Консрект урока "А. С. Пушкин. Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Балашова Вера Васильевна

Урок литературного чтения по теме "А. С. Пушкин. Зимний вечер" 3 "Б" класс МБОУ СОШ № 2 Классный руководитель: Балашова В. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-pushkin.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Зимний вечер". 3-й класс

Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, используя литературное слово, музыку.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;
  • развивающие: развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения; развитие умения сравнивать, обобщать информацию, делать выводы;
  • воспитательные: воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);

Форма работы: фронтальная и групповая.

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.

Материал для чтения: А. С. Пушкин. “Зимний вечер”.

Оборудование и учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 3 класс” (ч.2) Чуракова; звукозаписи произведений: Вивальди “Зима”, музыка для релаксации, романс на слова Пушкина; презентация, мультимедийный проектор, видео-запись картин зимы, портрет поэта, иллюстрации на тему “Зима”.

Ход урока

  1. Проверка дом задания

- В каком разделе мы находимся?

- С какими  произведениями Пушкина мы познакомились?

Определите их жанры?

_ Что было задано на дом? ( проверка 2-3 чел)

  1. Самоопределение к деятельности. 
  2.  “Смотрю на пушкинский портрет,
    Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
    О чем задумался поэзии кумир:
    Проникнуть бы в его душевный мир…”

Сегодня мы продолжаем изучение этого же раздела. Но произведение будет новое.

Звучит фонограмма произведения Вивальди “Зима”(говорит учитель о природе под презентацию).


Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.
Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И А.С , Пушкин не остался равнодушным к этому времени года. Вы поняли это из вчерашнего урока. А  Какое произведение он создал, узнайте на с 117.

Тема нашего урока “Зимний вечер” А.С.Пушкин. 

XIX век. Михайловское. Зима. Вечер. Домик няни Пушкина . В окне горит свет. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина.

Няня Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина – открыла поэту мир сказки;

  • она знала русские народные сказки, любила их, хорошо рассказывала и привила любовь к ним поэту;

– пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
– от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

– Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы…   ( слушание или аудиозапись)

В) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем (либо чтение аудио – запись).

У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

Д. Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.

У. – Понравилось ли вам стихотворение?

– От чьего имени ведется рассказ? -Какое настроение у рассказчика? 

У. У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.

– Какой вы представляете няню поэта?

Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.

У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

Д. “Мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”.

У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

Д. Он очень любит ее, заботится о ней.

Слайд 2  Арина РОдионовна

– Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.

– Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина.

Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

– Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
– Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Друзья находились далеко, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Не один вечер провёл Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь её рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней.

Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении “Зимний вечер”.

Физкультминутка для глаз.

Г) Словарно-лексическая работа.

– Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом.

У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении?

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Мгла – непрозрачный воздух (сумрак, темнота)

Обветшалая кровля – старая крыша.

Кровля – (крыша)

Ветхая – (дряхлая, старая)

Лачужка – небольшая старенькая избушка; бедное, темное жилище

Кроет – покрывает.

Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом; предмет для накручивания нити, приспособление для прядения.

– Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)

Анализ стихотворения.

1) Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов.

У. Просмотрите самостоятельно стихотворение. Сколько строф? 4

Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Д. Стихотворение можно разделить на 4 части.

В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье.- строфа с 8-ю стихотворными строками.

Работа в тетради. С 61 № 4

3) У. Прочитайте первую часть стихотворения. О чем говорится?

Картина зимнего вечера. Буря. – 1 часть.

– Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.)

В первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы:

- Как мы понимаем, что был вечер? -Какая погода была в тот вечер?

У. Прочитайте вторую часть стихотворения.

О чем говорится ? (Чтение второй строфы.)

Как выглядит жилище?
– Может ли комната быть печальной?

 – Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? (“Ветхая лачужка”, “печальна и темна”, “бури завываньем”, “утомлена”, “дремлешь”.)

К кому обращается автор? (О няне)

Это обращение у ч с 118 Определение.

 – Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. (“Добрая подружка”.)
– С какой просьбой он обращается к няне? (“Выпьем, добрая подружка”; “Спой мне песню”.)
– Что поэт просит няню спеть?
Спеть народную песню.

 -Какое настроение у автора? (Грустное.)– В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в ссылке. Вдали от друзей и родных .-О чем он просит няню? – Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек.

У. Прочитайте третью часть стихотворения.

– Передаётся ли настроение обитателям избушки? (Конечно, передаётся. Лирический герой замечает, что “его” старушка приумолкла у окна, и начинает волноваться, пытаясь понять причину этого: то ли няня устала слушать завывание бури, то ли задремала под звуки веретена. )

Как лирический герой пытается изменить ситуацию? Сначала он предлагает няне выпить для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства.

– Найдите слова, отражающие настроения автора.

(“Бедной юности моей”; “Выпьем с горя”; “Сердцу будет веселей”.)

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню и -забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.

Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре?

Чтение четвертой строфы. Сердцу будет веселей

– Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? (Повторяются строчки.)
– Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы.)
– Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.)
– Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что “сердцу будет веселей”, и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые.)

Работа в парах.                                

                                                              ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

  1. _______________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________

Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения. (В парах.)

Мы составили  цитатный  план.

1. Буря.

2. Ветхая лачужка.

3. Спой мне песню.

4. Сердцу будет веселей.

Работа в группах.

1 группа:  подобрать синонимы к слову “буря”.

( Метель, буран, вьюга, пурга. )

 2 группа : найдите  примеры олицетворения

 (Со зверем: “То, как зверь она завоет…”;С ребёнком: “То заплачет, как дитя…”;
С путником: “То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит”.)

3  группа : с кем  или с чем автор  сравнивает бурю?

Озвучивание результатов.

В литературе такой приём называется сравнением. Его описание  в книгочее с 114

Запишите  примеры сравнения в тетрадь. Работа в тетради с 61 № 1

Итог урока

Заполните таблицу .  ФИО ______________________________________________________

обращение

 Сопоставление людей, животных, предметов и явлений по внешнему виду или внутреннему сходству.

сравнение

Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами.

олицетворение

Слово или несколько слов, называющих того , к кому обращаются с речью.

7. Рефлексия Проанализируйте свою работу на уроке.

  • Я познакомился с новым стихотворением А С Пушкина
  • Узнал, кто такая Арина Родионовна
  • Я узнал, что  такое восьмистишье
  • Я узнал, что такое обращение

8. Итог урока.

Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?

– Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями?

– Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)
Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями.

Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре.

– Удалось решить поставленную задачу? -Что на уроке у вас получилось?

9. Дифференцированное домашнее задание.

Выберите свой вариант д/з.

1в. Выразительное чтение стихотворения
2в.
 Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
. Выучите всё стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

План- конспект по литературному чтению "А.С.Пушкин "Зимний вечер""

Расширенный конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Здесь написано о творчестве А.С.Пушина и работа над стихотворением "Зимний вечер"...

Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса....

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....