Проект урока литературного чтения во 2 классе школы II вида по теме "Н.И. Сладков "Воробьиный термометр"".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения разработан по учебнику "Чтение и развитие речи" для 2 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений II вида О.А. Красильниковой. Целью урока является формирование навыков осмысленного чтения эпического произведения с элементами описания. В проекте используются самые разнообразные методические приёмы организации словарной работы, анализа произведения. Проект сопровождается авторской презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.03 КБ
Файл konspekt_uroka.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

Тема: Н. Сладков «Воробьиный термометр».

Цель: Формировать навыки осмысленного чтения эпического произведения с элементами описания.

Задачи:   

- Познакомить с новым произведением по теме «Зимушка-зима», с    

  рассказом  Н.И. Сладкова «Воробьиный  термометр».
- Создать условия для формирования навыков  плавного, сознательного, выразительного чтения.

 - Обеспечить возможность обогащения и активизации аспектного словаря, расширения знаний учащихся о жизни воробьев зимой.

 - Формировать умение работать с текстом,   умение разными способами определять лексическое значение незнакомых слов, строить высказывания-рассуждения.

- Развивать концентрацию, распределение т переключение внимания, словесную память.  Развивать умение вести диалог «Вопрос – ответ: -Да-нет…!»
- Воспитывать наблюдательность, внимательное заботливое отношение ко всему живому.

Оборудование: учебники, таблички, мультимедийная аппаратура и презентация.

Словарь:  термометр, температура, трескучий, гладенькие, взъерошенные, внешний вид.

Ход урока:

I. Оргмомент:

     1. Проверка аппаратуры. (за экраном)

- Наденьте наушники.

- Как слышите?

- Кто услышит своё имя, поднимите руку.

     2. Речевой момент.  (за экраном)

- Какой сейчас урок?

- Какое время года сейчас?

- Какая погода на улице?

- Какие приметы зимы вы знаете?

Слайд 1.   «Приметы зимы»

- Послушайте, назовите приметы зимы.

(Называю приметы, которые обозначены на слайде, дети распознают их и повторяют. Часть фраз даю на зрительной основе артикуляционно, без голоса для развития навыков чтения с губ.)

      3. Фонетическая зарядка.         (К) (Т)

А. Чтение слогов.

- Будем читать слоги:  

ТО-АТО-АТКО-АТКЛО-АТКЛНО –АТКЛНВО-АТКЛНВКО-АТКЛНВКТО

Б. Коррекционное упражнение « Корректурная проба».

( Просмотреть тексты, подчеркнуть в них буквы, обозначающие дежурные звуки.)

В. Чтение слов.

ТЕМПЕРАТУРА    ТЕРМОМЕТР  ТРЕСКУЧИЙ    ТЕПЛОТА

- Слова трудные для чтения, научимся их читать.

(ТЕМ-ПЕ-РА-ТУ-РА          ТЕМПЕ-РАТУ-РА         ТЕМПЕРАТУРА

ТЕР-МО-МЕТР                   ТЕРМО-МЕТР             ТЕРМОМЕТР

ТРЕ-СКУ-ЧИЙ                      ТРЕСКУ-ЧИЙ              ТРЕСКУЧИЙ

Словарная работа

- Что такое «Температура»? Где мы отмечаем температуру воздуха?

- Со знаком «+» обозначается тепло или мороз?  А со знаком «-» ?

- Как думаете, при какой температуре холоднее всего: + 30, 0, или -20 градусов? Почему?

- Знаете ли вы, что такое «термометр»?

Слайд 2.    «Термометры»

-Зачем нужен термометр?

- Подумайте, каким словом можно заменить это слово?  (градусник)

(Демонстрация натурального предмета – термометра)

 - «Трескучий», это слово употребляют со словом «мороз». Как думаете, трескучий мороз – это сильный или слабый мороз?

(по интонации дети догадываются)

  1. Проверка Д\З
  1. Беседа.

- На какую тему мы начали читать произведения?

- Как  ласково называют зиму?

- Что мы читали на прошлом уроке?

- Руслан, спроси ребят, это – рассказ?

(диалог:      - Это рассказ?

                      - Да (нет), это …  .)

- Кто автор стихотворения?

- Будем читать выразительно отрывки из стихотворения к картинкам.

(дети рассматривают картины природы на слайдах, подбирают и читают четверостишья к ним)

Слайд 3.    «Падает снег»

Слайд 4.    «Замёрзла река»

Слайд 5.    «Дома в снегу»

Слайд 6.    «Лес в снегу»

  1. Н.М.    Работа с новым произведением.

  1. Определение темы урока. Целевая установка.

Коррекционно-развивающее упражнение «Шифровка»

                                    (ВОРОБЕЙ)

- Как думаете, зачем я предложила вам именно это слово?

           ( - Я думаю, будем …..

             - Может быть, будем …        читать о воробье.

            - Наверное, будем …    )

- Что мы знаем о воробье?

(- зимующая птица, всегда живёт тут, не улетает в тёплые края, трудно зимой, холодно….  )

- Как ласково называют воробья?

-Послушайте (за экраном), повторите.

( воробей     воробьи     воробышек   воробьишки)

- Хотите послушать, как чирикает воробей?

Слайд 7   аудиозапись «Пение воробья»

- Сегодня мы будем читать новое произведение по теме «Зимушка-зима».

- Откройте книгу на странице 71. Прочитайте название.

- Посмотрите на картинки. Как думаете, о ком будем читать?

- Почему  так думаете?

(словообразовательный анализ слова  «Воробьиный»)

- Максим, спроси ребят, это -  стихотворение?

       (Диалог:        - Это  стихотворение?

                               - Да (нет), это …..      .)

- Посмотрите, кто автор рассказа?

Слайд 8. «Тема урока»

- Итак, тема урока:    Н.И. Сладков. «Воробьиный термометр»

- Прочитайте полное имя автора.

  1. Работа с текстом произведения.

А. Словарная работа.

- Сегодня в рассказе нам встретятся новые  и важные по смыслу слова.

                       ГЛАДЕНЬКИЕ                   ВЗЪЕРОШЕННЫЕ

- Давайте, научимся их читать.

                  Гла-день-кие                      гладень-кие

                   Взъе-ро-шен-ные             взъеро-шенные

Слайд 9.    «Волосы»

- Посмотрите на слайд. Что можно назвать этими словами?     (волосы)

- Этими словами можно описать внешний вид птиц, животных.

Слайд 10.    «Гладенькие воробьи»

Слайд 11     «Взъерошенные воробьи»

- Какие тут воробьи?

- А вот почему они такие, мы узнаем сегодня из рассказа.

Физминутка, гимнастика для глаз

( встать, быстро поморгать глазами, сделать вращения глазами по кругу, квадрату, треугольнику. Потереть ладони до ощущения тепла, приложить ладони к закрытым глазам, под ладонями сделать прежние движения глазами)

  1. Чтение рассказа вместе с учителем.

- Послушайте и скажите, кто герои рассказа?

- Какие слова вы услышали?

- Что поняли?

  1. Самостоятельное чтение детьми в полголоса.

- Прочитайте рассказ в полголоса.

- Подчеркните слова, с которыми сегодня уже познакомились.

- Прочитайте эти слова вслух.

  1. Анализ текста.

- Что делают воробьи? Найдите, прочитайте.

- Найдите слова, которыми автор описывает внешний вид воробьёв.

- Одинаковый ли внешний вид у воробьёв, когда тепло и когда холодно?

Слайд 12.     Видеоролик «На  улице тепло».

- Как вы думаете, на улице тепло или холодно?  

-  Почему?

- Как об этом сказано в рассказе?  Прочитайте.

Слайд 13.  Видеоролик  «На улице мороз».

-А сейчас на улице тепло?

- Почему так думаете?

- Как автор об этом написал? Прочитайте.

- Почему автор говорит: «Береги уши и нос»?

  1. Творческое задание.

- На уроке труда вы лепили воробья. Какие они у вас: гладенькие или взъерошенные?

- Какую погоду они показывают: тепло или мороз?

- Возьмите лопаточки и сделайте воробьёв взъерошенными.

- Какую теперь погоду они показывают?

  1. Работа с книгой.

- Найдите вопросы и задания после текста.

- Задание № 5. Дополните предложения:

           ( Если воробьи (Какие?)…  , то …     .

             Если воробьи (Какие?) …  , то …     .)

  1. Задание на развитие мышления.

- Прочитайте последнее предложение.

( - И хоть бы когда подвели меня воробьишки.)

- Как думаете, какими словами можно его заменить?

  Слайд 14.      

               - Всегда правильно показывали погоду.

              - Никогда не прилетали.

              - Никогда не ошибались.

     IY.   Итоги урока.

1. Рефлексия.

- Что нового мы узнали из рассказа?

- Почему рассказ называется «Воробьиный термометр»?

- Что особенно запомнилось и удивило вас в рассказе?

2. Коррекционно-развивающая игра «Группировка»

        ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ПТИЦ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПОГОДУ.

- Давайте поиграем, разделим слова на две группы.

Если на улице слабый                              Если на улице трескучий мороз,

морозец, то воробьи…                             то воробьи ….

 (шустрые, грустные, подвижные, поджарые, взъерошенные, как шарики, гладенькие, весёлые,…)

  1. Воспитательный момент

Слайд 15.    « Наша забота о птицах»

- Мы с вами много наблюдали за птицами. Трудно им живётся зимой.

- Как мы помогаем птицам?

(- Сделали кормушки, кормим птиц…)

 - Мы МОЛОДЦЫ? 

- Да, мы – молодцы!

  1. Д\З  Читать рассказ, сделать зарисовки к нему, кратко пересказать.
  2. Оценки деятельности учеников на уроке.


Предварительный просмотр:

Чтение

Тема: Н. Сладков «Воробьиный термометр».

Цель: Формировать навыки осмысленного чтения эпического произведения с элементами описания.

Задачи:   

- Познакомить с новым произведением по теме «Зимушка-зима», с    

  рассказом  Н.И. Сладкова «Воробьиный  термометр».
- Создать условия для формирования навыков  плавного, сознательного, выразительного чтения.

 - Обеспечить возможность обогащения и активизации аспектного словаря, расширения знаний учащихся о жизни воробьев зимой.

 - Формировать умение работать с текстом,   умение разными способами определять лексическое значение незнакомых слов, строить высказывания-рассуждения.

- Развивать концентрацию, распределение т переключение внимания, словесную память.  Развивать умение вести диалог «Вопрос – ответ: -Да-нет…!»
- Воспитывать наблюдательность, внимательное заботливое отношение ко всему живому.

Оборудование: учебники, таблички, мультимедийная аппаратура и презентация.

Словарь:  термометр, температура, трескучий, гладенькие, взъерошенные, внешний вид.

Ход урока:

I. Оргмомент:

     1. Проверка аппаратуры. (за экраном)

- Наденьте наушники.

- Как слышите?

- Кто услышит своё имя, поднимите руку.

     2. Речевой момент.  (за экраном)

- Какой сейчас урок?

- Какое время года сейчас?

- Какая погода на улице?

- Какие приметы зимы вы знаете?

Слайд 1.   «Приметы зимы»

- Послушайте, назовите приметы зимы.

(Называю приметы, которые обозначены на слайде, дети распознают их и повторяют. Часть фраз даю на зрительной основе артикуляционно, без голоса для развития навыков чтения с губ.)

      3. Фонетическая зарядка.         (К) (Т)

А. Чтение слогов.

- Будем читать слоги:  

ТО-АТО-АТКО-АТКЛО-АТКЛНО –АТКЛНВО-АТКЛНВКО-АТКЛНВКТО

Б. Коррекционное упражнение « Корректурная проба».

( Просмотреть тексты, подчеркнуть в них буквы, обозначающие дежурные звуки.)

В. Чтение слов.

ТЕМПЕРАТУРА    ТЕРМОМЕТР  ТРЕСКУЧИЙ    ТЕПЛОТА

- Слова трудные для чтения, научимся их читать.

(ТЕМ-ПЕ-РА-ТУ-РА          ТЕМПЕ-РАТУ-РА         ТЕМПЕРАТУРА

ТЕР-МО-МЕТР                   ТЕРМО-МЕТР             ТЕРМОМЕТР

ТРЕ-СКУ-ЧИЙ                      ТРЕСКУ-ЧИЙ              ТРЕСКУЧИЙ

Словарная работа

- Что такое «Температура»? Где мы отмечаем температуру воздуха?

- Со знаком «+» обозначается тепло или мороз?  А со знаком «-» ?

- Как думаете, при какой температуре холоднее всего: + 30, 0, или -20 градусов? Почему?

- Знаете ли вы, что такое «термометр»?

Слайд 2.    «Термометры»

-Зачем нужен термометр?

- Подумайте, каким словом можно заменить это слово?  (градусник)

(Демонстрация натурального предмета – термометра)

 - «Трескучий», это слово употребляют со словом «мороз». Как думаете, трескучий мороз – это сильный или слабый мороз?

(по интонации дети догадываются)

  1. Проверка Д\З
  1. Беседа.

- На какую тему мы начали читать произведения?

- Как  ласково называют зиму?

- Что мы читали на прошлом уроке?

- Руслан, спроси ребят, это – рассказ?

(диалог:      - Это рассказ?

                      - Да (нет), это …  .)

- Кто автор стихотворения?

- Будем читать выразительно отрывки из стихотворения к картинкам.

(дети рассматривают картины природы на слайдах, подбирают и читают четверостишья к ним)

Слайд 3.    «Падает снег»

Слайд 4.    «Замёрзла река»

Слайд 5.    «Дома в снегу»

Слайд 6.    «Лес в снегу»

  1. Н.М.    Работа с новым произведением.

  1. Определение темы урока. Целевая установка.

Коррекционно-развивающее упражнение «Шифровка»

                                    (ВОРОБЕЙ)

- Как думаете, зачем я предложила вам именно это слово?

           ( - Я думаю, будем …..

             - Может быть, будем …        читать о воробье.

            - Наверное, будем …    )

- Что мы знаем о воробье?

(- зимующая птица, всегда живёт тут, не улетает в тёплые края, трудно зимой, холодно….  )

- Как ласково называют воробья?

-Послушайте (за экраном), повторите.

( воробей     воробьи     воробышек   воробьишки)

- Хотите послушать, как чирикает воробей?

Слайд 7   аудиозапись «Пение воробья»

- Сегодня мы будем читать новое произведение по теме «Зимушка-зима».

- Откройте книгу на странице 71. Прочитайте название.

- Посмотрите на картинки. Как думаете, о ком будем читать?

- Почему  так думаете?

(словообразовательный анализ слова  «Воробьиный»)

- Максим, спроси ребят, это -  стихотворение?

       (Диалог:        - Это  стихотворение?

                               - Да (нет), это …..      .)

- Посмотрите, кто автор рассказа?

Слайд 8. «Тема урока»

- Итак, тема урока:    Н.И. Сладков. «Воробьиный термометр»

- Прочитайте полное имя автора.

  1. Работа с текстом произведения.

А. Словарная работа.

- Сегодня в рассказе нам встретятся новые  и важные по смыслу слова.

                       ГЛАДЕНЬКИЕ                   ВЗЪЕРОШЕННЫЕ

- Давайте, научимся их читать.

                  Гла-день-кие                      гладень-кие

                   Взъе-ро-шен-ные             взъеро-шенные

Слайд 9.    «Волосы»

- Посмотрите на слайд. Что можно назвать этими словами?     (волосы)

- Этими словами можно описать внешний вид птиц, животных.

Слайд 10.    «Гладенькие воробьи»

Слайд 11     «Взъерошенные воробьи»

- Какие тут воробьи?

- А вот почему они такие, мы узнаем сегодня из рассказа.

Физминутка, гимнастика для глаз

( встать, быстро поморгать глазами, сделать вращения глазами по кругу, квадрату, треугольнику. Потереть ладони до ощущения тепла, приложить ладони к закрытым глазам, под ладонями сделать прежние движения глазами)

  1. Чтение рассказа вместе с учителем.

- Послушайте и скажите, кто герои рассказа?

- Какие слова вы услышали?

- Что поняли?

  1. Самостоятельное чтение детьми в полголоса.

- Прочитайте рассказ в полголоса.

- Подчеркните слова, с которыми сегодня уже познакомились.

- Прочитайте эти слова вслух.

  1. Анализ текста.

- Что делают воробьи? Найдите, прочитайте.

- Найдите слова, которыми автор описывает внешний вид воробьёв.

- Одинаковый ли внешний вид у воробьёв, когда тепло и когда холодно?

Слайд 12.     Видеоролик «На  улице тепло».

- Как вы думаете, на улице тепло или холодно?  

-  Почему?

- Как об этом сказано в рассказе?  Прочитайте.

Слайд 13.  Видеоролик  «На улице мороз».

-А сейчас на улице тепло?

- Почему так думаете?

- Как автор об этом написал? Прочитайте.

- Почему автор говорит: «Береги уши и нос»?

  1. Творческое задание.

- На уроке труда вы лепили воробья. Какие они у вас: гладенькие или взъерошенные?

- Какую погоду они показывают: тепло или мороз?

- Возьмите лопаточки и сделайте воробьёв взъерошенными.

- Какую теперь погоду они показывают?

  1. Работа с книгой.

- Найдите вопросы и задания после текста.

- Задание № 5. Дополните предложения:

           ( Если воробьи (Какие?)…  , то …     .

             Если воробьи (Какие?) …  , то …     .)

  1. Задание на развитие мышления.

- Прочитайте последнее предложение.

( - И хоть бы когда подвели меня воробьишки.)

- Как думаете, какими словами можно его заменить?

  Слайд 14.      

               - Всегда правильно показывали погоду.

              - Никогда не прилетали.

              - Никогда не ошибались.

     IY.   Итоги урока.

1. Рефлексия.

- Что нового мы узнали из рассказа?

- Почему рассказ называется «Воробьиный термометр»?

- Что особенно запомнилось и удивило вас в рассказе?

2. Коррекционно-развивающая игра «Группировка»

        ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ПТИЦ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПОГОДУ.

- Давайте поиграем, разделим слова на две группы.

Если на улице слабый                              Если на улице трескучий мороз,

морозец, то воробьи…                             то воробьи ….

 (шустрые, грустные, подвижные, поджарые, взъерошенные, как шарики, гладенькие, весёлые,…)

  1. Воспитательный момент

Слайд 15.    « Наша забота о птицах»

- Мы с вами много наблюдали за птицами. Трудно им живётся зимой.

- Как мы помогаем птицам?

(- Сделали кормушки, кормим птиц…)

 - Мы МОЛОДЦЫ? 

- Да, мы – молодцы!

  1. Д\З  Читать рассказ, сделать зарисовки к нему, кратко пересказать.
  2. Оценки деятельности учеников на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения 2 класс

Составлен в соответствии с ФГОС...

Проект урока литературного чтения 1 класс

Проект урока литературного чтения УМК Гармония по теме: "Сказка В.Орлова "Абрикос в лесу". 1 класс...

Проект урока Литературное чтение 2 класс тема К. И. Чуковский "Путаница"

Задачи урока:  продолжить знакомство с отдельными фактами биографии К. И. Чуковского; развивать логическое  мышление, память, внимание; повторить малые жанры фольклора – небылицы, лите...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Проект урока литературного чтения.1 класс.Тема " Л.Н.Толстой " Орел"

Учебный предмет: Литературное чтение.УМК: «Планета знаний». Автор: Э.Э.КацТема урока: Л.Толстой «Орел» (урок № 5, раздел: " Природа и мы"Тип урока: объяснение н...

Проект урока литературного чтения в ОС «Школа 2100"

В данном проекте урока литературного чтения представлено использование технологии продуктивного чтения...

Этапы,цели и задачи проектов по литературному чтению 2 класс «Школа России»

middot;         Повысить читательскую культуру и интерес к чтению....