Презентация и конспект урока литературного чтения по теме "Дедушка Мазай и зайцы"
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_i_konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya._dedushka_mazay_i_zaytsy.zip | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в3 классе.
Тема: Дедушка Мазай и зайцы.
Цели:
- Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
- Развивать речь, умение выражать свои мысли и отношение к прочитанному.
- Воспитывать любовь к природе, животным.
Задачи:
Образовательные:
- Отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие:
- Развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.
- Пополнять активный и пассивный словарь учащихся.
- Развивать связную речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, аудиозапись произведения.
Ход урока.
I. Организационнный момент.
II. Речевая разминка.
(слайд 2)
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал…
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал…
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул…
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул.
Учитель:
- Как вы понимаете эти строки?
- Прочитайте эти строки с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
III.Проверка домашнего задания
Учитель:
- Ребята, сегодня мы будем говорить о человеке, который очень любил всё, что его окружает.
(слайд 3)
- Чей портрет вы видите на слайде?
Ученик:
- Это портрет русского поэта Н..Некрасова
Учитель:
- Что вы знаете о поэте?
- С отрывком из какого произведения Н.А.Некрасова вы познакомились на прошлом уроке?
Ученик:
- Мы читали отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»
(Выразительное чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)
Учитель:
-Как поэт называет Мороза? Почему? Покоряется Морозу природа?
- О каких ледяных мостах говорится в его песенке?
- Какие картины ты представляешь, когда читаешь две последние строчки стихотворения?
- Найдите и прочитайте хвастливую песенку Мороза так, чтобы все одноклассники ощутили его силу и власть
IV.Актуализация знаний
Учитель:
-Произведение, которое мы будем сегодня читать, состоит из двух частей. Но в наш учебник вошла только вторая часть. Я расскажу вам коротко содержание части. Эта история послужила основой самого произведения.
– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай.
Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
V. Определение темы урока
Учитель:
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Ученик:
- Мы будем читать отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Учитель:
Какие бы вы поставили перед собой цели и задачи?
Ученик:
- Мы должны научиться выразительно читать произведение, понимать его основной смысл.
VI. Знакомство с новым материалом
Учитель:
- Сейчас вам предстоит прослушать аудиозапись этого произведения в исполнении А. Пожарова. Садитесь поудобнее, слушайте внимательно, обратите внимание на интонацию чтеца.
(Звучит запись)
Учитель:
- Каким вы представляете себе Мазая?
- А вот таким его изобразил художник.
(слайд 4)
- О каком интересном случае из своей жизни рассказал дед Мазай?
- Когда произошёл этот случай?
VII. Словарная работа.
Учитель:
- Все ли слова и выражения вам были понятны?
(слайд 5)
силки' | Петли для ловли птиц и мелких животных |
багры' | Шесты с металлических крючком |
тягота' | Тяжесть, груз |
поте'ха | Забава, веселье |
лопо'чут | Говорить быстро, много, неясно |
гуто'рить | Беседовать |
у'хнул | Издавать резкий звук |
арши'н | Старинная мера длины, немного меньше метра |
саже'нь | Старинная мера длины, чуть больше двух метров |
Учитель:
– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смыслу слова к данным на слайде:
(слайд 6)
Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.
– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?
VIII.Физкультминутка
IX. Чтение произведения
Учитель:
- Сейчас вы будете читать текст по цепочке.
X.Беседа по содержанию
Учитель:
- За что Мазай осуждал односельчан? Найдите подтверждение в тексте.
- Как односельчане отнеслись к тому, что Мазай спасал зайцев?
-Ради забавы спасал он зайцев?
-Как он заботился о больных животных? Найди в тексте.
- Как относился он к родной природе?
- Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому?
- Как он говорит о зайцах?
XI. Составление картинного плана
Учитель:
- Подберите подходящие по смыслу строки к слайдам презентации
(слайды 6 -10)
(дети читают произведение, подбирают к иллюстрациям соответствующие подписи из текста.)
Составляется картинный план.
- Где у них совесть?
- Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой.
- Столбик не столбик, зайчишко на пне.
- Глядь, у куста копошится зайчиха.
- Мимо бревно суковатое плыло, сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём.
- Как прокатил я деревней зайчишек.
- Мигом команда моя разбежалась.
- За ночь больные мои отогрелись
XII.Подготовка к выразительному чтению.
Учитель:
- Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Я буду читать и выделять голосом важные слова, а вы карандашом отмечайте их.
- Что подчеркнули?
Выразительное чтение текста детьми.
XIII. Работа в парах. Составление синквейна.
Учитель:
-А сейчас составим синквейн. Вспомните правила его составления:
- Одно – имя существительное;
- Два – прилагательных;
- Три – глагола;
- Своё отношение к теме
- В качестве главного слова возьмём нашего героя.
XIV. Проверка получившихся синквейнов.
XV. Итог урока
Учитель:
-Какова главная мысль произведения?
- Как автор относится к своему герою?
- Как вы относитесь?
- Что вы узнали о жизни животных зимой?
- Почему текст так озаглавлен?
- Чему учились на уроке?
XVI.Домашнее задание:
с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок.
XVII.Выведение оценок
XVIII.Рефлексия
Учитель:
- Вам было комфортно на уроке?
- Вам было интересно познавать новое?
- Покажите своё настроение с помощью смайликов (весёлых или грустных)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
Презентация к уроку чтения Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Данная презентация разработана для урока чтения в 4ом классе коррекционной школы VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями....
Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)
Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...
Открытый урок чтения «Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы"
Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Цель: знакомство с новым произведением, развитие навыка правильного плавного, осознанного, выразительного чтения, развитие речевой культуры уч-ся, об...
Презентация к уроку литературного чтения по теме КВН "Литературные сказки"
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе (УМК "Школа России") по теме КВН "Литературные сказки"....
Конспект урока по литературному чтению Н. Некрасов " Дедушка Мазай и зайцы" 3 класс
Конспект урока по литературному чтению 3 класс...
Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 3 класс. Школа России....