Урок литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Юхневич Наталья Геннадьевна

Урок-знакомство с новым литературным жанром-басней на примере произведения С.Михалкова «Как друзья познаются».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_znakomstvo_s_novym_zhanrom_-_basney.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2 в класс                                                                                                                                                                                                                   учитель Юхневич Н.Г.

Тема. С.Михалков. «Как друзья познаются»

Тип урока: урок-знакомство с новым литературным жанром-басней.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с литературным жанром –басней на примере произведения С.Михалкова «Как друзья познаются»

Задачи

Предметные: познакомить учащихся с новым литературным произведением С.Михалкова «Как друзья познаются»,учить  находить особенности басни и отличать ее от других произведений; читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; читать текст басни по ролям.

Метапредметные

-познавательные:  определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать свое мнение; определять главную мысль басни и обосновывать свое суждение; соотносить главную мысль басни и пословицу и обосновывать свое мнение;

-коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;

-регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм; планировать и выполнять задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

-личностные: проявлять желание читать басни; проявлять интерес к характерным особенностям героев басни; формулировать правила дружеских отношений.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности : словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельности учащихся, методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения

-Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., ВиноградскаяЛ.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса.-М.Просвещение2011.-159с.

-раздаточный материал: карточки с пословицами для работы в парах; карточки с отрывками произведений для работы в парах; алгоритм работы с басней на каждого ученика.

Планируемые результаты

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с новым литературным произведением С.Михалкова «Как друзья познаются», научатся находить особенности басни и отличать ее от других произведений; читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; читать текст басни по ролям.

Метапредметные:

-познавательные: ученик получит возможность учиться определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать свое мнение определять главную мысль басни и обосновывать свое суждение; соотносить главную мысль басни и пословицу и обосновывать свое мнение;

-коммуникативные: ученик получит возможность учиться: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;

- регулятивные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание, используя алгоритм; планировать и выполнять задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

-личностные: ученик получит возможность учиться  читать басни; проявлять интерес к характерным особенностям героев басни; формулировать правила дружеских отношений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный  момент

Организация направленного внимания учащихся на начало урока

Проверяют готовность к уроку: наличие на партах учебников, письменных принадлежностей. Пожелания себе и друг другу на этот урок.

Этап актуализации знаний

-С каким разделом мы сейчас знакомимся на уроках литературного чтения?

Обращает внимание на доску, где написаны слова «дружба», «братство», «соседство» и просит назвать значение этих слов.

-К какому слову вам было сложнее подобрать определение?

Организует работу в парах:

Детям предложены карточки с заданием: вставьте соответствующие слова и допишите предложения.

*Не делай другому того, …

*Старайтесь слушать, слышать и …

*Друзья преодолевают трудности…

(Чего себе не пожелаешь; понимать друг друга; вместе).

Прочитайте, что у вас получилось. Как называются такие фразы? Объясните смысл пословиц?

Учащиеся называют раздел учебника.

Формулируют значение слов. Анализируют, кому было трудно.

Учащиеся в парах читают отрывки пословиц, дописывают предложения, читают  и объясняют их смысл.

Предметные:

-формулировать правила дружеских отношений.

Личностные:

-проявлять желание составлять правила дружеских отношений.

Коммуникативные умения:

-учатся работать в парах;

-строят понятные для партнера высказывания.

Предметные умения:

-находить и составлять пословицу из двух   частей.

Этап мотивации и целеполагания

Портрет какого автора вы видите на доске? Какие произведения С. Михалкова вы можете назвать?

Кто из вас догадался, с произведением какого автора вы сегодня познакомитесь? А как вы думаете, о чем будет это произведение? Почему?

Откройте с. 124 учебника и проверьте вои предположения.

Называют автора, вспоминают произведения С.Михалкова.

Высказывают предположения о теме урока, обосновывают свое мнение.

Ищут в учебнике подтверждение своих предположений, читают название произведения и автора.

Личностные умения:

-проявлять интерес к чтению произведений С.Михалкова.

Познавательные умения:

-находить информацию в учебнике


Этап первичного восприятия теоретического материала

Дает задание прочитать текст хорошо читающему ученику.

Предлагает ответить на вопросы:

-Понравилось ли вам произведение?

-Сколько в нем действующих лиц?

-За какого героя вы больше всего переживали, почему?

Вспомните, какие жанры произведений вы знаете?Как вы думаете, каким по жанру является это произведение? Почему?

Вывешивает на доску карточки с названиями литературных жанров.

Чтобы точно дать определение, нам нужно разобрать произведение.

Предлагает проанализировать произведение, ответив на вопросы:

-Куда договорились пойти Лиса, Кабан и Бобер? Подтвердите слова текстом.

-Почему Лиса и Кабан не перешли через мостик первыми? Подтвердите слова текстом.

-Пожалела ли Лиса Бобра, когда он упал в воду?

-Помогла ли она Бобру?

-Почему не помог Бобру Кабан? Найдите подтверждение в тексте.

-Можно ли назвать их друзьями? Почему?

-Почему Бобер не захотел пойти с ними дальше?

-Назовите основную мысль этого произведения.

-В чем познаются настоящие друзья?

Какой из этих пословиц можно выразить главную мысль текста?

*Верному другу цены нет.

*Друзья познаются в беде.

*Все за одного и один за всех.

Почему?

-Кого изображают животные в этом произведении?

-Как вы считаете, есть ли мораль, поучение в этом произведении? Чему нас учит это произведение, объясните?(вывешивает карточку со словом «мораль»)

-Подумайте и назовите недостатки, которые автор высмеивает(вывешивает карточку «высмеивает недостатки»)

 Предлагает еще раз назвать литературные жанры и подумать, в каком жанре  через образы животных высмеиваются человеческие недостатки? Есть мораль,поучение?(вывешивается карточка «басня»).

Кто из вас уже знаком с баснями? Какими?

Читают произведение.

Отвечают на вопросы , обосновывают свой ответ.

Вспоминают и называют литературные жанры. Пробуют определить жанр произведения.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение. Находят в тексте подтверждение своим словам.

Определяют основную мысль текста.

Находят пословицу ,которая соответствует главной мысли произведения, объясняют свой выбор.

Отвечают на вопросы, определяют, чему учит произведение, какие недостатки описывает.

Называют литературные жанры, пытаются определить жанр данного произведения, опираясь на опорные слова.

Дают определение басни.

Называют басни.

Личностные умения:

-проявлять эмоциональное отношение к произведениям о дружбе.

Предметные умения:

-читать текст осознанно и выразительно.

Познавательные умения:

-определять отличительные признаки разных литературных жанров.

Познавательные:

-находить необходимую информацию в тексте и использовать ее для ответа на вопросы.

Познавательные:

-определять тему и основную мысль произведения;

-соотносить главную мысль басни и пословицу и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

-планировать и выполнять задание в соответствии с целью.

Познавательные:

-определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать свое мнение.

Личностные:

-проявлять желание читать басни;

-проявлять интерес к характерным особенностям героев басни.

Этап применения новых знаний.

Чтобы было легче понять мораль басни, предлагает прочитать алгоритм работы с басней.

Предлагает разобрать басню, опираясь на алгоритм.

Предлагает прочитать басню по ролям с выражением.

Организует работу в парах: предлагает карточки с фрагментами из произведений и определить какой из них является басней? Объяснить почему.

Каждый ученик читает алгоритм работы с басней.

Разбирают басню, опираясь на алгоритм.

Выразительно читают по ролям, осуществляют самооценку.

Работают в парах: читают отрывки, находят басню, доказывают свой выбор, осуществляют взаимопроверку.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание, используя алгоритм;

-планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

-осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Предметные:

-читать текст осознанно, выразительно без ошибок;.

-читать текст по ролям;

-работать с содержанием басни;

Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Предлагает дома найти в любом источнике басню, просчитать ее. Принести на следующий урок.

-С каким новым литературным жанром вы познакомились сегодня на уроке?

-Что было интересным?

-Что показалось трудным?

-Что понравилось?

-Какое создалось настроение?

Учащиеся оценивают себя, свою работу на уроке. Определяют, что было для них трудным. Говорят, что понравилось, что было интересным, какое создалось настроение?

Личностные умения:

-осуществлять самооценку своей работы на уроке;

-выявляют причины успеха и трудностей в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...