Конспект урока по чтению 2 класс С.Я. Маршак "Декабрь"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Маренко Елена Викторовна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Открытый урок по чтению 2 класс, по программе        

                               «Начальная школа 21 век».

                         провела Маренко Е.В.19.12.2013г.

ТЕМА: С.Я. Маршак «Декабрь».

ЦЕЛЬ УРОКА :  познакомить с произведение С.Я.Маршака «Декабрь»;

                   познакомить со средствами художественной выразительности:         метафорой и олицетворением.

ЗАДАЧИ  УРОКА: учить выразительному чтению, чтению про себя, выборочному чтению; формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр.

                           Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность.

                           Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентации.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский "Декабрь. Святки" (из цикла «Времена года»).

Художественные фотографии русской зимы.

                                                     Ход урока.

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.

Белый снег пушистый

 В воздухе кружится

 И на землю тихо

 Падает, ложится

- В какое время года это бывает? (зимой)

- А как называют зиму писатели, поэты? (волшебница, чудесница)

- А почему, как вы думаете? (Потому что  зимой праздник Новый год)

- С отрывком из какого произведения о зиме, об этом празднике мы познакомились на прошлом уроке? («Ёлка в тайге», А.П.Гайдар)

III.   Проверка Д.З.

- Вот сейчас проверим как  вы внимательно читали дома это произведение.

- Найдите и зачитайте отрывок, где описывается ёлка.

- А как вы думаете почему именно ёлка стала символом Нового года?

- А вот послушайте как об этом говорит легенда .

-Зачитайте отрывок, о том, какие украшения изготовили ребята.

- А кто знает откуда пошла традиция украшать ёлку  разными игрушками, ведь судя по легенде,  Ель украсили плодами, цветами и листочками?

- А вот Даша сейчас нам прочтёт.

                                                 

- А какой же  самый главный момент в праздновании Нового года?

IV. Изучение новой темы

  1. Сегодня мы продолжаем работать по разделу учебника «Здравствуй праздник Новогодний!»

– А кто мне скажет в каком зимнем месяце мы ждём этот праздник? ( в декабре)

– Правильно, это самый первый зимний месяц и именно в декабре мы испытываем праздничное настроение.

– Много создано произведений об этом месяце и поэтических, и прозаических, и даже музыкальные есть.

Я предлагаю прослушать вам музыкальное произведение П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» и подумать , какую декабрьскую погоду передаёт музыка.

  1. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ  (Ответы на поставленный вопрос.)
  2. – А теперь прослушайте поэтическое произведение С.Я. Маршака и ответьте: «Какое настроение оно у вас вызывает?»
  3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ ( ответы на поставленный вопрос)

- Какие слова или выражения вам не понятны?

«деревья в серебре», «речку вымостил мороз», «обновил коньки, салазки»

Эти выражения употреблены в переносном смысле.

  1.  Такой приём в литературе называется – метафора ( плакат слова).

                                              ФИЗМИНУТКА

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО СЕБЯ.

-Ответьте на вопрос, почему ёлка «плакала сначала»?Ответы детей.

- А как же надо относиться к природе, к ёлочкам, чтобы они не плакали?

-Найдите и прочитайте, что произошло утром с ёлочкой?

– Как вы понимаете  «задышала, ожила»( запахла, распрямила веточки)

– Что вы заметили необычного,  при описании ёлочки? ( как живая)

- Это ещё один художественный  приём – олицетворение, ( плакат слова), когда не одушевлённый предмет выполняет действия как одушевлённый.

( Чтение описания нарядной ёлки и полностью стихотворения 3-4 ученика )

  1. – У нас с вами тоже есть ёлочка. И чтобы она  ожила, как вы думаете, что мы можем сделать? ( украсить )
  2. Я предлагаю украсить ёлку и вспомнить изученные стихи о зиме.

УКРАШЕНИЕ ЁЛКИ

Снежок порхает, кружится – «Зима», Александрова

Вот моя деревня – « Детство» Суриков

Ах, до чего мороз сердит – «О чём ты думаешь снегирь» Беляков

В снегу стояла ёлочка – «В снегу стояла ёлочка» Михалков

В декабре, в декабре – «Декабрь» Маршак

   V.  Итог

- Наша ёлочка ожила, а  урок заканчивается. Какое у вас настроение?

- Что понравилось на уроке?

- Что запомнили?  

       

                             ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 А почему елка является символом новогоднего праздника?

1. Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Иисус, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Все решили, что это божественное  знамение и поприветствовать Новорождённого  поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

2. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла  звезда…

                                Откуда пошла традиция украшать елку игрушками?

По некоторым сведениям, первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в 16 веке. По другим источникам, первые стеклянные ёлочные шары были сделаны в 1848 году в местечке  Лауша  в Тюрингии - по той причине, что в этот год был неурожай яблок - а именно ими в основном украшали праздничное дерево, но стеклодувы пришли на выручку традиции и сделали стеклянные шары вместо яблок, затем их начали выдувать в Саксонии.  Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья.

На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...