А.П. Чехов Мальчики 4 класс Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Николаева Любовь Анатольевна

Урок литературного чтения в 4 классе А.П.Чехов Мальчики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon А.П.Чехов Мальчики45 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение (4 класс)

А.П.Чехов  «Мальчики» (урок 2)

Цель урока: продолжать знакомить с творчеством А.П.Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные – умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения А.П.Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные – Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – понимание и осмысление нравственных уроков, учения работать с текстом(осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли произведения), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и учебной книге, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные – формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А.П.Чехова.

ХОД УРОКА:

1.Орг. момент

- Повернитесь и обернитесь назад, у нас на уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им. А теперь, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.

2. На предыдущем уроке  мы познакомились с новым произведением «Мальчики». Кто назовет автора произведения? (Антон Павлович Чехов). Что вы  запомнили  о биографии Чехова? (ответы детей).

3. Проверка домашнего задания.

Вам было задано перечитать рассказ Чехова "Мальчики", найти непонятные слова, выписать их в тетрадь и объяснить их значение (слайды 2 - 7)

- Проверяем. Вы читаете у себя в тетради, а я вывожу на доску значение неясных слов

Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

Башлык – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Сюртук – длинный двубортный пиджак, обычно в талию.

Самоеды – старое название ненцев и некоторых других северных народов.

Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

Пампасы – южноамериканские степи.

Индейцы – общее название коренных племен и народностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.

Москит – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.

Термит – 1) порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру. 2) общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельхозпродуктов.

Чечевица – растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые  зерна.

Плантации – большое хозяйство, в котором возделываются культуры.

Мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.

Урядник – низкий чин уездной полиции.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

4. Работа по произведению

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы (цель)

- О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься автор? Что может быть самым ценным в нашей жизни, чем мы должны дорожить?

А теперь поработаем с текстом.

1) Как зовут главных героев произведения?

2) Кто они? (гимназисты второго класса)

3) Найдем описание внешности Чечевицына.

4) Найдите описание внешности Володи.

5) Как себя ведет себя Чечевицын?  (он важничает, делает загадочный вид)

6)  Как себя вел Володя в предыдущие приезды? (был живой, веселый)

7) Как себя ведет Володя сейчас? (таинственно, загадочно)

8) Почему он себя так ведет? На кого он хочет быть похожим? (у него появился друг, на которого он хочет быть похожим) С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ - ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ. СКАЖИ, КТО ТВОЙ ДРУГ И Я СКАЖУ - КТО ТЫ.

9)  Давайте найдем в тексте, как называет себя Чечевицын. (Монтигомо Ястребиный Коготь). А как он называет Володю? (бледнолицый брат мой).

10) Кто же из друзей играет ведущую роль?

11)  Давайте найдем в тексте, как он уговаривает Володю бежать (запугивает, уговаривает, рычит)

12)  Как Володя ведет себя накануне побега? (плачет, расстраивается)

13) Почему Володя себя так ведет? (он любит свою семью)

13)  Найдите, как встречали Володю в семье?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Как живешь? Вот так.

- Как идешь? Вот так.

- Как бежишь? Вот так.

- Как летишь? Вот так.

- Как плывешь? Вот так.

- Как шалишь? Вот так.

- Как сидишь? Вот так.

14)  Что мы можем сказать о семье Королевых из этого эпизода? (найдите слова, которые подходят этой семье) (слайд 8)

15) Можно ли сказать, что  подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостной и веселой традицией? (докажите словами из текста)

16) Каким  сестры Володи увидели Чечевицына? Подтвердите словами из текста

17) Почему девочки ничего не рассказали родителям о задуманном побеге? (это все было так таинственно и загадочно, и, наверно, девочки  тоже в душе хотят приключений)

18) Но все, таки Володя бежит вместе с Чечевицыным. Почему? (потому, что он мальчик, который жаждет приключений, опасностей,  хочет жить как герои  приключенческих романов) Володя разрывается между дорогой ему семьей и жизнью, полной опасностей и приключений.

19) Как себя вел Володя после того, как мальчиков вернули домой? (был подавлен, расстроен, лежал)

20) Было ли что-нибудь подобное в душе у Чечевицына? (нет, он был горд собой)

  То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель Чечевицын не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. Нам с вами ясно, что Володя больше не решиться повторить свое путешествие, а вот Чечевицын скорее всего - да. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Именно этими словами и завершается рассказ.

21) Можно ли мальчиков назвать смелыми, решительными? (однозначно мы на этот вопрос не ответим, в глазах девочек - да, а в глазах взрослых -  нет) Смелость предполагает способность трезво оценивать опасность, то есть реально видеть окружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не было.

22) Найдите, что говорит отец Володи мальчикам в конце рассказа (вас могут исключить из гимназии)

23) Подберите слова, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков  (безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные,фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей)

24) Как вы думаете, это смешное произведение или грустное? (объясните свою точку зрения)

25) Какие слова рассказа у вас вызвали улыбку?

26) Как вы думаете, Чехов любит своих героев? (да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез.)

27) Знаете, Чехов сначала назвал свой рассказ "Сценка" и в нем была другая концовка. Мальчики отложили свой побег в Америку до лучших времен.

- Какой вариант вам понравился бы  больше? (этот, потому что автор заставляет нас задуматься  о таких человеческих качествах,как добро, честность, совесть, ответственность, взаимопонимание, любовь к родным и близким, уважение к друг другу) А что может быть ценнее семьи, которая должна тебя поддержать в трудную минуту, родные и близкие, которые будут переживать вместе с тобой.

5.   - А сейчас для вас задание.

- На доске у меня составлен деформированный план к произведению. Вам необходимо поставить части плана в правильной последовательности

6. Домашнее задание. Пересказать понравившийся эпизод рассказа.

……………………………………………………………………………………………………

Если времени не хватает, запишем в тетради, чему учит вас это произведение, а на дом - составить план и пересказ понравившегося эпизода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок литературного чтения в 4 классе. А. П. Чехов "Мальчики" (УМК "Школа России").

Урок литературного чтения включает в себя разработку урока, презентацию и задания группам. Интерактивные приёмы обучения активизируют работу на уроке, позволяют "вжиться" в тему, раскрыть мо...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на вопросы п...