Урок внеклассного чтения 3 класс "Зимы ждала, ждала природа"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Разработка урока внеклассного чтения в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_-zima.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 21 г. Владимира
Урок внеклассного чтения
3»А» класс
Тема: «Зимы ждала, ждала природа…»
Шуваева Ольга Владимировна
учитель начальных классов.
I категория
(традиционная система)
2009-2010 учебный год
Цели: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов-классиков,
Владимирских писателей и поэтов о зиме; расширить знания об их
творчестве; развивать память, речь, мышление; прививать любовь к
природе, родному краю, к поэзии.
Оборудование:
- Выставка книг русских поэтов-классиков.
- Выставка книг Владимирских писателей и поэтов.
- Выставка рисунков учащихся о зиме.
- Маршрутный лист.
- Поделки детей (снежинки, веточки деревьев в инее).
- Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».
- Презентация «Зима» (слайды).
Литература:
- Учебник «Литературное чтение»,автор Э.Э. Кац,
Изательство АСТ «Астрель», Москва 2008 г.
- Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»
Изательство АСТ «Астрель», Москва 2006 г.
- Учебник «Наш край», автор Е.Л.Харченкова
Издательство ВИПКРО, Владимир 2005 г.
Конспект урока внеклассного чтения «Зимы ждала, ждала природа…»
Ход урока.
- Организационная часть урока.
- Сообщение темы урока.
- Дорогие ребята, посмотрите, пожалуйста, на выставку книг, рисунки и поделки, которые вы приготовили, и определите тему урока.
- (Отвечают дети.)
- Правильно, тема урока: «Зимы ждала, ждала природа…» Откуда эти строчки? Так писал великий А.С. Пушкин о наступлении зимы (показ слайда 1).
- Действительно, у нас, как в произведении А.С. Пушкина, природа давно готова к приходу зимушки-зимы. Но она не торопится быть хозяйкой. Ступает не спеша, осторожно. Но пройдет еще немного времени, и зима вступит в свои права.
- Давайте определим наш маршрут.
Зимней природе посвятили свои произведения не только многие известные русские поэты, но и наши земляки- Владимирские писатели и поэты. (Показ маршрутного листа):
Маршрутный лист
-На уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как обычные признаки зимы хорошо знакомые нам, приобретают новое, эмоциональное содержание в произведениях великих поэтов, которые по-своему пишут о зиме. Вот давайте и убедимся в этом.
- Работа над новым материалом.
- Чтение стихотворения И. Бунина «Первый снег»
- Как долго природа ждала зимы. И вот ,наконец, он- Первый снег! И я приглашаю вас в читальный зал, где мы познакомимся со стихотворением И.Бунина «Первый снег» (показ слайда 2)
- Какие картины зимней природы вы представили себе?
- (Отвечают дети.)
- Какие чувства открылись тебе в этом стихотворении?
2. Работа с репродукцией картины А.А. Пластова «Первый снег».
- Теперь переходим в «картинную галерею», где царит мир изящества и красоты.
- Посмотрите внимательно, какая репродукция картины наиболее созвучна со стихами И. Бунина?
- (Отвечают дети.)
- Кто знает, как она называется?
- (Отвечают дети.)
- В чем вы видите это сходство?
- (Отвечают дети.)
- Кто радуется первому снегу?
- (Отвечают дети.)
- Передалось ли вам это чувство?
3. Чтение стихов А.А.Фета.
- Картина Аркадия Пластова оживает в стихах А.А.Фета. (показ слайда 4)
- Каждый поэт, как вдохновенный художник, рисует нам картины русской природы. Эту «картинную галерею»могли бы пополнить работы наших юных художников. Давайте же им предоставим слово.
1 художник:
- Первую картину зимы я вижу из окошка вместе с маленьким героем стихотворения, которое я прочитал в книге «Родные поэты». Какой радостной, праздничной выглядит земля после тоскливой осени! Не правда ли, Фет дал очень живую оценку? (показ слайда 5)
- Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-
Видно, есть мороз.
- И мне захотелось нарисовать снежок, который тихо падает на землю; кошку, которая умывает нос.
- Радуется мальчик приходу зимы, и мы вместе с ним.
- А вот вторая картина зимы, которую рисует нам поэт. Постараемся сравнить их.
2 художник:
(Показ слайда 6)
- Поэт наедине с бескрайними белыми далями. Стихотворение немногословно, в нем несколько строк. Но они так легки и точны, что я сразу запомнил коротенькие строчки наизусть, которые мне б хотелось подписать сюжет. (Показ слайда 7)
- Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
-Чем схожи эти стихи?
- (Отвечают дети.)
- Чем еще интересны стихи о зиме?
(Показ слайда И. Никитин «Встреча зимы»)
- Знакомство с новой книгой.
- А я хочу познакомить вас со сборником стихов и рассказов о природе»Времена года», издательство «Детская литература», Москва,2008 год, где много стихов на тему «Зима». Эта книга может пополнить нашу картотеку.
- Глубокая наблюдательность, чуткость помогает проникнуть в жизнь природы и почувствовать скрытую жизнь леса.
- Что же таит в себе лес?
- (Отвечают дети.)
- Послушайте стихотворение И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» (показ слайда 9)
- Как вы понимаете строчки: «он красоту от смерти уносил» ?
- (Отвечают дети.)
- На фоне красоты густого зеленого ельника и глубоких пушистых снегов мы видим красоту совсем другую. Молодого, тонконогого оленя, которому приходится бороться за свою жизнь. И нам хочется, чтобы эта красота жила- не гибла.
- Беседа по произведениям Владимирских писателей и поэтов.
- Много снегу нанесло и от этого такая красота кругом. А как необычайно и сказочно красив наш Владимирский край в зимнюю пору (показ слайда 10).
- Какие писатели посвятили этому свои произведения? ( Н. Богословский «На лыжах»)
- Какие тайны открылись? (показ слайда 11)
- (Отвечают дети.)
- С.В.Ларин – один из самых ярких и талантливых писателей. Тема его творчества – родной край, его природа, люди. Когда-то Сергей Васильевич написал: «Человеку, неравнодушному к природе, всегда встретится много чудес. Нужно лишь уметь их видеть…»
- А вы любите природу? Значит и вам встретится много чудес. Как в рассказе «Январь морозный» (чтение отрывка)
- Как по-разному называет писатель месяц январь? (работа в парах)
- Теперь автор приглашает прогуляться, побродить по тихому зимнему лесу. (чтение выборочное)
- Как автор описывает зимний лес?
- (Отвечают дети.)
- Однако зимний пейзаж бывает таким разнообразным, что только диву даешься и думаешь, как безгранично богата на выдумки наша природа.
- Инсценировка рассказа Н. Богословского «Заячья храбрость».
- Чу! А здесь кто? Вот и такое можно увидеть в лесу.
- Выберите из предложенных поговорок ту, которая отражает главную мысль произведения. (Робкого и тень страшит).
- (Отвечают дети.
- Почему?
- (Отвечают дети.)
7. Работа с выставкой книг Владимирских писателей (показ слайда 12)
- Стихи наших земляков самые яркие, самые лучшие. Владимирские писатели являются членами Союза писателей. И наши ребята пробует свое перо и хотят подарить нам свои стихи. (Дети читают стихи собственного сочинения) (показ слайда 13).
- Итоги урока.
- Прозвучали стихи русских поэтов, писателей и поэтов нашего края.
- Что их объединяет? Они с необычайной проникновенностью и любовью пишут о красоте средней полосы России, красоте родного края и стараются научить нас видеть и ценить это прекрасное. Ведь природа обогащает наш духовный мир.
- Урок хочу закончить стихами Александра Твардовского:
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день- полней и лучше,
Да будет лучше Новый год!
- Ну а какой праздник без елки? (показ слайда 14)
- Кому понравился урок, украсьте елочку снежинками, и пусть они сверкают и радуют нас в зимнюю пору.
«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам!»
Презентация.(слайды) – (нажать на правую кнопку мышки – «Объят презентации → Показать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. «Лиса-плясунья».
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителе...
Презентация к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"
Данная презентация разработана к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"....
Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.
Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс....
Урок внеклассного чтения "Знай и люби родную природу"
Методическая разработка внеклассного чтения в 3 классе...
Проверочная работа по разделу "Зимы ждала, ждала природа...".
Проверочная работа по разделу "Зимы ждала, ждала природа...". УМК "Планета знаний" 3 класс....
Дидактический материал для урока внеклассного чтения "Люби живое" (рассказы русских писателей о природе).
Этот материал (на примере произведения М.Пришвина "Гости" окажет огромную помощь в проведении в занимательной форме урока внеклассного чтения....
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Природа в рассказах Н.И.Сладкова"
Данный конспект урока содержит материал, который знакомит учащихся 3 класса с творчеством Н.И. Сладкова, обобщает и углубляет знания по самостоятельно прочитанным произведениям писателя, расширяет чит...