Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Ф.И.О.   Осипова Светлана Антоновна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового  материала

Тема: Восстановление последовательности событий в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным»

    Задачи:

- познакомить учащихся с рассказом В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

- развивать навыки выразительного чтения, анализировать   поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста; восстанавливать последовательность событий в рассказе.

- воспитывать честность, правдивость.

Цели:
   Образовательные: формировать  навыки выразительного чтения .
   Развивать речь, память, мышление, умение прогнозировать текст.
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
   Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе,  работоспособность.
     Формировать УУД:
    Личностные:
 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
   Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
   Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 

Оборудование :

- проектор, презентация.

- карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

            Ф.И.О.   Осипова Светлана Антоновна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового  материала

Тема: Восстановление последовательности событий в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным»

    Задачи:

- познакомить учащихся с рассказом В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

- развивать навыки выразительного чтения, анализировать   поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста; восстанавливать последовательность событий в рассказе.

- воспитывать честность, правдивость.

Цели:
   Образовательные: формировать  навыки выразительного чтения .
   Развивать речь, память, мышление, умение прогнозировать текст.
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
   Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе,  работоспособность.
     Формировать УУД:
   Личностные:
 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
   Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
   Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование :

- проектор, презентация.

- карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя. 

Деятельность учащихся

УДД

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме.

-Начинается урок – урок литературного чтения. У нас сегодня гости. Посмотрели, поздоровались.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке.

 -Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.

 -А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?

 -Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я уверена, что у нас все получится.  

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку

-Часы не будут работать. Они сломаются.

Умение слушать и понимать речь других.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные:

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний. Работа с текстом до чтения

1. Выдвижение гипотезы.

Цель:

выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся,

создание условий для формулирования детьми цели урока

2. Выставка книг Драгунского

3. Формулировка цели урока.

4 . Рассказ-предположение по ключевым словам.

 - Ребята, любите ли вы тайны?

- подберите слова, близкие по значению, к слову «тайна»

-Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ. 
- Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (
 Шила в мешке не утаишь).
Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

( Шило острое и оно вылезет из мешка) (Показываю мешочек и шило)

- Тайна становится известным

- Читаем на слайде

 -  Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

 - Правду не скроешь.

 - Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
      -Тайна когда-то становится известным

- Найдите по содержанию учебника в разделе « В шутку и в серьез» произведение с созвучным по смыслу пословицей. (стр. 159)

- Как же называется  рассказ, который мы будем сегодня читать?

     - Как вы понимаете смысл слова "явным". Подберите к нему синонимы .

Явное- открытое, откровенное.

- Прочитайте, кто автор этого произведения?

(В. Драгунский -портрет на слайде)

          Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

( Выставка книг Драгунского )

     -  Посмотрите  на выставку книг.

 ( Формулировка цели урока.)

- Ребята, какие цели вы поставите перед собой? ( Дает задание и организует проверку выполнения)

(Рассказ-предположение по ключевым словам.)

- В рассказе, который мы сегодня прочитаем,  нам встретятся слова. Используя данные слова, подумайте, какие события могут описываться в рассказе с таким названием.

- тайна

- мама

- каша

- окно

- милиционер

- каша на шляпе

- дядя.

-Молодцы

-  А теперь дополним наше предположение о тексте, рассмотрев иллюстрацию в учебнике.

- Откройте, учебники на с.161,164  по рисунку расскажите, о чем или о ком мы будем читать? -  Кто на ней изображён?

- Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю. Начнём читать и  проверим, правильно ли мы предположили.

- К слову «тайна» синоним слово «секрет».

- Шила в мешке не утаишь.

Ученики высказывают своё мнение.

-  Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

 - Правду не скроешь.

 - Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
      -Тайна когда-то становится известным

Выполнение задания по определению формулировки темы и типа урока
Дети находят в учебнике.

- Рассказ называется «Тайное становится явным»

-Синоним к слову явное -известное, доступное.

- Автор этого рассказа Виктор  Драгунский

-Научиться выразительно  читать рассказ, узнать, кто главный герой, какие поступки он совершал;  оценить поступки героев.

Несколько учащихся, по желанию составляют рассказ.

-Мальчик не хотел есть кашу и вылил в окно. Каша попала дяде на голову. Мама узнала тайну от милиционера.

Дети рассказывают, делают вывод.

- На рисунке изображён мальчик. Ему не нравится каша. Он испуганными глазами смотрит на кашу. Мальчик вылил за окно кашу. Милиционер привел пострадавшего к ним .

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (
Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(
Коммуникативное УУД).

Личностные: Проявление познавательной активности

Метапредметные:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(
Познавательные УУД).

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).



Составлять небольшие монологические высказывания.
(
Коммуникативные УУД


III. Работа с текстом во время чтения

Цели этапа:

создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Физкульт-

минутка

Цель этапа:

снятие утомления через физическое напряжение;

формирование установки на здоровый образ жизни. 

Чтение с остановками.

   1) - Откройте учебники на стр. 159. и следите за мной. (Слушание до слов - …. Как же так получается, что тайное всегда становится явным?)

- Что однажды услышал Денис от мамы?

- Найдите и прочитайте, как мама объяснила свои слова?)

- О чем все время думал Дениска?

- Как можно озаглавить эту часть?

    (Денис раздумывает над словами мамы)

2) -Дальше читает ….(  …мама принесла целую тарелку манной каши.)

- Любил ли завтракать мальчик.

- А как озаглавим эту часть? ( Завтрак)

 3) -Дальше читает…  (до слов: И мама ушла на кухню.)

- давайте разберём некоторые слова, которые нам встретились и не понятны.

     - Прочитайте выражение “Грановитая палата” 

- Кто знает – что это такое?(показ на слайде)

      в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

- Из-за чего произошел конфликт , спор между мамой и Дениской?

- Как мама уговаривала  Дениску есть кашу?  Что она ему предложила?

- Какое у нее настроение?

- Как можно озаглавить эту часть? (Предложение мамы)

- Подумайте, что может произойти дальше?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 (ребята под музыку имитируют те движения, которые показывают, что Дениска делал с кашей)

4) – Читаем дальше. Читает…                                      - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?

- Правда ли Дениска «потерял сознание». Почему автор использует это выражение

- Что испытывал Дениска, когда мучился с кашей?

- Озаглавьте эту часть.( Мучение с кашей и избавление от него)

- Подумайте, что произойдет дальше?

5)  - читаем дальше…

   

 Встретились нам слова: милиционер- это сейчас полицейский .

      Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения.

     Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

   -Найдите выделенное слово в этой части.

 - Не клевещите- это слово произошло от слова клевета.

  - Клевета – что оно обозначает?

-И еще одно слово Язвительный – что это значит?

( стремящийся  обидеть)

-- Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

 - Что произошло дальше?

- Как меняется  настроение мамы?

- Как можно озаглавить эту часть? ( Возмущенный милиционер)

 - Чем по- вашему закончится рассказ? ( Мама узнает тайну.  Дениска не пойдет в Кремль.)

6) -Читаем дальше.  (Чтение учителя)

  - По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась, прочитайте?

- Почему Дениске было страшно взглянуть на маму?

- Что мальчик запомнил Дениска на всю жизнь? ( тайное становится явным)

- Как озаглавим эту часть? (Урок на всю жизнь)

Слушают, отвечают на  вопросы, делают вывод.

-Денис услышал от мамы « тайное становится явным»

-Денис думал о маминых словах.

-Денис раздумывает над словами мамы

-Мальчик не любил завтракать.

- Завтрак

Читают, слушают, отвечают на  вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, знакомятся с новыми словами, прогнозируют.

-Денис не хотел есть кашу.

- Мама предложила сходить в Кремль.

- Предложение мамы

- Денис выльет кашу в окно.

ребята под музыку имитируют те движения, которые показывают, что Дениска делал с кашей.

Он положил в кашу сахар, соль, хрен. Автор использует это выражение, что бы нам было интересно читать. Он очень хотел попасть в Кремль.

- Испытывал чувство обиды, досады.

- Мучение с кашей и избавление от него

Читают, слушают, отвечают на  вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, знакомятся с новыми словами, прогнозируют.

- Клевета это- обман, ложь.

-Язвительный –это стремящийся обидеть.

-Мама очень обрадовалась

- Вошел возмущенной миллиционр

- Назовем «Возмущенный милиционер»

- Мама узнает тайну.  Дениска не пойдет в Кремль.

-Ему было очень стыдно.

- Он запомнил: тайное становится явным

Слушают, отвечают на  вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, прогнозируют.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

делать выводы на основе обобщения знаний (формулировать логично обоснованные высказывания)

Составлять небольшие монологические высказывания.

(
Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (
Познавательные УУД).

Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение.

Метапредметны

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

личностные

формирование установки на  здоровый образ жизни. 

Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение.

Метапредметные:

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и прогнозировать.

IV. Рефлексия .

 Работа с текстом после чтения.

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

- С каким рассказом мы познакомились?

- Какой совет можно дать ребятам, которые оказались в такой ситуации?

- Тайное всегда становится явным или шило в мешке не утаишь. (показать шило и  мешок)

 - У вас на партах карточки.

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе, расставив их по порядку.

- Работаем в парах

  1. Денис раздумывает над словами мамы.
  2. Завтрак.
  3. Предложение мамы.
  4. Мучение с кашей и избавление от него.
  5. Возмущенный милиционер.
  6. Урок на всю жизнь.

-Молодцы, вы с работой справились.

-Подведем итог, используя предложения со слайда:
Я  похвалил бы себя за…

Мне было сложно…
После урока мне захотелось…

- Мы познакомились рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

ужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда- то об этом все равно узнают)

Ученики класса работают по карточкам

Работают в парах, восстанавливают последовательность событий в рассказе.

Подведение итогов урока

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

делать выводы на основе обобщения знаний(формулировать логично обоснованные высказывания)
Составлять небольшие монологические высказывания.

Метапредметные:

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять
Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в парах.

Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности
(
Коммуникативные УУД).
делать выводы на основе обобщения знаний(формулировать логично обоснованные высказывания)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...