Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_litcht4.doc | 348.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени
РАССМОТРЕНА На заседании МО учителей начальных классов Протокол № ______ от « _______» 2015 г. ______________ Пономарева Е.В. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 13 ___________________ Александрова Н.Н. | ПРИНЯТА на заседании Педагогического Совета Протокол № ___ от « _______» 2015 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ СОШ №13 № ___ от « _______» 2015 г _______________ Пуртова С.Н. |
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
4 класс
Учитель начальных классов высшей категории
Пономарева Елена Васильевна
2015/2016 учебный год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико – литературными понятиями.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально - оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако, в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
В 4-ом классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-ом классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-ом классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-ом классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип.
За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно - художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста
(приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или
совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе
В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:
1) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;
2) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:
– рассматривание книги, знакомство с писателем;
– чтение учителем фрагмента из любого текста;
– самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;
– самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;
3) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературного чтения отводится:
– всего 136 часов в учебный год (4 часа в неделю).
В том числе:
– на проведение проверочных работ – 8 ч;
– библиотечных уроков – 3 ч.
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни
через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
VI. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование).
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение.
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение.
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо.
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
4-й класс – 102 ч (3 часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров ( 7 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы ( 17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. ( 30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (48 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг.
Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.
Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый
тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей:
стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ,
ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
- овладение функциональной грамотностью; - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи | – определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях |
4-й класс | ||
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; - самостоятельно находить ключевые слова; - самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); - вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной; - формулировать основную мысль текста; - составлять простой и сложный план текста; - писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой | - аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; - иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; - понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; | - относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; - самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); - относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; - видеть языковые средства, использованные автором. |
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию;
- находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками
- выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программные документы
- Стандарт начального общего образования;
- Программа для общеобразовательных школ. Литературное чтение 1 - 4 классы.
- Методические рекомендации по программе «Школа 2100»
- Материально – техническое обеспечение
4. Учебно-методическая литература:
- Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2011.
- Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе. – Изд. 3е, перераб. – М. : Баласс, 2010.
- Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: Методическое пособие для учителя начальных классов. — М.: Баллас, 2009. — 144 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
- Соболева О.В. Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение». 3–4-й класс.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
№ п/п | Темы | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № домашнего задания | Дата | ||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | по плану | фактически | |||||
Часть 1 (59 часа) | ||||||||
Раздел 1. Любимые книги (8 часов) | ||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». Пролог | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывания. Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументированно свое отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | 1 | Устное сочинение «Мое путешествие в … век» | ||
2 | Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера») | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | 1 | Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира | ||||
3 | Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1 и 2) | 1 | Нарисовать свой город будущего | |||||
4 | Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.3) | 1 | Самостоятельное чтение 4-й части | |||||
5 | Наука как искусство (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | 1 | Творческий пересказ на тему «Урок математики» | ||||
6 | Смешные стихи о серьезных вещах (Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада») Проверка навыков техники чтения | 1 | Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок | |||||
7 | Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 по разделу «Любимые книги» | 1 | Продолжить чтение понравившихся произведений | |||||
8 | Вн.чт. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам сам.дом.чтения) | 1 | Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель» | |||||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов) | ||||||||
9 | Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…») Творчество Пушкина | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – строить рассуждения; Познавательные: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | 1 | ||||
10 | «Повесть временных лет». «Расселение славян» | 1 | ||||||
11 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | 1 | ||||||
12 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого Былины народов Сибири | 1 | ||||||
13 | Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям) | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных | 1 | |||||
14 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт | 1 | ||||||
15 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина | 1 | ||||||
16 | Обобщение по разделу. (Древнерусская литература XI-XVII вв.) Проверочная работа №2 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1) | Уметь: – выполнять творческие задания; – определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги | 1 | |||||
17 | Вн.чт. Книги о книгах Наша семейная библиотека | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | 1 | |||||
18 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова - внука», гл.1) | 1 | ||||||
19 | Традиция семейного чтения (С.Аксаков «Детские года Багрова – внука», гл.2-3) | 1 | ||||||
20 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. | 1 | ||||||
21 | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.Новикова) | 1 | ||||||
22 | Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | 1 | |||||
23 | Обобщение.Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках Писатели земли Тюменской XVIII века. Проверочная работа №3 по разделу «У истоков русской дет. литературы» | 1 | ||||||
24 | Вн.чт. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 | ||||||
25 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Игра «Литературное лото» | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности | 1 | |||||
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… (34 часов) | ||||||||
26 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська») | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; Познавательные: осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Владеть диалогической формой речи. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: – задавать вопросы. высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста. – Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; – задавать вопросы. – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | 1 | ||||
27 | Р.О. Сочинение | 1 | ||||||
28 | Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом») Проверка навыков техники чтения | 1 | ||||||
29 | Обобщение. Басни И.А.Крылова Сатира в произведениях писателей Сибири | 1 | ||||||
30 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка | 1 | ||||||
31 | А.Погорельский «Черная курица…» 1. Нелегкий путь в подземное царство (ч.2, 3) 2. Встреча с подземными жителями (ч.4, 5) 3. Главный герой сказки (ч.6) | Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку | 1 | |||||
32 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы – различать жанры художественной литературы | 1 | |||||
33 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 1. Знакомство с героями сказки (ч.1-3) 2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6) 3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9) 4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15) 5. В чем главный смысл сказки? (Финал) | 1 | ||||||
34 | Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 | ||||||
35 | Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | 1 | |||||
36 | Обобщение. Литературные сказки. | 1 | ||||||
37 | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра) | 1 | ||||||
38 | Р.О. Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И.Далю) | 1 | ||||||
39 | Как надо писать для детей? (А.Ишимова «Славяне») | 1 | ||||||
40 | Вн.чт. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века» | 1 | ||||||
41 | Обобщение. Проверочная работа №4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5) | 1 | ||||||
42 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | 1 | |||||
43 | Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука» | 1 | ||||||
44 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева | 1 | ||||||
45 | Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе | 1 | ||||||
46 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1. Картины русской природы в стихотворении 2. Дедушка Мазай – добрый охотник | 1 | ||||||
47 | Путешествие 7. Школа в ясной Поляне | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | 1 | |||||
48 | Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата») | 1 | ||||||
49 | Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья») | 1 | ||||||
50 | Практикум «Учусь читать художественную прозу» | 1 | ||||||
51 | Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город») Проверка навыков техники чтения | 1 | ||||||
52 | Р.О. Сочинение в форме путевого очерка | 1 | ||||||
53 | Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога») | 1 | ||||||
54 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество») | 1 | ||||||
55 | Р.О. Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д.Ушинский «Жалобы зайки») | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | 1 | |||||
56 | А.И.Куприн «Слон» 1. Непонятная болезнь (ч.1-3) 2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-5) 3. «Я уже совсем здорова!» (ч.6) | 1 | ||||||
57 | Обобщение по разделу 3 XIX век. Путешествие продолжается… | 12 | ||||||
58 | Проверочная работа №5 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7) | 1 | ||||||
59 | Вн.чт. Мир детсва в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» | 1 | ||||||
Часть 2 (43 часа) | ||||||||
Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (43 часа) | ||||||||
60 | Путешествие 8 (в…библиотеку). Загадка Лидии Чарской | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: – строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | 1 | ||||
61-62 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» 1. Первый день Лены в гимназии (гл.8) 2. Друзья и враги Лены Икониной (гл.10-11) 3. Образ Лены Икониной. Обобщение | 2 | ||||||
63 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | 1 | ||||||
64 | Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин») | 1 | ||||||
65 | Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон») | 1 | ||||||
66 | Обэриуты. Стихи Д.Хармса | 1 | ||||||
67 | Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского | 1 | ||||||
68 | Вн.чт. Современные чудаки | 1 | ||||||
69 | Путешествие 10. Вокруг Маршака | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | 1 | |||||
70 | Вн.чт. Современные детские журналы Творчество поэтов Тюменской области | 1 | ||||||
71 | Е.Шварц «Два брата» 1. Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4) 2. Спасение Младшего - победа живого мира (гл.5-8) 3. Мудрость сказки Е.Шварца (обобщение) | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – анализировать сказки; – составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | 1 | |||||
72 | Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему») | 1 | ||||||
73 | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка») | 1 | ||||||
74 | Удалось ли А.Н.Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот») | 1 | ||||||
75 | Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель») | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.; – выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений | 1 | |||||
76 | Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я.Маршака «Сила жизни») | 1 | ||||||
77 | С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор Проверка навыков техники чтения | 1 | ||||||
78 | Вн.чт. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах) Сказки народов Севера | 1 | ||||||
79 | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8-10) | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж; – характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение | 1 | |||||
80 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто | 1 | ||||||
81 | Ю.Олеша «три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» 1. Живая кукла наследника Тутти (ч.2) 2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4) 3. «Простые высокие истины» (обобщение) | 1 | ||||||
82 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?») | Уметь: – выделять ключевые фразы, мысли при чтении; – комментировать прочитанное | 1 | |||||
83 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р.Фраерман «Гайдар и дети») | Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. Иметь целостное представление о книге. Уметь: – относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать; – пересказывать текст с добавлением диалога; – характеризовать героев; – участвовать в обобщающей беседе по вопросам | 1 | |||||
84 | А.Гайдар «Тимур и его команда» 1. «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2) 2. Игра или серьезное дело? (ч. 3, 4) 3. Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение) | 1 | ||||||
85 | Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача») | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; | 1 | |||||
86 | Юмористический рассказ на серьезную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка») | 1 | ||||||
87 | Вн.чт. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника и Н.Носова | 1 | ||||||
88 | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | 1 | ||||||
89 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца и др. | Знать произведения классиков детской поэзии | 1 | |||||
90 | Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира | Знать:– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;– авторов и их произведения данного периода. Уметь: – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;– определять авторские особенности;– выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;– импровизировать произведения;– размышлять о творчестве поэтов;– рассказывать об авторах произведений;– создавать собственные миниатюры | 1 | |||||
91 | Стихи Э.Мошковской и Э.Успенского | 1 | ||||||
92 | Стихи Саши Черного и В.Долиной | 1 | ||||||
93 | Миниатюры Г.Цыферова Р.О. Создание собственных миниатюр | 1 | ||||||
94 | Стихи Н.Матвеевой | 1 | ||||||
95 | Вн.чт. Любимые стихи Творчество писателей земли Тюменской | 1 | ||||||
96 | Практикум «Учусь читать литературный текст» | 1 | ||||||
97 | Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11-14) | Знать произведения классиков детской поэзии. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | 1 | |||||
98 | Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» 1. Знакомство с героями (картины 1,2) 2. Поиски снежного цветка (картины 3-5) 3. Мудрая сказка для малышей (картины 6-8) | Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Уметь:– анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; – рисовать волшебный цветок; – участвовать в обобщающей беседе | 1 | |||||
99 | Путешествие 15. Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай») Проверка навыков техники чтения | Уметь:– читать выборочно, цитировать текст; – замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора | 1 | |||||
100 | Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!») Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина) | Уметь:– анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; – рисовать волшебный цветок; – участвовать в обобщающей беседе | 1 | |||||
101 | Обобщение. Берем интервью у детских писателей | 1 | ||||||
102 | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям | Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам» | 1 | |||||
ИТОГО: | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...