Конспект открытого урока по теме "Л. Толстой Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Класс: 3
Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалога
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_tolstoy_l.n.lev_i_sobachka.docx | 50.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Толстой Л.Н. «Лев и собачка»
Класс: 3
Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалога
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения
Задачи урока:
Образовательная:
-познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;
-продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.
Развивающая:
-способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;
-развивать речь учащихся.
Воспитательная:
-воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;
-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные:
-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;
-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Схема содержания урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий, формирование УУД |
Организационный этап Цель: создать благоприятную атмосферу, сформировать у учащихся самооценку готовности к уроку. | ||||
1 | Организационный момент. | Слайд 1 -Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Пусть этот урок несёт нам радость общения. У нас в классе гость. Это всегда волнительно. Чтобы вы справились с волнением, предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением. Скажите себе: Я спокоен. Я уверен в себе. У меня всё получится. Я работаю. Я желаю вам успехов в изучении материала. Мысленно пожелайте удачи друг другу. | Приветствуют друг друга. | Психологический настрой. Л. 3 |
Постановка учебной проблемы с использованием побуждающего диалога Цель: помочь ученикам поставить учебную проблему, а значит сформулировать тему урока, тем самым вызвать у учащихся интерес к новому материалу. Целеполагание. | ||||
2 3 | Выход на тему урока. Постановка цели урока, задач урока. Постановка проблемного вопроса. | Слайд 2 Ребята, какие слова вы можете объединить в группу? (капитан, мальчик, лев, собачка, обезьяна?) -Какие слова остались? (лев, собачка). Как, по-вашему, эти слова связаны с темой сегодняшнего урока? Слайд 3 Да, ребята, верно, это герои рассказа Л.Н. Толстого, который так и называется «Лев и собачка». Определите тему сегодняшнего урока. Слайд 4 А для чего будем знакомиться с рассказом? А какие задачи поставим перед собой? Совершенно верно, обсуждение художественных произведений – главная задача уроков литературного чтения. Слайд 5 Составим план нашей работы, опираясь на словосочетания. Прочитайте их, какую работу мы проведём на уроке? На листах на доске также пункты: 1. Мы - читатели и слушатели. 2. Мы - соратники. 3. Мы – аналитики. 4. Мы - творцы. Выполняя работу, смайликом будем отмечать её успешность. Но давайте подумаем, о чём может пойти речь в произведении под названием «Лев и собачка»? Как проверить наше предположение? «Чтение без размышления – скучное развлечение», - гласит китайская пословица. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого! Помните, цель нашего знакомства с рассказом – понять мысли и чувства писателя. Слайд 6
| Герои рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» Возможно, это тоже герои его рассказа. Знакомство с рассказом Л.Н. толстого «Лев и собачка» Мы будем читать, чтобы понять писателя, понять его мысли, чувства. Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, рассуждать, анализировать и делать выводы 1. Мы - читатели и слушатели. (Познакомимся с рассказом) 2. Мы - соратники. (Поработаем в парах) 3. Мы - аналитики (Будем анализировать произведение.) 4. Мы - творцы. (выполним творческое задание) Возможно, о дружбе животных Прочитав рассказ. | Задание на изученный материал. 3 Проблемная ситуация. Р 3, Л 1, 3 Определение темы урока, цели и постановка задач Р 1, Л 3 Целеполагание. Р4, 2 Фронтальная работа. Л3, Ж 1 |
Поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего диалога Цель: создать условия для открытия учащихся на уроке, работа с различной информацией, сохранение интереса. | ||||
4 5 6 7 8. 9. 10. 11. | Подготовка к восприятию. Первичное чтение. Мы – читатели и слушатели. Проверка первичного восприятия. Составление плана рассказа. Работа над анализом текста. 2. Мы – соратники. 3. Мы – аналитики. Работа в группах Герои и поступки Работа в группах Творческое задание Физминутка. Обсуждение и анализ 3--й части Обобщение работы по анализу содержания текста. Итого урока | Итак, мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н. Толстой и Ваши герои». Слайд 7 - Читаем рассказ, а вы следите по учебнику внимательно, проверим ваши предположения о содержании рассказа. Чтение рассказа учителем - Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста? Слайд 8 Какую работу выполнили? А какими мы были читателями? Внимательный читатель не может не переживать вместе с автором события произведения, не может не испытывать чувства и эмоции при знакомстве с рассказом. -Какие чувства вы испытывали, когда читали этот рассказ? Выберите из предложенных вам на слайде, добавьте, если необходимо: гнев, восторг, раздражённость, восхищение, удивление, безразличие, веселие. -Почему чувства такие разные? Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений. Должна сказать, что история, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, мёртвую птичку, то плакал, и его за это звали «Лёва – рёва». Эта черта – сострадания, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нём до конца жизни. Можно ли сказать, что мы были внимательными читателями и слушателями? Почему? ( смайлик) Слайд 9 Обратимся к плану. Кем будем работать? Каких людей называют соратниками? -Давайте разделим текст на части Обсудите в парах: сколько частей можно выделить в рассказе. (1 мин) Озаглавьте части. Работа в парах. (4 мин) Как озаглавили 1 часть? 2 часть? 3 часть? Кем мы были сейчас? Для чего вы стали соратниками? Поднимите руки, кто успешно выполнил эту работу. ( смайлик) Какую работу должны выполнить дальше по плану? Какая работа необходима при анализе произведения? О героях и их поступках поговорим, обсуждая части рассказа по составленному вами плану. -Обратимся к 1 части. Как озаглавили? Слайд 10 Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? -Какое чувство вызвал у вас поступок этого человека? По вашему мнению, что могла чувствовать собачка, и мог ощущать лев? Для того, чтобы дать характеристику героям и оценить их поступки, обсудите в группах вопросы и задания, предложенные на листочке. Задания для групп 1,3,5:
Задания для групп 2,4,6
Итак, все группы перечитали эпизод встречи собачки и льва. Группы 1,3,5 отметили глаголы, обозначающие действия собачки в этот момент. Какие глаголы выписали? Группы 2,4, 6 отметили действия льва. Какие глаголы выписали вы? Группы 1,3, 5. Что вы можете сказать о собачке? Какие прилагательные вы выписали? Группы 2,4,6, что скажете о душевном состоянии льва? Слайд 11 Предлагаю поработать в творческих парах. Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление в парах. Мне понравилась ли вам творческая работа пары. Кому тоже понравилась? (смайлик) Слайд 12 Какое заглавие дали второй части? Что отметили в этой части, на что обратили внимание? -Чему учит нас этот момент? -Какие новые персонажи появляются в рассказе? -Как автор относится к ним? Слайд 13 Закончим работу аналитиков и обсудим 3 часть рассказа Какой заголовок дали заключительной части? -Как же повёл себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте. -Почему он стал себя так вести? Что значит быть преданным? -Какие действия предпринимает хозяин? -Чему учит нас этот момент? Как мы справились с анализом содержания рассказа? ( смайлик) Слайд 14 Мы знаем, что мудрость народа отражена в пословицах. Помним, что цель знакомства с рассказом – извлечь урок, который преподносит его автор. Соотнесите, как урок Л.Н. толстого связан с пословицами. Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу. (Жить вместе – и умереть вместе. Все за одного, а один за всех. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Волка ноги кормят. Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа) Слайд 15: проверка | Читают рассказ. Были читателями и слушателями. Разные чувства: гнев, печаль, радость, восхищение, удивление, разочарование. -Самые разные моменты в рассказе. Можно, мы смогли понять чувства писателя. Соратниками Работают в парах. Обсуждают. Проверка: свой план предлагает пара, остальные высказывают своё согласие. Памятка:
План во время проверки появляется на слайде. 1. Встреча льва и собачки. 2. Дружба животных. 3. Смерть друзей. Соратниками. Мы стали соратниками, чтобы составить план. Мы – аналитики Дать характеристику героям, их поступкам. 1. Встреча льва и собачки. -Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных -Гнев, злость, жалость -Сначала собачка испугалась, приготовилась защищаться, а «лев подошёл и понюхал её» - это дружелюбный жест. Собачка поняла добрые намерения льва и доверилась ему. Знакомство состоялось. Лев принял собачку. Работа в группах: 6 групп. Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, стала на задние лапки Добрая, ласковая, предлагает дружбу Понюхал её, тронул лапой, перевернул, смотрел, поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке. Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва Работа в парах. Диалог: Собака: Не тронь меня, я добрая! Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да? Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая. Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый. Собачка: Давай тогда дружить! Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду. Дружба животных. -Я отметил, что животные подружились, теперь живут вместе, что лев мог делиться своей едой, а собачка играла с ним. -Надо любить окружающих, дружить со всеми. -Хозяин и барин. -С отвращением, осуждением. Люди чувствуют себя хозяевами над животными. Они безразличны. Смерть друзей. Читают отрывок. -Он взбунтовался, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может. преданный - проникнутый любовью и верностью к кому-нибудь, чему-нибудь -Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину. -Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными. успешно Работа в парах . Проверка: пословицы на слайде Жить вместе – и умереть вместе. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. | Связь с жизнью. Л1, Д-н 1 П 1, К1, К3 Опора на имеющиеся знания. Фронтальная работа. 1, 2, 4, 1 Деление текста на части и озаглавливание. П2, 4, Р4 Парная работа. П1, К1, К3, К4, Д-н.2 Фронтальная работа. Л1, Л2, Л4, П1,П4, Р3, Д.- н. 1 П.2, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1 Л1, Л2 П2, К 3, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1 П2,П 4 П2, Р3, Л1, Л2 Отдых. Д.-н.4 Выборочное чтение. П3, П4, К2, Л1, Л2 Л4, Д-н.1 П2, К3, Л1, Л2, Л4, Д.-н. 1 |
Рефлексия Цель: проанализировать полученную информацию, выразить своё личное отношение к изучаемому материалу | ||||
12 13 | Рефлексия. Домашнее задание. | Слайд 16Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей) Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали». К чему же обращается писатель? Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Слайд 17 За что мы можем сказать спасибо писателю Л.Н. толстому? Наш урок подходит к концу Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Поделитесь своими чувствами Раскрасьте сердечко красным цветом, если вам рассказ запал в душу, при его прочтении даже хотелось заплакать. Раскрасьте зелёным цветом, если рассказ вызвал сочувствие. Раскрасьте жёлтым цветом, если знакомство с рассказом оставило вас равнодушным. Я рада, что рассказ никого не оставил равнодушным. Слайд 15 Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! -По выбору: 1)пересказать историю 2)нарисовать иллюстрацию к ней 3) придумать другой конец. | Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей… К нашим чувствам. | П2, Л1,Л 2, Л4, Д.-н.1 Дифференцированное задание стимулирует и побуждает учащихся выбирать самое интересное и значимое для них. |
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Развивать умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
4. Учиться работать по плану.
Личностные результаты:
1. Развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Формировать умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект открытого урока Л.Н.Толстой "Приключения Буратино"
Во время анализа произведения дети учатся определять характер героев через исследования их поступков и действий, развивать логическое мышление на основе логического анализа. Произведение помогает восп...
Конспект открытого урока по ручному труду «Домик для собачки»
Девиз : «Мир спасет доброта»Тема: Аппликация «Домик для собачки».Цель: познакомить с искусственным материалом – вискоза, развивать художественное во...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе Л.Толстой "Лев и собачка"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка". УМК "Школа России"...
Конспект открытого урока Л.Н.Толстой "Два брата" 2 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...
Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....
Конспект урока Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»совершенствования навыков чтенияформирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, дават...