Урок обучения грамоте "Буква к. Звуки [к], [к]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

 .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКИ [ К ]  И  [ К’ ], БУКВА К.

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, 1 КЛАСС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100».

И. А. Петренко, учитель МАОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 36»,

г. Петропавловск-Камчатский

Н. А. Сердюк, методист  Центра

повышения квалификации педагогических кадров

КГАОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК»

Цель: Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта   буква.

Задачи:

  • Образовательные:

- сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;

- учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;

- продолжать работу по словообразованию;

- формировать умение различать парные согласные звуки [к], [к'], [г], [г'] и буквы К и Г.

  • Развивающие:

- развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся.

  • Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, дифференцированная работа.

Методы: проблемный, частично-поисковый, фронтальная беседа.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран; компьютерная презентация «Буква К» (подготовлена в Power Point); иллюстрации животных; набор корточек «одежда для звуковичков»; раздаточный материал; опорные схемы; аудиозапись сказки Б. Заходера «Кит и кот».

Ход урока

Этапы

Формирование

универсальных учебных

действий

1.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.          

Мы за парты тихо сели,

На экран все посмотрели.

Презентация   слайд 1    

огбруачмеонтиее

- Прочитайте сначала слово, написанное красными буквами, а потом – зелёными, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

обучение грамоте

-  Для чего нам нужен этот урок?

Личностные УДД:

Учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация;

формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Регулятивные УДД:

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя

2.

Актуализация знаний.

  1. Игра “Буква заблудилась”   слайд 2     

а         н

      и

о       ы

– Прочитайте а, о, и, ы,  н. Какая буква заблудилась? Задайте этой букве вопросы, которые начинаются словами почему? какие? где? … Если затрудняетесь, продолжите мои вопросы:

– Почему буква н …? (Дети заканчивают: “лишняя”)

– Какие звуки …? (Дети заканчивают: “обозначает буква н”, говорят о твердости и мягкости звуков, звонкости.)

 – Где живёт в ленте букв?

  1. Чистоговорка  

На-на-на – во дворе светит луна.

Но-но-но – на улице темно.

- Что это? А что это значит? Читаем чётко и чисто. Те дети, у которых на парте картинка кота, читают 1 часть чистоговорки. А у кого кит – читают 2-ую часть чистоговорки.

(Появляются знаки  ! ?)

На-на-на – во дворе светит луна!

Но-но-но – на улице темно?

- Что изменилось?  Что обозначают? Читаем изменив интонацию.

  3)  Собираем слова:         (таблица на доске, составляем слова по указке)

ро

но

то

го

по

ра

на

та

га

па

ри

ни

ти

ги

пи

ры

ны

ты

гы

пы

        

 рана, горы, нити, рога  (вывешиваю слова на доску, читаем ещё раз)

- Разделите слова на группы (единственное и множественное число)

- Читаем слова, называя пару (рана – раны,…)

КоммуникативныеУУД:

Слушать, понимать речь других, задавать вопросы;

формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Регулятивные УДД:

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

принимать и сохранять учебную задачу

3.

Формулирование темы и цели урока.

  1. Игра «Угадай букву»  (дети стоят в 4 ряда, руки за спиной, последний ученик получает объёмную букву, ощупывает её, угадывает букву и пишет пальчиком впереди стоящему на ладошке. Первый выбегает и пишет букву на брюшке звуковика). Буквы г, и, п, о

  1.  одеваем звуковика у доски и в карточках (у каждого ребёнка)

- проверяем работу на доске, оцениваем

       3) На доске картинки: индюк, ослик, попугай, пингвин, гусь, гепард, кот, кит.

- подружите картинки со звуковиками.

- почему некоторые картинки не подружились с этими звуковиками? (эти слова-предметы начинаются с буквы к, а этого звуковика нет)

4)   - Сформулируйте тему урока.

- Какие цели вы поставите на этот урок? (на доске схема-опора)

(научиться слышать эти звуки, всё узнать про них. Обозначать звуки буквой, научиться писать её, узнать где живёт в ленте, читать слова с этой буквой)

- Какие средства для достижения этих целей будете использовать, что и кто вам поможет?

Регулятивные УДД:

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

сформулировать цель урока после предварительного обсуждения

КоммуникативныеУУД:

Учитывать разные мнения и обосновывать свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

ПознавательныеУУД:

Использовать знаково- символические средства в том числе модели и схемы;

понимать информацию, представленную в виде рисунков и схем;

способность и умение производить простые логические действия (анализ и сравнение)

4.

Открытие знаний.

  1. Знакомство со звуками. (работа ведётся на экране, доске, в букваре с. 52)

Отгадайте загадку:  У него четыре лапки

                             Лапки – цап-царапки

                                Пара чутких ушей –

                                 Он гроза для мышей. (Кот)    

- Произнесите слово кот. Сколько слогов в слове?  Почему?

 - Найдите схему в букваре.    слайд 3

- Сколько звуков в слове?

 - Обозначьте количество звуков кружками.

- Выделите гласный.

Отгадайте загадку: Через море – океан

                             Плывёт чудо – великан.

                            Он в воде и ест, и спит,

                             И фонтанчиком свистит.

(кит)          

- Произнесите слово кит. Сколько слогов в слове?  Почему?

 - Найдите схему в букваре.  

- Сколько звуков в слове?

 - Обозначьте количество звуков кружками.

- Выделите гласный .

- Что общего у этих слов – схем?

- Можно ли догадаться по данным схемам, где схема слова кот, а где кит?

 - Проанализируем первый звук в этих словах.

КОТ, КИТ  (согласный, потому что при его произношении  воздух встречает преграду. Это звук глухой, т. к. слышится шум. В слове кот звук твёрдый, в слове кит -  мягкий)  

 - теперь можем различить, где какая схема?  

- С какими звуками познакомились, что о них узнали?

- Одеваем звуковика с. 52

- Какую цель ставили? Достигли?

Регулятивные УДД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

преобразовывать практическую задачу в познавательную

КоммуникативныеУУД:

Формировать собственное мнение и позицию;

Умение слушать и понимать других, участвовать в диалоге

ПознавательныеУУД:

Ориентироваться в учебнике;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

строить речевые высказывания в устной форме;

Физминутка – игра 

(Слышим звук хлопаем, не слышим – топаем)

Лодка, рыбак, гора, карась, голоса, ручей, кислый, цветок, дорогой, речка.

Потянулись, улыбнулись, сели на стульчики.

Личностные УДД:

Формировать установку на здоровый образ жизни

Регулятивные УДД:

Удерживать учебную задачу

ПознавательныеУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

2)  Знакомство с буквой.

- звуки [к] [к,] на письме обозначаются буквой К. Посмотрите как ребята изобразили букву, на кого она похожа.  слайд 4

- У неё как и у всех букв 2 лица: печатное и письменное.

- Для чего нам нужна заглавная буква К? Приведите пример.

3) Работа в тетради по печатанию с. 14

- Из скольких элементов состоит? Букву к печатаем, как и все буквы сверху.

Обведите 1 раз.

Обведите столько раз букву К, сколько раз услышите звуки [к] [к,].

Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко переделать в молоко.

- Кто это? (корова)

- Сколько букв обвели? (4)

- Попробуйте сами написать букву.

- Какую цель ставили? Достигли?

  4) Работа с лентой букв.

– Где в ленте будет жить эта буква?

- Ребята, в русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук глухой, а другой звонкий. Как думаете, какой звук может являться парой для звука [к]?

Правильно, они одинаково произносятся,  только звуки [к] [к,] произносятся без голоса, а звуки [г] [г,] с голосом.

- Почему же звуковики взялись за руки? (они пара)    слайд 5

- Оденьте звуковика буквы Г (с. 52)

- Ниже какой буквы будет жить буква К?

- Какую цель ставили? Достигли?

ПознавательныеУУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Личностные УДД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Физминутка.

5.

Первичное закрепление.

1) тетрадь для печатания с.14, работа в парах.

- Составить и напечатать слоги. Читают 1-2 ученика.

- Какой слог лишний, почему? Поставьте зелёную точку под буквой к.

2) чтение слов в букваре.

1 столбик – самостоятельно, все ли слова понятны?

Кон – промежуток в игре.

Слова 1 столбика читает ученик.

- Какое слово лишнее, почему? (кони – во множественном числе)

2 столбик – самостоятельно, все ли слова понятны?

Корт – ограждённое место, площадка для игры в теннис. (строят около школы)

Кортик – тонкий кинжал, носят адмиралы и офицеры военно-морского флота.

Слова 2 столбика читает ученик

- Какое слово лишнее, почему? (корт – односложное)

- В этом столбике спряталось многозначное слово, какое? (карта)

- Что обозначает это слово?

3)  чтение предложений.

- Найдите и прочитайте предложение в букваре (с. 52), докажите, что это предложение.

КоммуникативныеУУД:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

доносить позицию до других: высказывать свою точку зрения;

объяснять смысл слов в речи

ПознавательныеУУД:

Находить нужную информацию в учебнике;

Наблюдать и делать самостоятельно простейшие выводы

Физминутка

3 столбик – самостоятельно, хором парами.

- Чем отличаются слова? (одной буквой)

- Подчеркните букву-отличие.

- А вы знаете, что замена одной буквы может привести к неожиданным ситуациям.

6.

Работа с текстом. (с. 53)

  1. Работа до чтения

- Прочитайте название.

-  Что написано в скобках?

- Что это значит?  Кто автор?

 - Прочитайте ключевые слова  слайд 6

КОТ       КИТ

сказка

загадка

ошибка

 - О чём сказка? Что могло произойти?

  2)  Знакомство с произведением.

Прослушивание аудиозаписи отрывка сказки «Кит и Кот»

-Из-за чего произошла путаница?

- Как думаете, чем закончилась?

- Как узнать?

3) Самостоятельное чтение сказки

I группа (на парте кит) – читают 2ой столбик.

II группа (на парте кот) – ищут слова кит и кот, считают, сколько раз встретились. (17 раз)

- Прочитываем окончание сказки.

ПознавательныеУУД:

Отвечать на простые вопросы учителя;

находить нужную информацию в учебнике;

делать выводы в результате совместной работы в классе;

извлекать информацию из текста

Регулятивные УДД:

Учиться высказывать своё предположение и обосновывать его

КоммуникативныеУУД:

Участвовать в диалоге на уроке

Личностные УДД:

Проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии на уроке

7.

Итог. Рефлексия.

1) - Какова тема урока?

- Какие цели ставили?

- Что узнали про букву К?

2) В тетради для печатания на с.14 написаны буквы, найдите среди них букву К.

Если вы работали хорошо, и у вас всё получилось, обведите их красным цветом.

Если вы работали хорошо, но не всё получалось – синим.

Регулятивные УДД:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и класса на уроке;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

КоммуникативныеУУД:

Формировать собственное мнение

Личностные УДД:

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Литература: 

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Букварь” М.: Баласс, 2011
  2. Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука”. Методические рекомендации для учителя / Под науч. Ред. Е.В.Бунеевой. – Изд.3-е, перераб. – М. : Баласс, 2009
  3. Пронина О.В., Лебедева Е. П., Мальцева О. Ю. “Тетрадь для печатания” – М.: Баласс, 2010
  4. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 классы/ Сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
  5. Сказка Б. Заходера «Кит и кот», www.audiodeti/ru Катюшкины сказки
  6. http://festival.1september.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....

Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....