Приёмы и способы чтения при анализе фактического содержания произведения
статья по чтению (3 класс) на тему
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 500.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы и способы чтения при анализе фактического содержания произведения
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературному чтению должны отражать: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого уровня для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преображения художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1) овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
2) развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; 3) воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле. Содержание курса «Литературное чтение» в начальной школе включает следующие разделы: - виды речевой и читательской деятельности; - круг детского чтения; - литературоведческая пропедевтика; - творческая деятельность учащихся. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение (вслух, про себя), работу с разными видами текста, библиографическую культуру, работу с художественными произведениями, учебными и научно-популярными текстами, говорение, письмо. Работа с текстом художественного произведения начинается с анализа фактического содержания. Работу над фактическим содержанием целесообразно начинать с составление событийного плана. Способы составления плана.
I. По способу подачи материала:
1. Вербальный (цитатный)
2. Графический (картинный план)
3. Смешанный (иллюстрации из текста и подписи к ним)
4. Количественный.
II. По характеру, полноте:
- Полный
- Частичный
1 | ? | 3 | ? |
- Деформированный
4 часть | 2 часть | 3 часть | 1 часть |
III. По месту.
IV. По действию.
Рассмотрим приёмы и способы чтения при анализе фактического содержания сказки Петра Ершова «Конёк – горбунок» (первой части).
Предлагаем учащимся план 1 части сказки.
- В доме отца.
- Ванюша в дозоре.
- В балагане (Корыстный план братьев).
- По дороге на ярмарку. (Коварный замысел братьев)
- На ярмарке.
При работе с п.1 плана (В доме отца) предлагаем вопросы, ответы на которые нужно найти в тексте сказки.
1. Когда? 2. Где? 3. Кто? 4. Что (с)делал? 5. Как? 6. Почему?
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
При работе со 2 частью плана (Ванюша в дозоре) используем иллюстративный деформированный план.
1 2 4 3
Задания:
1. Восстановить правильный порядок расположения частей.
2. Подобрать цитату из текста к каждой части.
При работе с 3 частью плана (В балагане.Корыстный план братьев) используем прослушивание грамзаписи фрагмента сказки.
Вопросы:
1.Кто пришёл в балаган и как это было? 2.Удался ли замысел братьев?
3. Почему, на твой взгляд, братья Данило и Гаврило так поступают?
- из жадности;
- из скупости;
- из желания достичь своей цели;
- из стремления быть добрыми и честными.
При работе с 4 частью плана (По дороге на ярмарку) - используем приём чтение в лицах (т.е.по ролям).
Вопросы:
- Почему, по твоему мнению, Иван решает взять перо Жар – птицы?
- Как описал перо Жар – птицы автор? А как ты его себе представляешь?
При работе с 5 частью плана (На ярмарке) предлагаем деформированый план.
- Восстановите правильный порядок событий.
- Подберите цитату из текста к каждой иллюстрации.
34
21 |
Работу над первой частью сказки целесообразно завершить проблемными вопросами:
- Попробуй объяснить, почему своё произведение П.Ершов называет русской сказкой?
- Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка П.Ершова? Изменится, на твой взгляд, смысл произведения, если дать ему другое название: «Конь-помощник», «Братья», «Как Иван царём стал»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...
Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ художественного произведения С.Г. Козлов «Жёлудь" (УМК "ПНШ", 2 класс)
Цели деятельности учителя:ознакомление с произведением С.Г. Козлова «Жёлудь»;формирование умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предметные:знать содержани...

Тесты по содержанию произведений по литературному чтению 2 класс, программа Занкова.
Материал содержит 7 тестов по рассказам и сказкам, изучаемым во втором классе на литературном чтении по программе Л.В. Занкова....

Чтение. 2 класс. Содержание произведения. Сравнение. Эпитет. С.А. Иванов «Каким бывает снег», «Узоры на снегу».
Содержание произведения. Сравнение. Эпитет. С.А. Иванов «Каким бывает снег», «Узоры на снегу»....

Технологическая карта урока по литературному чтению "А.Платонов «Ещё мама»Работа над содержанием произведения" 3 класс
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщение читательской компетенции в биографических сведениях А.П.Платонова и произведения «Ещё мама» Задачи урока Планируемые ре...

Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ сюжета рассказа Н. Сладкова «Воздушный замок»
Внеурочная деятельность. . «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»Тема: Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ сюжета рассказа Н...
Использование приёма «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»
Применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения...