Конспект открытого урока по теме "Л. Толстой Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бариданова Виктория Сергеевна

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалога

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_tolstoy_l.n.lev_i_sobachka.docx50.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Толстой Л.Н. «Лев и собачка»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалога

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения

Задачи урока:

Образовательная:

        -познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;

        -продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

        -способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

        -развивать речь учащихся.

Воспитательная:

        -воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

        -способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

        -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

        -коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.        

Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

Схема содержания урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий, формирование УУД

Организационный этап

Цель: создать благоприятную атмосферу, сформировать у учащихся самооценку готовности к уроку.

1

Организационный момент.

Слайд 1 -Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Пусть этот урок несёт нам радость общения. У нас в классе гость. Это всегда

волнительно. Чтобы вы справились с волнением, предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением. Скажите себе: Я спокоен. Я уверен в себе. У меня всё получится. Я работаю. Я желаю вам успехов в изучении материала. Мысленно пожелайте удачи друг другу.

Приветствуют друг друга.

Психологический настрой. Л. 3

Постановка учебной проблемы с использованием побуждающего диалога

Цель: помочь ученикам поставить учебную проблему, а значит сформулировать тему урока, тем самым вызвать у учащихся интерес к новому материалу. Целеполагание.

2

3

Выход на  тему урока.

Постановка цели урока, задач урока.

Постановка проблемного вопроса.

Слайд 2 Ребята, какие слова вы можете объединить в группу? (капитан, мальчик, лев, собачка, обезьяна?)

-Какие слова остались? (лев, собачка). Как, по-вашему, эти слова связаны с темой сегодняшнего урока?

Слайд 3

Да, ребята, верно, это герои рассказа Л.Н. Толстого, который так и называется «Лев и собачка».

Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 4

А для чего будем знакомиться с рассказом?

А какие задачи поставим перед собой?

Совершенно верно, обсуждение  художественных произведений – главная задача уроков литературного чтения.

Слайд 5 

Составим план нашей работы, опираясь на словосочетания. Прочитайте их, какую работу мы проведём на уроке?  

 На листах на доске также пункты:

1. Мы - читатели и слушатели.

2. Мы - соратники.

3. Мы – аналитики.

4. Мы - творцы.  

Выполняя работу, смайликом будем отмечать её успешность.

Но давайте подумаем, о чём может пойти речь в произведении под названием «Лев и собачка»?

Как проверить наше предположение?

«Чтение без размышления – скучное развлечение», - гласит китайская пословица. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого! Помните, цель нашего знакомства с рассказом – понять мысли и чувства писателя.

Слайд 6

 

Герои рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

Возможно, это тоже герои его рассказа.

Знакомство с рассказом Л.Н. толстого «Лев и собачка»

Мы будем читать, чтобы понять писателя, понять его мысли, чувства.

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, рассуждать, анализировать и делать выводы

1. Мы - читатели и слушатели.

(Познакомимся с рассказом)

2. Мы - соратники. (Поработаем в парах)

3. Мы - аналитики (Будем анализировать произведение.)

4. Мы - творцы.  (выполним творческое задание)

Возможно, о дружбе животных

Прочитав рассказ.

Задание на изученный  материал. 3

Проблемная ситуация. Р 3, Л 1, 3

Определение темы урока, цели и постановка задач  

Р 1, Л 3

Целеполагание.

Р4, 2

Фронтальная работа. Л3, Ж 1        

Поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего диалога

Цель: создать условия для открытия учащихся на уроке, работа с различной информацией, сохранение интереса.

4

5

6

7

8.

9.

10.

11.

Подготовка к восприятию.

Первичное чтение.

Мы – читатели и слушатели.

Проверка первичного восприятия.

Составление плана рассказа.

Работа над анализом текста.

2. Мы – соратники.  

3. Мы – аналитики.  

Работа в группах

Герои и поступки Работа  в группах

Творческое задание

Физминутка.

Обсуждение и анализ 3--й части  

Обобщение работы по анализу содержания текста.

Итого урока

Итак, мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н. Толстой и Ваши герои».

Слайд 7 - Читаем рассказ, а вы следите по учебнику внимательно, проверим ваши предположения о содержании рассказа. Чтение рассказа учителем

- Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?

Слайд 8

Какую работу выполнили?

 А какими мы были читателями? Внимательный читатель не может не переживать вместе с автором события произведения, не может не испытывать чувства и эмоции при знакомстве с рассказом.

-Какие чувства вы испытывали, когда читали этот рассказ? Выберите из предложенных вам на слайде, добавьте, если необходимо: гнев, восторг, раздражённость, восхищение, удивление, безразличие, веселие.

-Почему чувства такие разные?

Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений. Должна сказать, что история, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, мёртвую  птичку, то плакал, и его за это звали «Лёва – рёва». Эта черта – сострадания, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нём до конца жизни. Можно ли сказать, что мы были внимательными читателями и слушателями? Почему? ( смайлик)

Слайд 9 

Обратимся к плану. Кем будем работать? Каких людей называют соратниками?

-Давайте разделим текст на части

Обсудите в парах: сколько частей можно выделить в рассказе. (1 мин)  Озаглавьте части.  Работа в парах. (4 мин)

Как озаглавили 1 часть? 2 часть? 3 часть?

Кем мы были сейчас? Для чего вы стали соратниками? Поднимите руки, кто успешно выполнил эту работу. ( смайлик)

Какую работу должны выполнить дальше по плану?

Какая работа необходима при анализе произведения? О героях и их поступках поговорим, обсуждая части рассказа по составленному вами плану.  

-Обратимся к 1 части. Как озаглавили?  

Слайд 10

Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?

-Какое чувство вызвал у вас поступок этого человека?

По вашему мнению, что могла чувствовать собачка, и мог ощущать лев?

Для того, чтобы дать характеристику героям и оценить их поступки, обсудите в группах вопросы и задания, предложенные на листочке.

 Задания для групп 1,3,5:

  1. Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (1 часть рассказа).
  2. Какие действия совершает собачка – найдите и запишите глаголы, которые передают эти действия. 
  3. Что вы можете сказать о собачке? Какая она? Запишите прилагательные, с помощью которых её можно описать.

Задания для групп 2,4,6

  1. Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. ( 1 часть рассказа)
  2. Каким мы видим льва в этой ситуации?  Какие действия совершает лев? Запишите глаголы.
  3. Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных?

Итак, все группы перечитали эпизод встречи собачки и льва. Группы 1,3,5 отметили глаголы, обозначающие действия собачки в этот момент. Какие глаголы выписали?  

Группы 2,4, 6 отметили действия льва. Какие глаголы выписали вы?

Группы 1,3, 5. Что вы можете сказать о собачке? Какие прилагательные вы выписали?

Группы 2,4,6, что скажете о душевном состоянии льва?

Слайд 11 

Предлагаю поработать в творческих парах.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление в парах.

Мне понравилась ли вам творческая работа пары. Кому тоже понравилась?  (смайлик)

Слайд 12

Какое заглавие дали второй части?

Что отметили в этой части, на что обратили внимание?

-Чему учит нас этот момент?

-Какие новые персонажи появляются в рассказе?

-Как автор относится к ним?

Слайд 13

Закончим работу аналитиков и обсудим 3 часть рассказа

Какой заголовок дали заключительной части?

-Как же повёл себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

-Почему он стал себя так вести?

Что значит быть преданным?

-Какие действия предпринимает хозяин?

-Чему учит нас этот момент?

Как мы справились с анализом содержания рассказа?

( смайлик)

Слайд 14

Мы знаем, что мудрость народа отражена в пословицах. Помним, что цель знакомства с рассказом – извлечь урок, который преподносит его автор.  

Соотнесите, как урок Л.Н. толстого связан с пословицами.

Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу. (Жить вместе – и умереть вместе. Все за одного, а один за всех. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Волка ноги кормят. Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа)

Слайд 15: проверка

Читают рассказ.

Были читателями и слушателями.

Разные чувства: гнев, печаль, радость, восхищение, удивление, разочарование.

-Самые разные моменты в рассказе.

Можно, мы смогли понять чувства писателя.

Соратниками

Работают в парах. Обсуждают. Проверка: свой план предлагает пара, остальные высказывают своё согласие.

Памятка:

  1. Прочитайте рассказ друг другу по частям.
  2. Озаглавьте каждую часть.

План во время проверки  появляется на слайде.

1. Встреча льва и собачки.

2. Дружба животных.

3. Смерть друзей.

Соратниками. Мы стали соратниками, чтобы составить план.

Мы – аналитики

Дать характеристику героям, их поступкам.

1. Встреча льва и собачки.

-Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных

-Гнев, злость, жалость

-Сначала собачка испугалась, приготовилась защищаться, а «лев подошёл и понюхал её» - это дружелюбный жест. Собачка поняла добрые намерения льва и доверилась ему. Знакомство состоялось. Лев принял собачку.

Работа в группах: 6 групп.

Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, стала на задние лапки

Добрая, ласковая, предлагает дружбу

Понюхал её, тронул лапой, перевернул, смотрел, поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке.

Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва

Работа в парах.

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

Дружба животных.

-Я отметил, что животные подружились, теперь живут вместе, что лев мог делиться своей едой, а собачка играла с ним.

-Надо любить окружающих, дружить со всеми.

-Хозяин и барин.

-С отвращением, осуждением. Люди чувствуют себя хозяевами над животными. Они безразличны.

Смерть друзей.

Читают отрывок.

-Он взбунтовался, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может.

преданный - проникнутый любовью и верностью к кому-нибудь, чему-нибудь

-Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.

-Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.

успешно

Работа в парах . Проверка: пословицы на слайде

Жить вместе – и умереть вместе.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Связь с жизнью.

Л1, Д-н 1

П 1, К1, К3

Опора на имеющиеся знания.

Фронтальная работа.

1, 2, 4, 1

Деление текста на части и озаглавливание. П2, 4, Р4

Парная работа.

П1, К1, К3, К4, Д-н.2

Фронтальная работа.

Л1, Л2, Л4, П14, Р3, Д.- н. 1

П.2, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1 

Л1, Л2

П2, К 3, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1

П2 4

П2, Р3, Л1, Л2

Отдых. Д.-н.4

Выборочное чтение.

П3, П4, К2, Л1, Л2

Л4, Д-н.1

П2, К3, Л1, Л2, Л4, Д.-н. 1

Рефлексия Цель: проанализировать полученную информацию, выразить своё личное отношение к изучаемому материалу

12

13

Рефлексия.

Домашнее задание.

Слайд 16Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)

Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали». К чему же обращается писатель?

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. 

Слайд 17 За что мы можем сказать спасибо писателю Л.Н. толстому? 

 Наш урок подходит к концу

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Поделитесь своими чувствами

Раскрасьте сердечко  красным цветом, если вам рассказ запал в душу, при его прочтении даже хотелось заплакать. Раскрасьте зелёным цветом, если рассказ вызвал сочувствие. Раскрасьте жёлтым цветом, если знакомство с рассказом оставило вас равнодушным.

Я рада, что рассказ никого не оставил равнодушным.

Слайд 15

Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

-По выбору: 1)пересказать историю 2)нарисовать иллюстрацию к ней 3) придумать другой конец.

Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…

К нашим чувствам.

П2, Л1 2, Л4, Д.-н.1

Дифференцированное задание стимулирует и побуждает учащихся выбирать самое интересное и значимое для них.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по плану.

Личностные результаты:

1. Развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формировать умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект открытого урока Л.Н.Толстой "Приключения Буратино"

Во время анализа произведения дети учатся определять характер героев через исследования их поступков и действий, развивать логическое мышление на основе логического анализа. Произведение помогает восп...

Конспект открытого урока по ручному труду «Домик для собачки»

Девиз : «Мир спасет доброта»Тема: Аппликация «Домик для собачки».Цель:   познакомить с искусственным материалом – вискоза, развивать художественное во...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе Л.Толстой "Лев и собачка"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка". УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока Л.Н.Толстой "Два брата" 2 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....

Конспект урока Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»совершенствования навыков чтенияформирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, дават...