Конспект урока "Твоя Родина - Россия"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Твоя Родина - Россия».
Цель деятельности учителя: познакомить с произведениями о Родине; научить различать большую и малую Родину; познакомить с понятием «Родина»; развивать патриотизм.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с понятием «Родина»; научиться различать большую и малую Родину; познакомиться с произведениями о Родине.
Личностные: учатся осознавать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; воспитание познавательного интереса к предмету; способность к самооценке учебной деятельности.
Оборудование: презентация, учебник, толковый словарь, карточки, смайлики.
Этап урока: методы и приемы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационный Словесный: слово учителя. | 1-2 мин. | -Здравствуйте, ребята! -Поиграем в игру. -Как живешь? (вот так) -Как идешь? (вот так) -Как бежишь? (вот так) -Ночью спишь? (вот так) -А за партой как сидишь? (вот так) -Молодцы, ребята! | Выполнять движения. Приветствовать учителя. | П: положительное отношение к урокам литературного чтения; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
2.Постановка учебной задачи Словесный: упражнения для речевого аппарата. Практический: чтение. Практический: чтение. Словесный: слово учителя. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы. | 4 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 4 мин. 3 мин. 1 мин. | -Проведем речевую разминку. 1. Упражнения для языка: "Почистим зубки". Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки. "Забей гол". Рот закрыт, губы без движения, язык кончиком задевает щёки. "Лошадка". Цоканье. 2.Чтение чистоговорок: Ра-ра-ра - начинается игра. Ро-ро-ро - у мальчика ведро. Ру-ру-ру - продолжаем мы игру. Ры-ры-ры - подарили нам шары. Ре-ре-ре - стоит дом на горе. Ри-ри-ри - на ветках снегири. Ар-ар-ар - кипит наш самовар. Арь-арь-арь - на стене висит фонарь. 3. Чтение скороговорки. У ежа иголки колки. (на доске) - Прочтите скороговорку про себя. -Прочитай скороговорку громко, чётко всему классу. -Читаем хором, проговаривая каждое слово 1 раз. -Проговариваем с ускорением, следим за моей рукой. -Ребята, вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла сюрприз, вот этот красивую посылку, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в ней. Давайте вместе посмотрим? (Учитель достаёт из посылки и прикрепляет на доску листы) - Ничего не понимаю, что нужно делать? (собрать слово по слогам) -Правильно, для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке вам нужно выполнить задания. -1 ряд составляет первое слово. -2 ряд собирает второе слово. -Что у вас получилось? (родина, Родина) - Какое простое и непростое слово. Так что же такое Родина?(место, где родился человек) (ученики по цепочке выдают ответы.) – Родина – это то место, где мы родились и живем. - Посмотрите на доску: родина, Родина - На что вы обратили внимание? Что вы заметили? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой, то с большой буквы) - Догадались, почему? - Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. - Что же такое Родина? ( Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, - Россия, Русь.) -Сформулируйте тему нашего урока. (Твоя Родина - Россия) -Поставьте цели. | Разминать речевой аппатрат Читать скороговорку. Читать хором. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. | К: строят устные речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал. К: развивают умение слушать и понимать речь других. К: строят устные речевые высказывания. К: развивают умение слушать и понимать речь других. К: строят устные речевые высказывания. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3.Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы. Словесный: слово учителя. Словесный: слово учителя. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы. Практический: чтение. Словесный: ответы на вопросы. Практический: чтение трудных слов. Практический: работа по группам. Словесный: ответы на вопросы. Практический: выборочное чтение. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: слово учителя. Практический: работа в группах. Словесный: ответы на вопросы. | 2 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин. 1 мин. 1 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. | -Что вы знаете о Родине? Что узнали на уроках в этом году? (Наша Родина больщая – карта страны, столица - Москва, символы - герб, флаг, гимн) - Как называют нашу Родину? (Русь, Россия, мать.) - А можно ли ещё, как - нибудь назвать Родину? – Как вы думаете, у человека одна родина или несколько? -У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику стр. 86-87. Откройте учебники. – Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы. Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество». - Мы узнаем как, по его мнению, и почему, зовут нашу Родину, одна ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас. – Есть ли у вас, глядя на заголовок текста, предположения для ответа на первый вопрос? -Как называют Родину? (Отечество) -Почему вы так решили? Докажите. - Сегодня на уроке мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. -К. Д. Ушинский – русский писатель, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересом наблюдал за жизнью животного мира, и всё это передавал в рассказах, которые писал для детей. - Прочитайте название рассказа в учебнике. («НАШЕ ОТЕЧЕСТВО») - Мы говорили, что урок наш будет о Родине, а здесь написано слово «Отечество»? Может быть мы что-то перепутали? (нет) - Что означает слово «отчество»? От какого слова оно произошло? - Где мы можем найти информацию об этом? (в словаре) -Найдем значения слов Родина и Отечество. (ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит. РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения.) -Верно! - А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»? - Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение? (Гордость, любовь к родному краю.) - Почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про отечество, про Россию…) -Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…) - Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность: Го-су-дар-ство – что такое государство? (страна, ….) О-те-чест-во – что мы называем отечеством? - Ребята, нам встретилось выражение “испокон веку”. Как вы его понимаете? (издавна, с давних времён.) Итак, начинаем читать текст по цепочке. -Сейчас вы будете работать по группам. Вам необходимо ответить на вопросы. 1 группа. – Почему автор называет Россию отечеством? (Слайд № 5) 2 группа. – Почему автор называет Россию родиной? 3 группа. – Почему автор называет Россию матерью? -Готовы? Первая группа. (Отечеством мы зовём нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды). - Почему мы зовём нашу страну Родиной? (Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное). - Как ещё К. Д. Ушинский называет Россию? (Матерью). (Матерью мы зовём страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас от врагов). - А есть ли на земле другие государства? - Кто из вас ездил в гости, отдыхать в другое село, город или страну? - Вы скучали по дому? Почему? - Как все это можно назвать? (Любовь к Родине) - Читаем последний абзац хором. (Читаем) - Может ли быть у человека две или три родины? - Почему? - Прочитайте, что об этом сказано в тексте. - Почему у человека только одна Родина? (У человека одна Родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина – самое дорогое для человека). - Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста. (Одна у человека родная мать – одна у него и родина.) - И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться? (Её надо любить, беречь, защищать, охранять, маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине). - Это пословица. В этой пословице, ребята, автор передал главную мысль всего рассказа. -Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству. - А теперь еще раз просмотрите текст и давайте вспомним и назовем все слова, которыми Ушинский называет Россию? (отечество, родина, мать, государство, земля). - Как думаете, что общего между ними? (это самые дорогие слова, это есть у каждого человека) - Рассмотрите, иллюстрации на экране. - Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее) - А кто изображен на иллюстрации слева? - Как зовут этого всадника? Что он делает? - Где или на чем вы могли видеть изображение святого Георгия – Победоносца? (На гербе России, Победоносец – приносящий победу). - Георгий – Победоносец изображен на гербе России, это говорит о силе и могуществе, бесстрашии пред врагами, способности защитить свою Родину. -Давным - давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. Он копьем пронзил змея. -А сейчас игра «Собери пословицу». Работа в парах. - Сейчас в группах вы будете собирать пословицы. Обсудите, что означает каждая из них. •Всякому мила / своя сторона. •Нет в мире краше, / чем Родина наша. •Береги землю родимую, / как мать любимую. •Родина-мать, / умей за неё постоять. •Родину-мать / учись защищать. •Человек без Родины – / что соловей без песни. - Проверим вашу работу. - Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? - Выразите её своими словами. | Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Читать. Отвечать на вопросы. Читать трудных слово. Работать в группах. Отвечать на вопросы. Читать слова. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Работать в группах. Составлять пословицы. | К: строят устные речевые высказывания. К: умение слушать и понимать речь других. К: умение слушать и понимать речь других. П: анализируют объекты с выделением существенных признаков. К: строят устные речевые высказывания. Р: выполняют задание. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: выполнение задания. П: анализируют объекты с выделением существенных признаков. К: строят речевые высказывания. П: анализируют объекты с выделением существенных признаков. К: строят речевые высказывания. П: анализируют объекты с выделением существенных признаков. К:троят речевые высказывания. Р: выполняют задания. |
4.Рефлексия Словесный: ответы на вопросы. Словесный: слово учителя. | 5 мин. 2 мин. | - Кто хочет рассказать о том, что для него - Родина. Давайте послушаем ребят. - Все вы молодцы, для кого-то Родина - это значит мама, для кого-то – родной город, двор, любимая горка, каждый из нас представляет её по-разному… но объединяет нас то, что мы очень сильно любим свою Родину! Любим маму, село, школу, улицу, дом, горку… - Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, детского сада, школы. - Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит: •Знать ее историю, •Сохранять ее богатства. •Беречь природу. •Всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками. - Просмотрите записи на доске, подумайте, что нового узнали на уроке? Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы? - Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились. Согласны ли вы с мнением автора? - Что больше всего понравилось, запомнилось? -Вы очень хорошо работали! Молодцы! | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. Слушать учителя. | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. К: умение слушать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия "Моя родина - Россия"
Формирование уважительного отношения к родной стране, уважительное отношение к людям независимо от их национальности....
Конспект наша родина Россия
Конспект наша родина Россия...
Конспект урока «Твоя Родина - Россия».
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект внеклассного мероприятия "Россия - Родина моя"
Цель: познакомить детей с символикой России...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»
Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...
Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...
Конспект "Моя Родина - Россиия!"
Классный час проводится с целью формирования патриотических чувств, уважительного отношения к родной стране....