Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Мацнева Ирина Витальевна

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_doklad.docx143.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

 «Формирование коммуникативных УУД младших школьников

 на уроках литературного чтения при работе с  поэтическими произведениями»

     Распределение по группам. Каждый, входя в кабинет, берёт часть картинки. Затем необходимо собрать целую картинку, так образуются группы. Гости рассаживаются.

        Современная школа значительно изменилась за последнее время и стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня не столько  важно вооружить ученика большим объёмом предметных  знаний, сколько сформировать у него универсальные  учебные действия. Именно универсальные действия помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Мы сегодня поговорим о формировании коммуникативных УУД .

(Слайд 2) Вспомним, что такое «коммуникативность»?

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

К коммуникативным действиям относятся: (Слайд 3)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 4.

Обозначим  КУУД:

1)умение слушать и понимать друг друга;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, группах.

Иными словами:    (Слайд 5)

общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю.

        Несомненно, процесс формирования коммуникативных УУД длительный и осуществляется на каждом предмете, но урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий нашим детям сориентироваться в огромном количестве книг, произведений, авторских имён. Естественно каждый урок должен быть интересным, логичным, познавательным, деятельностным.

         Поэтому процесс формирования коммуникативных УУД  связан с творческой деятельностью учащихся и системой творческих заданий, выполнение которых, требует включения мышления, воображения, памяти, наблюдательности, интуиции, и направлено на формирование внутреннего мира ребенка

(Слайд  6)

Рассмотрим те условия, при которых происходит формирование КУУД.

Взаимодействие начинается с самых первых минут урока, когда мы настраиваем детей, давая им установку.

- Итак, сегодня я учитель, а вы - ученики. Вы разделились на группы. Выберите ответственного в группе.

ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД 7, произнесём вместе, дружно:

МЫ – УМНЫЕ,

МЫ – ДРУЖНЫЕ,

МЫ – АКТИВНЫЕ,

МЫ – СТАРАТЕЛЬНЫЕ,

МЫ – НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ,

У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!  Замечательно. Проведём речевую разминку.

Речевая разминка. Здесь идёт взаимодействие между учителем и учениками, и между самими учениками.

     Для речевой разминки использую скороговорки. Многие скороговорки при первоначальном произношении не совсем понятны детям, поэтому вначале необходимо раскрыть их смысловое значение. Когда смысл скороговорки понятен, приступаем к чтению. Возьмём простую короткую скороговорку.

ЩУКУ Я ТАЩУ, ТАЩУ,

ЩУКУ Я НЕ УПУЩУ.

Говорю детям:

  1. Представьте, что за стеной лежит БОЛЬНОЙ.

Произносим СКОРОГОВОРКУ громким шёпотом.

  1. Представьте, что за стеной враг, мы планируем заговор.
  2. Произносим обычно.
  3. Ссора между соседями.
  4. Как бы кричим через реку.

Таким образом, речевая разминка дает эмоциональный настрой уроку и занимает всего 2-3 минуты.

      На каждом уроке проверяется домашнее задание. На этом этапе использую приём «Лови ошибку!» - технология решения изобретательских задач.

- В чём он заключается? Вы сейчас увидите. На предыдущем уроке дети познакомились с биографией великого русского поэта А.С. Пушкина, а сегодня проверим их знания.

Работа в группах.

(Каждая группа получает текст с биографией А.С. Пушкина, с фактическими ошибками. Цель это приёма -  добиться понимания «ошибкоопасного места, а не механического запоминания правильного ответа).

 (Ответственный в группе читает текст, называет ошибки, исправляет и аргументирует ответ)

- Мы вспомнили биографию поэта, исправили ошибки, а теперь необходимо подвести уч-ся к формулировке темы урока.

         Для этого использую технологию проблемного обучения – создание на уроке проблемной ситуации. Цель: подвести детей к тому, чтобы они сделали «маленькое открытие» - обозначили тему урока, что тоже работает на формирование у уч-ся КУУД.

Групповая работа.

- Распределите слова на 2 группы по общему признаку. Слова на отдельных карточках

(Проверка по слайду. Слайд 8)

1 ГРУППА

РУЧКА                     МАШИНКА

ПЕНАЛ                     КУКЛА

ТЕТРАДЬ                 КУБИКИ

КАРАНДАШ           ЮЛА

ПУШКИН

2 ГРУППА

РУЧКА                     МАШИНКА

ПЕНАЛ                     КУКЛА

ТЕТРАДЬ                 КУБИКИ

КАРАНДАШ           ЮЛА

ЗИМА

3 ГРУППА

РУЧКА                     МАШИНКА

ПЕНАЛ                     КУКЛА

ТЕТРАДЬ                 КУБИКИ

КАРАНДАШ           ЮЛА

СТИХИ

- Что вы заметили, когда распределяли слова?

(Лишние слова вынести на доску).

ПУШКИН, ЗИМА, ПРИРОДА

- Прочитать слова. Сформулировать тему урока.

- Верно. Мы познакомимся с произведением А.С. Пушкина о зиме. Это отрывок из поэмы «Евгений Онегин» - «Вот север тучи нагоняя, …

(По ходу рассказа идёт показ на слайдах картин о временах года)

     

Слайды 9,10, 11, 12.

  В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.
       Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.

( У каждого текст стихотворения)

- Что такое стихотворение? (Устные ответы)

Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение в стихах.

- Чем отличается стихотворение от рассказа? (Рифмой)

- Что такое рифма?

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

- А какое определение даёт Ожегов? (Определение на слайде 13)

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕНДЕНИЯ

  1. Чтение стих-я учителем или прослушать аудиозапись.

Какие чувства вызывает у вас это стих – е? Ваше отношение к произведению?

  1. Анализ произведения.  

- Какое слово непонятно вам? (ПЕЛЕНА)
Пелена-это то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

(Показать на слайдах, как выглядит это явление в разные времена года)

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, бодрым, весёлым)
-Какие картины зимней природы вы бы нарисовали, слушая это стихотворение?
-Какие слова помогают передать радостное настроение? (и рады мы…)
-Как поэт называет зиму? (матушка-зима, волшебница зима )
-Как вы думаете, почему поэт называет её матушкой? (Все радуются зиме, как матери. Поэт любит зиму, называет её матушкой)
-А почему он называет её волшебницей? (Потому что с наступлением зимы природа преображается, становится красивой, сказочной, как по волшебству).
-Для того чтобы создать этот яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует различные изобразительные средства. Какие? Назовите. (Олицетворения: зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл..; эпитеты: волшебница зима, матушка-зима, волшебными коврами, пухлой пеленою, недвижною рекою)

Работа в парах.

- Найдите образы, которые присутствуют в стихотворении?

 (Север, зима)

- Подчеркните в стихотворении слова-действия, которые  передают движение, активное наступление зимы.

СЕВЕР                                           ЗИМА

Дохнул                                           идёт

Завыл                                             пришла

                                                   Рассыпалась

                                                   Повисла

                                                   Легла

                                                   Сковала

- Прочитайте первые 2 строчки стихотворения. Какие гласные звуки нужно выделить в словах, чтобы изобразить завывания ветра?

Холодный север становится похожим на дикого зверя:

(Звуковой рисунок – это средство выразительности речи. Он

строится на основе повтора сходных звуков.

Повторение звуков помогает увидеть, почувствовать изображаемую картину.

Слайд 15

Вот сЕвер, тУчи нагонЯЯ,

ДохнУл, завЫл...

- А теперь прочитайте его  выразительно, стараясь передать эти чувства как можно точнее.

Итог.
-С чем мы сегодня познакомились?
Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина о зиме,

- Как вы думаете, с какой целью авторы учебника поместили в книгу стихотворение А.С. Пушкина? (Чтобы увидеть не красоту зимней природы, но учиться замечать прекрасное в любом времени года. Любить природу, беречь её).

РЕФЛЕКСИЯ

  • Предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Презентация к мастер-классу на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

В презентации используются по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

Доклад на тему: «Формирование коммуникативных компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в се...