тематическое планирование по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Коршунова Эльвира Вячеславовна

тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и  


приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.

Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания курса

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что  литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. 

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1класс

№ п/п

Тема

Дата

Содержание урока

Планируемые результаты

Вид контроля

Корректировка

Предметные

Личностные

Метапредметные

Вводный урок – 1ч.

1

Вводный урок.

Знакомство с новым учебником и его основными компонентами.

Знания: научатся владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Жили-были буквы – 6 ч.

2

В. Данько «Загадочные буквы».

(с.4-8)

Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах.

 Умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием.

ФФормирование положительного отношения к процессу чтения, к  книгам, к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание раздела по названию.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, строить понятные для  собеседника высказывания.

Чтение текста

 3.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

(с.9-10)

Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана.

Умение читать в слух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Наличие интереса к учебному труду, умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.

Регулятивные УУД,: умение принимать и сохранить учебную задачу, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план.

Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.

Беседа по вопросам

4

С. Черный «Живая азбу-ка»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

(с.11-13)

Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.

Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям.

Ф Формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения, опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение.

Регулятивные УУД,: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные УУД:  умение сравнивать литературные произведения и их героев.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя  в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

.

Чтение наизусть

5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

(с.14-17)

Передача различных интонаций при чтении.

Умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить героя.

Умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев.

Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения.

Познавательные УУД:  умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать правильность употреблять понятие «интонация».

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного.

Беседа по вопросам.

6.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

(с.19-21)

Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относится к нравственному содержанию поступков.

Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Познавательные УУД: знание основ смыслового чтения художественного произведения.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Фронтальный опрос.

7

Обобщение по теме «Жили-были буквы».

(с.26-28)

Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги.

Умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям.

Интерес к учебному труду , умение оценивать свои поступки и знания, взимание к переживаниям других людей.

Регулятивные УУД,: умение оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей.

Познавательные УУД: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию.

Беседа по вопросам.

Сказки, загадки, небылицы – 7 ч.

8.

Русская народная сказка «Теремок»

Стр.30-37

 

Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей.

Знакомство с понятием «авторская сказка», умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Представление о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Пересказ

9.

Русская народная сказка «Рукавичка».              (с.38-41)        

Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану.

Умение сравнивать авторские и фольклорное произведение.

Развитие интереса к урокам литературного чтения, умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.

Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации, составлять план текста и пересказывать по плану

Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев, выявлять авторскую точку зрения.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать ее с авторской, участвовать в инсценировке.

 

Пересказ

10.

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.(с.42-46).

Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок.

Умение слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потекши и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения.

Познавательный и нтерес к изучению произведений устного народного творчества, умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведение фольклора.

Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствующей поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат своих действий.

Познавательные УУД: умение слушать и читать произведения устного народного творчества.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения.

Чтение наизусть

11.

Русские народные потешки. Небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Король Пипин. Дом, который построил Джек. (с.47-51)

Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров.

Умение правильно читать произведения русского народного творчества, выразительно читать по ролям, знакомство с новыми произведениями  рнт, их названиями и иллюстрациями.

Наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Регулятивные УУД,:  умение оценивать результат своих действий  после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение осознано и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные  УУД: совершенствование речевых умений  и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора
, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.

Чтение наизусть

12

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Русская народная сказка «Петух и собака» (с. 52-57)

Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина. Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию.

Знания: познакомятся с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.

Осознание своей этнической принадлежности, самооценка

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения

13

К.Ушинский «Гусь и Журавль»

Л.Толстой «Зайцы и лягушки».

Стр.58-59

Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров.

Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста

Осознание своей этнической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

14.

Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».

(с. 50-61,62)

Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения.

Умение читать известную сказку плавно, целыми словами, читать выразительно.

Интерес к учебному труд, умение оценивать свои поступки и знания, взимание к переживаниям других людей.

Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Познавательные УУД: умение слушать и читать произведения устного народного творчества.

умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного, умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию.

Пересказ по картинному плану.

Апрель, апрель! Звенит капель – 5 ч.

15.

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…»

(с.63-66)

Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение.

Умение читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.

Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относится к нравственному содержанию поступков.

Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике

Познавательные УУД: Умение читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Восприятие на слух и понимание художест-венных произведений. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений.

Чтение наизусть. Беседа по вопросам.

16.

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».

(с.66-67)

Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

Умение выразительно  читать стихотворение  перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрацию к прочитанным произведениям.

Умение  соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдение  за явлениями природы.

Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения  и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения  с произведениями разных видов искусства (музыка, живопись)

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Чтение наизусть

17.

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?»

(с.68)

Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

Умение выразительно  читать стихотворение  перед классом, находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения.

Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, развитие эстетических чувств на основе наблюдений за явлениями природы

Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Познавательные УУД:  умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного.

Чтение наизусть

        

18

Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. с.73-77

Знания: познакомятся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа. Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно чтать.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

19.

Обобщение по теме  «Апрель! Апрель! Звенит капель».

(с.69-77, 78)

Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой..

Умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения и чтения целыми словами.

Умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев.

Регулятивные УУД,: умение принимать и сохранить учебную задачу, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план.

Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей.

Фронтальный опрос

И в шутку и всерьез – 5 ч.

20.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

(уч.2 ч. с.3-8)

Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам.

Умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам, умение выразительно читать целыми словами.

Умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев.

Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные УУД: умение пользоваться словарем, справочником, обогащение представлений об окружающем мире.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Фронтальный опрос

21.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

(с.9-11)

Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа

Умение делить тексты на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа.

Умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения.

Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие  после его  завершения  на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки.

Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание  произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения

Фронтальный

опрос

22.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».

(с.12-13)

Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев.

Умение делить тексты на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа, совершенствование навыка выразительного чтения и чтения целыми словами.

Умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения воспитание доброжелательности, внимательности отзывчивости по отношению друг другу.

Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения  и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию.

Беседа по вопросам

23.

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник».                      

 (с.15-23)                  

Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев.

Умение определять жанр и тему произведения, анализировать и сопоставлять средства выразительности.

Умение оценивать свои эмоциональные реакции на юмористические произведения, умение соотносить свои жизненные наблюдения  с читательскими впечатлениями.

Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные УУД: умение пользоваться словарем, справочником, обогащение представлений об окружающем мире.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Чтение наизусть

24.

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

(с.24-28)

Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой.

Умение делить тексты на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа.

Внимание к красоте окружающего мира, внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы.

Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения.

Познавательные УУД:  умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать правильность употреблять понятие «интонация».

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного.

Фронтальный опрос

Я и мои друзья – 7 ч.

25.

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».

(с.29-33)

Анализ и оценка поступков героев.

Умение различать стихотворения и рассказы, умение читать вслух и про себя, выразительно и осознанно.

Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям.

Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие  после его  завершения  на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки.

Познавательные УУД:  умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного.

Беседа по вопросам

26.

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

(с.34-36)

Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев.

Умение читать вслух и про себя, умение выразительно и осознанно читать по ролям.

Умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить героя.

Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие  после его  завершения  на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки.

Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание  произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения

Индивидуаль-ный опрос

27.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек».

(с.37-38)

Анализ и оценка поступков героев.

Умение создавать рассказ на заданную тему, опираясь на личный опыт, умение читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию, сравнивать героев разных произведений.

Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям.

Регулятивные УУД,: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные УУД:  умение сравнивать литературные произведения и их героев.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя  в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Фронтальный опрос

28.

И. Пивоварова «Вежливый ослик». Анализ и оценка поступков героев.

(с.39-40)

Анализ и оценка поступков героев

Умение находить и объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.

Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, нравственное сознание и чувство сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям, нравственное  сознание и сопереживания, доброжелательное отношение к другим людям.

Регулятивные УУД,: о умение оценивать результат своих действий  после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение осознано и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные  УУД: совершенствование речевых умений  и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.

Выразительное чтение.

29.

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день».

(с.41-47)

Анализ и оценка поступков героев.

Умение выразительно  читать стихотворение  перед классом, находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения.

Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, развитие эстетических чувств на основе наблюдений за явлениями природы

Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Познавательные УУД:  умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного.

Чтение наизусть

30.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

(с.48-51)

Анализ и оценка поступков героев.

Умение различать стихотворение и рассказы, умение читать вслух и про себя, осознанно и выразительно.

Умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведение, представление о добре и зле,, умение соотносить свои жизненные наблюдения  с читательскими впечатлениями.

Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные УУД: умение пользоваться словарем, справочником, обогащение представлений об окружающем мире.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Беседа по вопросам

31.

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

(с.52-54)

Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой.

Умение пересказывать произведения кратко, выборочно, и использованием соответствующей лексики, определять отношение автора к героям и подкреплять их словами из текста.

Положительное отношение к урокам литературного чтения, умение оценивать своё отношение  к учёбе.

Регулятивные УУД,: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром правильность их выполнения.

Познавательные УУД:  умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать правильность употреблять понятие «интонация».

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного.

Тематический опрос.

О братьях наших меньших – 9 ч.

32.

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».

(с.55-59)

Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов.

Умение находить смысл названия произведения  и объяснять его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему.

Умение внимательно относится к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных, нравственное сознание и чувство сопереживания «к братьям нашим меньшим».

Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения  и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнера, вырабатывать общую позицию.

Выразительное чтение

33.

В. Осеева «Собака яростно лаяла».

(с.60-61)

Анализ и оценка поступков героев.

Умение выразительно  читать стихотворение  перед классом, умение находить фрагменты текстов, делить произведения на части и озоглавлять их, составлять план рассказа.

Умение  соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, реакция на поступки людей по отношению к животным, нравственное сознание и  чувство сопереживания  «к братьям нашим меньшим».

Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения  и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Фронтальный опрос.

34.

И. Токмакова «Купите собаку».

(с.62-64)

Анализ и оценка поступков героев.

Умение читать вслух и про себя, умение выразительно и осознанно передавать нужную интонацию.

Умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным, представление о добре и зле.

Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие  после его  завершения  на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки.

Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание  произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения

Чтение наизусть

35.

С. Михалков «Важный совет».

(с.71)

Анализ и оценка поступков героев.

Умение читать вслух и про себя, умение выразительно и осознанно передавать нужную интонацию.

Умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным, представление о добре и зле, общих нравственных категориях.

Регулятивные УУД,: умение вносить коррективы в действие  после его  завершения  на основе самостоятельной оценки лил оценки учителя с учетом характера ошибки.

Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание  произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему анализировать средства выразительности.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства а процессе анализа и пересказа содержания произведения

Выразительное чтение

36.

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

(с.65-67)

Различение жанров художественных произведений.

Умение выразительно читать произведения, определять и объяснять взаимосвязь содержания произведения с его названием.

Умение  соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, реакция на поступки людей по отношению к животным, нравственное сознание и  чувство сопереживания  «к братьям нашим меньшим».

Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения  и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Чтение наизусть Беседа по вопросам

37.

В. Берестов «Лягушата». Тексты художественного и научно-популярного жанра: их особенности и различия.

(с.68-69)

Различение жанров художественных произведений.

Умение выразительно  читать стихотворение  перед классом, умение находить фрагменты текстов, делить произведения на части и озоглавлять их, составлять план рассказа.

Умение  соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, реакция на поступки людей по отношению к животным, нравственное сознание и  чувство сопереживания  «к братьям нашим меньшим».

Регулятивные УУД,: умение оценивать результат своих действий после их завершения  и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение сравнивать литературные произведения.

Коммуникативные УУД: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.

Чтение наизусть

38.

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж».

(с.71-73)

Различение жанров художественных произведений.

Умение выразительно  читать стихотворение  перед классом, находить сравнения в тексте, определять ритм стихотворения, составлять картинный план.

Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением, развитие эстетических чувств на основе наблюдений окружающего мира.

Регулятивные УУД,: умение различать способ и результат действия, планировать сои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Познавательные УУД:  умение прогнозировать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением.

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей отличное от собственного.

Выразительное чтение

39.

Обобщение по теме «О братьях наших меньших».

(с.74-78)

Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой.

Умение анализировать произведение, объяснять смысл названия и находить его связь с содержанием.

Умении е оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира, доброжелательное и бережное отношение к природе, к животным.

Регулятивные УУД,: умение планировать свои действия в соответствующей поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат своих действий.

Познавательные УУД: умение слушать и читать произведения научного характера.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения.

Проверка

40.

Итоговый тест.

Умение проверить свои знания по предмету.

Интерес к учебному труду, умение оценивать свои  знания.

Регулятивные УУД,: осуществление пошагового контроля по результату выполнения учебной задачи, самостоятельная оценка правильности выполнения задания.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, выделять существенную информацию из текста. 

Коммуникативные УУД: умение формулировать вопрос для уточнения учебной задачи, получать нужную информацию, задавая вопрос учителю.

Проверка

Контрольно-измерительные материалы

Тест по литературному чтению 1 класс. Итоговый за год. 

Цель: проверка умений работы с текстом

Предложены следующие задания к тексту:

Выполняя тестовые задания, ученик должен выбрать верное  или неверное утверждение из предложенных в таблице.

Подчеркни, какое название больше всего подходит к рассказу

Найди в тексте слова, близкие по смыслу данным

 Дополни предложения

Прочти текст.

                                                                                                                              Рольф Каука

 Домашних кур человек начал разводить более четырех тысяч  лет назад. Куры несут яйца, мясо их идет в пищу, да и перья не пропадают:     ими набивают подушки и перины. Одна несушка может снести триста яиц в год.  Весной из яиц вылупляются маленькие золотистые цыплята. Едят куры траву, червяков, насекомых. Оперение петуха ярче, чем у курочек. Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками. Спят куры на насесте в курятнике. Первыми просыпаются петухи и громким криком будят птичий двор.

Заполни таблицу.

Отметь  высказывания

Верно

       +

Неверно

     -

1.Куры несут яйца

2.Перьями набивают подушки и перины.

3.Одна несушка может снести сто яиц в год.

4.Куры  едят траву,червяков, насекомых.

5.Оперение курицы ярче, чем у петуха.

6.Острые шпоры служат петуху оружием, когда он бьется с соперниками.

7.Спят куры на насесте в коровнике.

 

8.Первыми просыпаются куры.

9.Петухи  громким криком будят птичий двор.

2.Подчеркни, какое название больше всего подойдёт к рассказу:

  • Петух и курица.
  • Курица и цыплята.
  • Будильник.

3.Кто автор данного рассказа?

.....................................................................................................................

4.Найди в тексте слова, близкие по смыслу данным:

 дерётся- ………………………………………………………….

кушают-    …………………………………………………………

встают-……………………………………………………………

дремлют-…………………………………………………………

жёлтые-……………………………………………………………

5.Дополни предложения.

…………………….  шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками.

Спят куры на насесте в…………………………………………..

Фамилия…………………………..имя…………………………………………..

Набрал  баллов       ……………/ 18

Ответы.

1.Верные утверждения: 1,2,4,6,9

  Неверные утверждения: 3,5,7,8

2. Петух и курица.

3.  Рольф Каука

4. дерётся-  бьётся

кушают-    едят

встают- просыпаются

дремлют- спят

жёлтые- золотистые

5 Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками.

Спят куры на насесте в курятник

 

 

 


[1] Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4

   Наименование учебного предмета Литературное чтение           Класс  3    Срок реализации программы, учебный год 201...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...