому жанру относится это произведение, о чём оно и кто главные герои.
(После чтения дети отвечают на заданные вопросы).
-Ребята, была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите об этом.
- Откройте страницу учебника 60.
- Прежде чем начнём читать, давайте уточним значение некоторых слов.
Словарная работа (карточки со словами и толкованием вывешиваются на доску).
- Ребята, а кто мне скажет, где мы можем ещё посмотреть толкование слова дворницкая? (Учебник на с.214)
Дворницкая–помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.
На четвереньках – на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени.
Работа над чтением трудных слов.
Для правильности чтения и скорости первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем – целыми словами.
(Взобраться, сгребали, дворницкая, оттолкнулся)
- Анализ произведения.
-Ребята, а сейчас поработаем над дикцией.
У вас на партах лежат карточки со скороговоркой.
Как у горки на пригорке
Жили 33 Егорки.
Вспомним правила разучивания скороговорок. Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, затем три раза быстро.
- Молодцы!
А теперь давайте прочитаем текст по цепочке.
После чтения дети отвечают на вопросы.
- Что ребята делали во дворе?
- Как об этом сказано в тексте?
- Прочитайте, что пришлось делать лопатами?
- Как вы думаете, какая горка получилась?
- Почему вы так решили?
- Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?
- Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку?
- Найдите и прочитайте в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку?
- Что же сделал Котька, когда ребята ушли обедать домой?
Найдите и прочитайте, как Котька собирался на улицу.
- Как вы думаете, почему он так спешил?
- Зачем Котька посыпал горку песком?
- Что из этого вышло?
- Какие чувства вызывает у вас Котька во время чтения ?
Найдите и прочитайте в тексте только те слова, которыми описывается отношение ребят к поступку Котьки.
V.Физкультминутка, динамическая пауза.
Руки к верху поднимаем,а потом их опускаем,
А потом их разведём и к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VI.Включение в систему знаний. Вторичный синтез.
Беседа.
- Найдите и прочитайте эпизод, с которого мы начинаем сочувствовать Котьке?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал Котька, когда по требованию ребят стал посыпать горку снегом? (Желание исправить свою ошибку.)
- Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа?
- Как вы считаете, чему научила Котьку история с горкой и песком?
Работа с пословицами.
Ребята, у вас на партах лежат карточки, на которых записаны три пословицы. Вам нужно выбрать одну, которая, на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «На горке».
(Работаем парами.)
- «Делу время – потехе час»
- «Умел ошибиться - умей и поправиться»
- «Волков бояться - в лес не ходить»
Итак, главную мысль произведения Н.Н.Носов «На горке» можно выразить словами «Умел ошибиться – умей и поправиться».
VII.Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение.
1. На сегодняшнем уроке я узнал…
2. На этом уроке я похвалил бы себя за…
3. После урока мне захотелось…
4. Сегодня я сумел...
VIII.Итог урока.
- Какой рассказ мы сегодня читали?
- Кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам Котька?
- Чему научил нас рассказ Носова «На горке»?
IX.Домашнее задание.
С.60-63 читать выразительно, с.64 задание 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н. Н. Носов"На горке" 2 класс литературное чтение ФГОС Школа России
Урок составлен с учётом требований ФГОС второго поколения...
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Н.Н.Носов "На горке"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Н.Н.Носов «На горке».Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке», развивать навык беглого и правильного чтения, умение делить т...
Тема: Н. Н. Носов. "На горке". 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: Н. Н. Носов. «На горке»Цели урока: познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».Планируемые результаты:·...
Конспект урока по литературному чтению, Н.Н. Носов «На горке», 2 КЛАСС,УМК "Школа России"
Н.Н. Носов «На горке»...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Н. Носов «На горке»" , 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с содержанием рассказа Н. Носова «На горке»; развитие умения делить текст на части, составление плана по тексту на основе картинного плана; формирован...
Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа." 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа. для 2 класса. УМК "Школа России"...