Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему
Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_doklad.docx | 143.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему:
«Формирование коммуникативных УУД младших школьников
на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями»
Распределение по группам. Каждый, входя в кабинет, берёт часть картинки. Затем необходимо собрать целую картинку, так образуются группы. Гости рассаживаются.
Современная школа значительно изменилась за последнее время и стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня не столько важно вооружить ученика большим объёмом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные учебные действия. Именно универсальные действия помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Мы сегодня поговорим о формировании коммуникативных УУД .
(Слайд 2) Вспомним, что такое «коммуникативность»?
Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
К коммуникативным действиям относятся: (Слайд 3)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Слайд 4.
Обозначим КУУД:
1)умение слушать и понимать друг друга;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, группах.
Иными словами: (Слайд 5)
общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю.
Несомненно, процесс формирования коммуникативных УУД длительный и осуществляется на каждом предмете, но урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий нашим детям сориентироваться в огромном количестве книг, произведений, авторских имён. Естественно каждый урок должен быть интересным, логичным, познавательным, деятельностным.
Поэтому процесс формирования коммуникативных УУД связан с творческой деятельностью учащихся и системой творческих заданий, выполнение которых, требует включения мышления, воображения, памяти, наблюдательности, интуиции, и направлено на формирование внутреннего мира ребенка
(Слайд 6)
Рассмотрим те условия, при которых происходит формирование КУУД.
Взаимодействие начинается с самых первых минут урока, когда мы настраиваем детей, давая им установку.
- Итак, сегодня я учитель, а вы - ученики. Вы разделились на группы. Выберите ответственного в группе.
ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД 7, произнесём вместе, дружно:
МЫ – УМНЫЕ,
МЫ – ДРУЖНЫЕ,
МЫ – АКТИВНЫЕ,
МЫ – СТАРАТЕЛЬНЫЕ,
МЫ – НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ,
У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ! Замечательно. Проведём речевую разминку.
Речевая разминка. Здесь идёт взаимодействие между учителем и учениками, и между самими учениками.
Для речевой разминки использую скороговорки. Многие скороговорки при первоначальном произношении не совсем понятны детям, поэтому вначале необходимо раскрыть их смысловое значение. Когда смысл скороговорки понятен, приступаем к чтению. Возьмём простую короткую скороговорку.
ЩУКУ Я ТАЩУ, ТАЩУ,
ЩУКУ Я НЕ УПУЩУ.
Говорю детям:
- Представьте, что за стеной лежит БОЛЬНОЙ.
Произносим СКОРОГОВОРКУ громким шёпотом.
- Представьте, что за стеной враг, мы планируем заговор.
- Произносим обычно.
- Ссора между соседями.
- Как бы кричим через реку.
Таким образом, речевая разминка дает эмоциональный настрой уроку и занимает всего 2-3 минуты.
На каждом уроке проверяется домашнее задание. На этом этапе использую приём «Лови ошибку!» - технология решения изобретательских задач.
- В чём он заключается? Вы сейчас увидите. На предыдущем уроке дети познакомились с биографией великого русского поэта А.С. Пушкина, а сегодня проверим их знания.
Работа в группах.
(Каждая группа получает текст с биографией А.С. Пушкина, с фактическими ошибками. Цель это приёма - добиться понимания «ошибкоопасного места, а не механического запоминания правильного ответа).
(Ответственный в группе читает текст, называет ошибки, исправляет и аргументирует ответ)
- Мы вспомнили биографию поэта, исправили ошибки, а теперь необходимо подвести уч-ся к формулировке темы урока.
Для этого использую технологию проблемного обучения – создание на уроке проблемной ситуации. Цель: подвести детей к тому, чтобы они сделали «маленькое открытие» - обозначили тему урока, что тоже работает на формирование у уч-ся КУУД.
Групповая работа.
- Распределите слова на 2 группы по общему признаку. Слова на отдельных карточках
(Проверка по слайду. Слайд 8)
1 ГРУППА
РУЧКА МАШИНКА |
ПЕНАЛ КУКЛА |
ТЕТРАДЬ КУБИКИ |
КАРАНДАШ ЮЛА |
ПУШКИН |
2 ГРУППА
РУЧКА МАШИНКА |
ПЕНАЛ КУКЛА |
ТЕТРАДЬ КУБИКИ |
КАРАНДАШ ЮЛА |
ЗИМА |
3 ГРУППА
РУЧКА МАШИНКА |
ПЕНАЛ КУКЛА |
ТЕТРАДЬ КУБИКИ |
КАРАНДАШ ЮЛА |
СТИХИ |
- Что вы заметили, когда распределяли слова?
(Лишние слова вынести на доску).
ПУШКИН, ЗИМА, ПРИРОДА
- Прочитать слова. Сформулировать тему урока.
- Верно. Мы познакомимся с произведением А.С. Пушкина о зиме. Это отрывок из поэмы «Евгений Онегин» - «Вот север тучи нагоняя, …
(По ходу рассказа идёт показ на слайдах картин о временах года)
Слайды 9,10, 11, 12.
В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.
Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.
( У каждого текст стихотворения)
- Что такое стихотворение? (Устные ответы)
Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение в стихах.
- Чем отличается стихотворение от рассказа? (Рифмой)
- Что такое рифма?
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
- А какое определение даёт Ожегов? (Определение на слайде 13)
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕНДЕНИЯ
- Чтение стих-я учителем или прослушать аудиозапись.
– Какие чувства вызывает у вас это стих – е? Ваше отношение к произведению?
- Анализ произведения.
- Какое слово непонятно вам? (ПЕЛЕНА)
Пелена-это то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
(Показать на слайдах, как выглядит это явление в разные времена года)
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, бодрым, весёлым)
-Какие картины зимней природы вы бы нарисовали, слушая это стихотворение?
-Какие слова помогают передать радостное настроение? (и рады мы…)
-Как поэт называет зиму? (матушка-зима, волшебница зима )
-Как вы думаете, почему поэт называет её матушкой? (Все радуются зиме, как матери. Поэт любит зиму, называет её матушкой)
-А почему он называет её волшебницей? (Потому что с наступлением зимы природа преображается, становится красивой, сказочной, как по волшебству).
-Для того чтобы создать этот яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует различные изобразительные средства. Какие? Назовите. (Олицетворения: зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл..; эпитеты: волшебница зима, матушка-зима, волшебными коврами, пухлой пеленою, недвижною рекою)
Работа в парах.
- Найдите образы, которые присутствуют в стихотворении?
(Север, зима)
- Подчеркните в стихотворении слова-действия, которые передают движение, активное наступление зимы.
СЕВЕР ЗИМА
Дохнул идёт
Завыл пришла
Рассыпалась
Повисла
Легла
Сковала
- Прочитайте первые 2 строчки стихотворения. Какие гласные звуки нужно выделить в словах, чтобы изобразить завывания ветра?
Холодный север становится похожим на дикого зверя:
(Звуковой рисунок – это средство выразительности речи. Он
строится на основе повтора сходных звуков.
Повторение звуков помогает увидеть, почувствовать изображаемую картину.
Слайд 15
Вот сЕвер, тУчи нагонЯЯ,
ДохнУл, завЫл...
- А теперь прочитайте его выразительно, стараясь передать эти чувства как можно точнее.
Итог.
-С чем мы сегодня познакомились?
Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина о зиме,
- Как вы думаете, с какой целью авторы учебника поместили в книгу стихотворение А.С. Пушкина? (Чтобы увидеть не красоту зимней природы, но учиться замечать прекрасное в любом времени года. Любить природу, беречь её).
РЕФЛЕКСИЯ
- Предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...
Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"
Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...
Презентация к мастер-классу на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"
В презентации используются по формированию коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Статья...
Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...
Доклад на тему: «Формирование коммуникативных компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в се...