Урок литературного чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На нём используется парная и групповая работа. Урок дает возможность каждому ребенку проявить свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока литературного чтения по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова
Урок литературного чтения в 4В классе
Тема:
П.П.Бажов «Серебряное Копытце»
Подготовила
учитель начальных классов
Хрулева Татьяна Юрьевна
р.п. Бутурлино
2015
Цель урока:
Создать условия для пробуждения интереса к перечитыванию текста, к аналитической работе над произведением, освоению идеи произведения.
Задачи:
- проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;
- знакомство с биографией Бажова;
- совершенствовать навык беглого чтения;
- работа над жанром «сказ»;
- обогащать словарный запас;
- развивать внимание учащихся;
- учить составлению портретной характеристики героев;
- воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование: презентация учителя, презентация учащегося, книги П.П. Бажова, листы для теста
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
- Ребята, я приглашаю вас на урок литературного чтения и желаю вам успехов.
(Слайд 2)
-Прочитайте про себя , что записано на слайде.
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнение других.
- О чем вы прочитали ?(Надо быть внимательным на уроке, уметь слушать других, прежде чем что-то сказать, подумать.)
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
- С каким произведением мы познакомились на последнем уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Как вы думаете, какая будет тема урока? цель нашего урока?(Слайд 3-4.)
- Давайте спланируем наш урок (Слайд 5.)
- О Павле Петровиче Бажове нам подготовила сообщение Белова Н.
(Сообщение учащегося)
- Что запомнили из выступления?(Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – известный уральский писатель. Он родился на Урале недалеко от Екатеринбурга в семье рабочего. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Уралу. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.
Всего Павел Петрович Бажов создал 56 сказов. )
- Найдите портрет П.П.Бажова среди портретов других писателей.(Слайд 6)
(Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.)
-Рассмотрите книги П.П.Бажова
Ксюша приготовила для вас замечательные строки об одной из этих книг.(Книга)
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла,
И много расскажет нам басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
- Давайте подумаем, а почему П.П. Бажов называл свои произведения сказами? (Слайд 7) Какие однокоренные слова можно подобрать?...
В сказках кто герои? А в рассказах?
Кого в произведении Бажова мы отнесём к сказочным персонажам? Кого к обычным людям? А теперь попробуем сделать вывод, почему же свои произведения Бажов называл сказами?
(Свои произведения Бажов называл сказами, потому что в его сказах встречаются и обычные люди (дед Кокованя, Даренка), а рядом с ними живут сказочные (Серебряное копытце))
- Проверим, насколько внимательно вы читали сказ «Серебряное копытце».
(Тест для самопроверки) Слайды 8-15
1. Как звали отца Даренки?
а) Григорий
б) Георгий
в) Гаврила
2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) на левой передней
б) на правой передней
в) на задней правой
3. Кошка Муренка была
а) белая
б) серая
в) бурая
4. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
а) лису
б) козлика
в) волка
5. Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
а) 1
б) 2
в) 3
6. На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
а) голубого
б) розового
в) зеленого
-Кто внимательный читатель? Поднимите руки.
3.Постановка учебной задачи – проблемы.
-Почему Кокованя и Даренка так хотели увидеть Серебряное Копытце?
-Выполните задание 4 стр. 192 в паре. Выберите предположение.
-Увидели ли Даренка и Кокованя Серебряное Копытце? Как вы считаете, почему это произошло?
-А с каждым ли может произойти чудо?
Ваши мнения разделились.
- Сегодня нам нужно найти ответ на этот вопрос.
4.Работа по решению учебной задачи – проблемы.
- А для этого вспомним, что произошло с Даренкой в самом начале? Прочитайте.
Почему Даренка никому не была нужна?
Кто за ней пришел?
Какие качества Коковани помогли решить проблему с Даренкой? (Слайд 13.)
Итак, (сочувствие, доброта, милосердие, а также одиночество) эти качества Коковани решили судьбу Даренки.
Кокованя, Даренка и Муренка зажили втроем. Как они относились друг к другу? Как жили? Прочитайте, где об этом говорится.
(Выборочное чтение) (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
На каком качестве автор заостряет наше внимание?
Беседа о личности писателя (Слайд 14)
Осенью 1889года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: «Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело - не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!»
-Как вы поняли выражение потовая копейка?
-Какой наказ дал дед внуку?
-Каким же человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов? Объясните.(Он был очень трудолюбивым, уважал людей за их труд, доброту, милосердие)
Групповая работа.(Работа по карточке №2)
- Назовите ещё раз главных героев сказа.
Сейчас вы будете составлять характеристику героев, для этого поработаете в группах.(Вспомним правила работы в группе – выслушиваем каждое мнение, не перебиваем, уважаем, назначаем выступающего)
Опишите их по плану.
План.
- Где герой живёт?
- Какие поступки совершает?
- Чем занимается герой?
- Какой характер у героя?
- Как вы относитесь к герою?
Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)
а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).
б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).
(Выступление групп)
Работа с иллюстрацией.(Слайд 20.)
Найдите отрывок к иллюстрации и прочитайте его выразительно.
5.Подведение итогов урока
-Так почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?(Слайд 20- ?)
(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья)
-За что же герои были награждены? (Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку, за трудолюбие.)
-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-А какой урок извлекли вы?
5 Рефлексия
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.
-Вот таким людям, по мнению автора должны открываться сокровища земли.(Слайд 21) А вот еще слова Бажова: «Работа – она штука долговекая, человек умрет, а дело его останется». Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его – «штука долговекая» - осталась, и до сих пор читаем мы сказы доброго дедушки Бажова.
(Выступление учащегося)
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
6.Рефлексия
1. Синквейн «Бажов»
Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам всем вместе составить синквейн «Бажов»
Бажов!
Мудрый, добрый!
Слушал, сочинял, записывал.
Добрый волшебник с Урала.
Сказочник.
А теперь вспомним цели нашего урока.(Слайд 1)
Выполнили мы их.
2)
На слайде (Слайд 23 )изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова , прочитать их, нарисуйте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо и активно, если старались, но не всегда всё получалось, то - голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.
И я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
7. Домашнее задание
1. Составить синквейн «Кокованя»-1 вар
«Даренка» - 2 вар
2. Подготовиться к чтению по ролям.
8. Оценивание работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"
Урок литературного чтения по теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....
Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...
Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...
План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цели урока:Обучающие: повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования, обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения.Развивающие:...
Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс
На данном уроке литературного чтения я познакомила детей с творчеством П.П.Бажова, с его сказами. Мне хотелось, чтобы дети, знакомясь с произведениями автора, смогли прикоснуться к прекрасному, сказоч...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»
ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...
Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце"4 класс
Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс...