Урок литературного чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Хрулева Татьяна Юрьевна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На нём используется парная и групповая работа. Урок дает возможность каждому ребенку проявить свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова

Урок литературного чтения в 4В классе

Тема:

 П.П.Бажов «Серебряное Копытце»

Подготовила

учитель начальных классов

Хрулева Татьяна Юрьевна

р.п. Бутурлино

2015

Цель урока:

Создать условия для пробуждения интереса к перечитыванию текста, к аналитической работе над произведением, освоению идеи произведения.

Задачи:

  • проверить знание произведения  Бажова «Серебряное копытце»;
  • знакомство с биографией Бажова;
  • совершенствовать навык беглого чтения;
  • работа над жанром «сказ»;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать внимание учащихся;
  • учить составлению портретной характеристики героев;
  • воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование: презентация учителя, презентация учащегося, книги П.П. Бажова, листы для теста

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.


- Ребята, я приглашаю вас на урок литературного чтения и желаю вам успехов.

(Слайд 2)

-Прочитайте про себя , что записано на слайде.

Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнение  других.

- О чем вы прочитали ?(Надо быть внимательным на уроке, уметь слушать других, прежде чем что-то сказать, подумать.)

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

- С каким произведением мы познакомились на последнем уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Как вы думаете, какая будет тема урока? цель нашего урока?(Слайд 3-4.)

- Давайте спланируем наш урок (Слайд 5.)

- О Павле Петровиче Бажове нам подготовила сообщение Белова Н.

(Сообщение учащегося)

- Что запомнили из выступления?(Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – известный уральский писатель. Он родился на Урале недалеко от Екатеринбурга в семье рабочего. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Уралу. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.

Всего Павел Петрович Бажов создал 56 сказов. )

- Найдите портрет П.П.Бажова среди портретов других писателей.(Слайд 6)

(Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.)

-Рассмотрите книги П.П.Бажова

Ксюша приготовила для вас замечательные строки об одной из этих книг.(Книга)

Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла,
И много расскажет нам басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.

- Давайте подумаем, а почему П.П. Бажов называл свои произведения сказами? (Слайд 7) Какие однокоренные слова можно подобрать?...

В сказках кто герои? А в рассказах?

Кого в произведении Бажова мы отнесём к сказочным персонажам? Кого к обычным людям? А теперь попробуем сделать вывод, почему же свои произведения Бажов называл сказами?

(Свои произведения Бажов называл сказами, потому что в его сказах встречаются и обычные люди (дед Кокованя, Даренка), а рядом с ними живут сказочные (Серебряное копытце))

- Проверим, насколько внимательно вы читали сказ «Серебряное копытце».

(Тест для самопроверки) Слайды 8-15

1.  Как звали отца Даренки?

а) Григорий

б) Георгий

в) Гаврила

2.  На какой ноге у козлика серебряное копытце?

а) на левой передней

б) на правой передней

в) на задней правой

3.  Кошка Муренка была

а) белая

б) серая

в) бурая

4. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?

 а) лису

 б) козлика

 в) волка

5.  Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

а) 1

б) 2

в) 3

6.  На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней  какого цвета?

а) голубого

б) розового

в) зеленого

-Кто внимательный читатель? Поднимите руки.

3.Постановка учебной задачи – проблемы.

-Почему Кокованя и Даренка так хотели увидеть Серебряное Копытце?

-Выполните задание 4 стр. 192 в паре. Выберите предположение.

-Увидели ли Даренка и Кокованя Серебряное Копытце?  Как вы считаете, почему это произошло?

-А с каждым ли может произойти чудо?

Ваши мнения разделились.

- Сегодня нам нужно найти ответ на этот вопрос.

4.Работа по решению учебной задачи – проблемы.

- А для этого вспомним, что произошло с Даренкой в самом начале? Прочитайте.

Почему Даренка никому не была нужна?

Кто за ней пришел?

Какие качества Коковани помогли решить проблему с Даренкой? (Слайд 13.)

Итак, (сочувствие, доброта, милосердие, а также одиночество) эти качества Коковани решили судьбу Даренки.

Кокованя, Даренка и Муренка зажили втроем. Как они относились друг к другу? Как  жили? Прочитайте, где об этом говорится.

 (Выборочное чтение) (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

На каком качестве автор заостряет наше внимание?

Беседа о личности писателя (Слайд 14)

  Осенью 1889года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: «Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело - не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!»

-Как вы поняли выражение потовая копейка?

-Какой наказ дал дед внуку?

-Каким же человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов? Объясните.(Он был очень трудолюбивым, уважал людей за их труд, доброту, милосердие)

Групповая работа.(Работа по карточке №2)

- Назовите ещё раз главных героев сказа.

Сейчас вы будете составлять характеристику героев, для этого поработаете в группах.(Вспомним правила работы в группе – выслушиваем каждое мнение, не перебиваем, уважаем, назначаем выступающего)

Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Где герой живёт?
  2. Какие поступки совершает?
  3. Чем занимается герой?
  4. Какой характер у героя?
  5. Как вы относитесь к герою?

Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).

 б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).

(Выступление групп)

Работа с иллюстрацией.(Слайд 20.)

Найдите отрывок к иллюстрации и прочитайте его выразительно.

5.Подведение итогов урока

-Так почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?(Слайд 20- ?)

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья)

-За что же герои были награждены? (Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку, за трудолюбие.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 -А какой урок извлекли вы?

5 Рефлексия

- А вы верите в чудеса?

 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.

-Вот таким людям, по мнению автора должны открываться сокровища земли.(Слайд 21)  А вот еще слова Бажова: «Работа – она штука долговекая, человек умрет, а дело его останется». Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его – «штука долговекая» - осталась, и до сих пор читаем мы сказы доброго дедушки Бажова.

(Выступление учащегося)

Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
 
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь
.

6.Рефлексия

1. Синквейн «Бажов»

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам всем вместе составить синквейн «Бажов»

Бажов!

Мудрый, добрый!

Слушал, сочинял, записывал.

Добрый волшебник с Урала.

Сказочник.

А теперь вспомним цели нашего урока.(Слайд 1)

Выполнили мы их.

2)

 На слайде (Слайд 23 )изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова , прочитать их,  нарисуйте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо и активно, если старались, но не всегда всё получалось, то -  голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

 И я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

7. Домашнее задание

1. Составить синквейн «Кокованя»-1 вар

                                        «Даренка» - 2 вар

2. Подготовиться к чтению по ролям.

8. Оценивание работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...

Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс

На данном уроке литературного чтения я познакомила детей с творчеством П.П.Бажова, с его сказами. Мне хотелось, чтобы дети, знакомясь с произведениями автора, смогли прикоснуться к прекрасному, сказоч...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»

ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце"4 класс

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс...