Н.Н.Носов «На горке» (2 класс «Школа России»)
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Шелехова Татьяна Николаевна

Урок по литературному чтению на тему "Н.Н.Носов «На горке» (2 класс «Школа России»)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по литературному чтению 29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.Н.Носов «На горке» (2класс «Школа России»)

Цель: продолжить знакомство с  творчеством Н.Н.Носова; познакомить детей с идейным смыслом рассказа Н.Н.Носова «На горке»;

произвести анализ данного произведения.

Задачи:

1.Обучающие:  продолжить знакомство детей с  творчеством Н.Н.Носова; познакомить детей с рассказом «На горке», его идейно-смысловым содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2.Развивающие:развивать устную речь обучающихся; формировать мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать фонематический слух.

3.Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через произведение; воспитание интереса к детской художественной литературе; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Формы работы:фронтальные, индивидуальные, парные,групповые.

Оборудование: учебник, выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, карточки для словарной работы, карточки с трудными для чтения словами, карточки с пословицами.

Планируемы результаты:

1.Предметные результаты:

Научатся прогнозировать содержание текста, находить главную мысль, подробно пересказывать.

2. Метапредметные результаты:

1) Познавательные УУД:пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение произведения, понимать читаемое,  пользоваться  условными знаками для передачи информации.

2) Коммуникативные УУД: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства;  строить связное высказывание; проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.

3) Регулятивные УУД: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия.

4) Личностные УУД: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома.

Ход урока.

I.Организационный момент (мобилизирующий этап).

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения  начнем.

II.Проверка домашнего задания.

Ребята, начнём наш урок с проверки домашнего задания. Итак, что было задано на дом? (краткий пересказ рассказа «Живая шляпа»)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к восприятию произведения.

-  Подготовим голосовые связки к работе. Перед вами слоги, прочитайте их выразительно с разной интонацией.

Ну(интонация удивления), да (вопрос), эх(интонация сожаления), ах(восхищения)

-Для чего мы проводим речевые разминки?(выразительно читать, чтобы с интересом слушали другие)

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством замечательного детского писателя Н.Н.Носова. (на доске портрет писателя)---Какие его произведения вы уже знаете? (выставка книг)

- А вот для того, чтобы узнать какое произведение мы будем изучать сегодня, вам нужно выполнить следующее задание.

-На доске записаны буквы (окагр). Составьте из этих букв слово. (горка).

Молодцы! А теперь добавьте к этому слову предлогна. Что у вас получилось? Прочитайте.(На горке)

Итак, как называется произведение Н.Н.Носова? ( «На горке») Молодцы!

Ребята, а как вы думаете, не читая ещё произведения, можете предположить

о чём оно.

Но прежде, чем мы его начнём читать скажите, что такое «горка»? Что нам поможет это узнать? (толковый словарь)

-  «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

 - А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.

 - Существует понятие «Красная горка». Так в старину называли первую неделю после пасхальной.

 - Также можно увидеть горку сахара, соли, семечек и т. д.

 - О какой горке пойдёт речь у Носова? (снежной)

IV.Реализация проекта. Открытие нового знания.

  1. Первичный синтез.

-Ребята, а теперь сядьте поудобнее и внимательно послушайте. (Я читаю текст сама).

Во время моего чтения постарайтесь понять, к какому жанру относится это произведение, о чём оно и кто главные герои.

(После чтения дети отвечают на заданные вопросы).

-Ребята, была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите об этом.

- Откройте страницу учебника 60.

- Прежде чем начнём читать, давайте уточним значение некоторых слов.

Словарная работа (карточки со словами и толкованием вывешиваются на доску).

- Ребята, а кто мне скажет, где мы можем ещё посмотреть толкование слова дворницкая? (Учебник на с.214)

Дворницкая–помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

На четвереньках – на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени.

Работа над чтением трудных слов.

Для правильности чтения и скорости первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем – целыми словами.

(Взобраться, сгребали, дворницкая, оттолкнулся)

  1. Анализ произведения.

-Ребята, а сейчас поработаем над дикцией.

У вас на партах лежат карточки со скороговоркой.

Как у горки на пригорке

                                             Жили 33 Егорки.

Вспомним правила разучивания скороговорок. Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, затем три раза быстро.

- Молодцы!

А теперь давайте прочитаем текст по цепочке.

После чтения дети отвечают на вопросы.

- Что ребята делали во дворе?

- Как об этом сказано в тексте?

- Прочитайте, что пришлось делать лопатами?

- Как вы думаете, какая горка получилась?

- Почему вы так решили?

- Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?

- Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку?

- Найдите и прочитайте в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку?

- Что же сделал Котька, когда ребята ушли обедать домой?

Найдите и прочитайте, как Котька собирался на улицу.

- Как вы думаете, почему он так спешил?

- Зачем Котька посыпал горку песком?

- Что из этого вышло?

- Какие чувства вызывает у вас Котька во время чтения ?

Найдите и прочитайте в тексте только те слова, которыми описывается отношение ребят к поступку Котьки.

V.Физкультминутка, динамическая пауза.

                Руки к верху поднимаем,а потом их опускаем,

                А потом их разведём и к себе скорей прижмём.

                А потом быстрей, быстрей

                Хлопай, хлопай веселей.

VI.Включение в систему знаний. Вторичный синтез.

Беседа.

- Найдите и прочитайте эпизод, с которого мы начинаем сочувствовать Котьке?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал Котька, когда по требованию ребят стал посыпать горку снегом? (Желание исправить свою ошибку.)

- Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа?

- Как вы считаете, чему научила Котьку история с горкой и песком?

Работа с пословицами.

Ребята, у вас на партах лежат карточки, на которых записаны три пословицы. Вам нужно выбрать одну, которая, на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «На горке».

(Работаем парами.)

  1. «Делу время – потехе час»
  2. «Умел ошибиться - умей и поправиться»
  3. «Волков бояться - в лес не ходить»

Итак, главную мысль произведения Н.Н.Носов «На горке» можно выразить словами «Умел ошибиться – умей и поправиться».

VII.Рефлексия.

- Выберите и продолжите любое предложение.

1. На сегодняшнем уроке я узнал…

2. На этом уроке я похвалил бы себя за…

3. После урока мне захотелось…

4. Сегодня я сумел...

VIII.Итог урока.

- Какой рассказ мы сегодня читали?

- Кто автор этого рассказа?

- Понравился ли вам Котька?

- Чему научил нас рассказ Носова «На горке»?

IX.Домашнее задание.

С.60-63 читать выразительно, с.64 задание 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. Н. Носов"На горке" 2 класс литературное чтение ФГОС Школа России

Урок составлен с учётом требований ФГОС второго поколения...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Н.Н.Носов "На горке"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Н.Н.Носов «На горке».Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке», развивать навык беглого и правильного чтения, умение делить т...

Тема: Н. Н. Носов. "На горке". 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: Н. Н. Носов. «На горке»Цели урока:  познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».Планируемые результаты:·...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Н. Носов «На горке»" , 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с содержанием рассказа Н. Носова «На горке»; развитие умения делить текст на части, составление плана по тексту на основе картинного плана; формирован...

Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа." 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа. для 2 класса. УМК "Школа России"...