Урок внеклассного чтения во 2 классе По теме "Стихи русских поэтов о зиме"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Волкова Елена Николаевна

Урок построен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_3.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 2-4-м классах по теме "Здравствуй, гостья – зима!" (стихи русских поэтов о зиме)

Терёхина Елена Николаевнаучитель начальных классов


Цели урока:

  • Обучающая: создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов-классиков о зиме; способствовать расширению знаний об их творчестве. Учить находить в сборнике нужное стихотворение.
  • Развивающая: продолжить работу над развитием образного мышления обучающихся, их речи, через эмоциональную сферу ребят. Работать над развитием у детей воображения, мышления, красивой грамотной речи.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, интерес к поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: путешествие.

Оборудование: название станций, презентация “Красота зимней природы”, выставка книг, пословицы, загадки, портреты поэтов, отрывок из оперы Чайковского “Времена года”, словарь настроений.

Приложение.

Деятельность учителя

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

-Какой урок сейчас? (урок внеклассного чтения)

-Подберите к каждой букве слова, которые бы отвечали на вопрос: какими мы должны быть на уроке?

У:    умными, успешными

Р:     рассудительными, радостными

О:    организованными, образованными

К:    культурными, красноречивыми

-Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.

Звучит отрывок из оперы Чайковского “Времена года”.

Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Хотите узнать, куда мы направимся? Отгадайте загадки.

  1. Выгляну в оконце, 
    Лежит белое суконце.
    Всю зиму лежит,
    А весной, убежит. (Снег)
  2. Белый дед – белее нет.
    Старый дед, горбатый
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму – 
    Никто не поднимает.
    Весна придет –
    Он сам уйдет. (Сугроб)
  3. Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
    А побелит все крыши вокруг. (Зима).

– Какой темой объединены все эти загадки?
– Какие книги вы принесли на урок?

Определите тему урока.

“Здравствуй, гостья – зима!( Русские писатели о зиме)

 2. Поэзия в произведениях великих поэтов.                                                                   Художественные фотографии зимних пейзажей помогут нам перенестись в мир волшебницы-зимы. Рассмотрите их внимательно и вспомните, какие чудеса бывают зимой?

-Красота, чудеса зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.

- Поэт, поэзия…А что же такое поэзия? Прочитайте предложения:

Поэзия зимнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

- Что теперь скажете о поэзии? Как понимаете слово поэзия?

-Замените в предложениях слово поэзия словом красота. Сколько значений этого слова знаем теперь?

1) Поэзия –стихи, произведения, написанные стихами.( из словаря Ожегова)

2)Поэзия- красота и прелесть чего-либо.

-Итак,  мы отправляемся в волшебный мир поэзии.

У нас сегодня урок «Защита проекта». Домашнее задание вы готовили работая в парах. Ребята 4 класса готовили автобиографию поэта, учащиеся 2 класса произведения данного автора.

Давайте устроим маленький снегопад. Прикрепите на доску свои снежинки, где записаны подготовленные вами к уроку произведения о зиме  и указаны их авторы.(включается музыка)

-Какие интересные произведения и замечательные авторы. Кто хочет прочитать?

(выступления учащихся по защите проектов)

Наше путешествие начинается. Станция “Узнай поэта”. Мы закончили изучение “Поэтической тетради”. Сейчас хотелось бы посмотреть, какие строки из стихотворений вы запомнили? Знаете ли изученных авторов.

  1. …Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце снег лежит…
    А.С. Пушкин
  2. …На дворах и домах
    Снег лежит полотном
    И от солнца блестит
    Разноцветным огнем.
    И.С.Никитин
  3. …Зима! Из глубины снегов
    Встают, чернея, пни дерев,
    Как призраки, склоняясь челом
    Над замерзшим Днепром.
    М.Ю.Лермонтов
  4. Мама!глянь-ка из окошка-
    Знать, вчера недаром кошка
    Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело –
    Видно, есть мороз.
    А.А. Фет
  5. Вот свернули санки,
    И я на бок – хлоп!
    Кубарем качуся
    Под гору, в сугроб.
    И.З.Суриков
  6. Опрятней модного паркета,
    Блистает речка, льдом одета.
    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет лед.
    А.С.Пушкин

-Давайте послушаем наших экспертов, которые подготовили для нас сообщение из энциклопедии. Станция  «Это интересно!»

1 ученик(Снег-это очень много красивых снежинок. Раньше люди думали, что снег-это замёрзшие капельки воды. Но со временем тайна рождения снежинок была разгадана. Люди узнали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Снежинки и дождевые капельки, образуются из водяного пара.)

2 ученик( Водяной пар поднимается высоко над землёй, где господствует сильный холод. Тут из него образуются крохотные льдинки- кристаллики. Это ещё не те снежинки, которые падают на землю, они ещё очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт, увеличивается и , наконец, превращается в удивительную звёздочку.

3 ученик. Каждая такая звёздочка- снежинка содержит от 2 до 200 отдельных кристалликов.

-Какое сделали первое открытие? (что снежинки образуются  из кристалликов, а они в свою очередь образуются из водяного пара)

-С чем можно сравнить снежинку? (Со звездочкой, пушинкой, лёгкой балеринкой)

Мы работали отлично. Отдохнуть пора сейчас, и зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.(Станция «Оздоровительная»)

Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз(Руки на пояс. Поворот вокруг себя)

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос(Наклон вперёд, дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.(прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится(Дети кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром. (имитируют движение руками)

3.Поэзия в произведениях великих музыкантов.

-Красота, волшебство зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и художников и музыкантов. Сейчас мы прослушаем пьесу П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».

(Прослушивание)

-Скажите, какие картины зимы вы представили?

4.Поэзия в произведениях великих художников. (защита проекта по картине К.Юона «Волшебница зима»

Ребятам предлагается совершить прогулку по зимнему лесу. Звучит музыка.

Наше путешествие продолжается. Следующая станция “Проба пера”.

– Я предлагаю вам литературную игру, дополните четверостишие по двум предложенным строчкам:

В белом поле, в чистом поле

Было все белым-бело…

Русский народ сложил много пословиц и поговорок о зиме, а еще есть и народные приметы, связанные с этим временем года. Станция “Закончи пословицу”.

Я говорю начало, а вы продолжите.

МОРОЗ НЕВЕЛИК / а стоять не велит.
ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ/ а зиму начинает.
КОШКА НА ПЕЧЬ ЗАЛЕЗЛА, ЗНАЧИТ/будет мороз.
ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ БЛЕСТЯТ ЯРКО / к морозу.

Итог урока.

-Что на уроке понравилось больше всего?

-Все мы сказали на уроке или есть ещё над чем подумать и поработать?

Д.з.

-Придумать свою сказочную историю о зиме.

 Релаксация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

урок внеклассного чтения "Осень в произведениях художников и поэтов" во 2 классе

урок содержит материал о том, какой показана осень в произведениях поэтов и художников...

Урок внеклассного чтения 3 класс "Зимы ждала, ждала природа"

Разработка урока внеклассного чтения в 3 классе....

Былины о русских богатырях. Презентация к уроку внеклассного чтения. 2 класс.

В данной презентации представлены общие понятия о былинах, их построении и отличительных особенностях. Рассказывается об  известных богатырях древнего эпоса Киевского и Новгородского цикла....

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...