Обучение чтению. Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Цель:  Повторить и закрепить  знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, их характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_18.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление 

(С. 48–49 букваря)

Цель:  Повторить и закрепить  знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, их характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова.
Задачи урока:

1. Сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков

2. Способствовать развитию фонетического слуха учащихся. 

3. Воспитывать коммуникативные УУД - умение слушать другого ученика-партнёра по коммуникации, учителя.

Регулятивные: Научится:  выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий. Научится ставить учебную задачу-целеполагание. Учиться работать самостоятельно, находить нужную информацию в учебнике.

Познавательные: Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: развивать интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения, социальные нормы; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Характеристика деятельности учащихся: Критически оценивать соответствие рисунка (слова) и модели. Участвовать в коллективном решении проблемы. Понимать задания, представленные в рисунках. Различать изображения предметов и слова как их названия. Составлять пары слов по заданному признаку. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Выделять отдельные звуки, характеризовать их как парные или непарные по твёрдости-мягкости.

Предварительное замечание. Особенность этого урока в том, что на нём уточняется представление учащихся о парах согласных звуков по твёрдости-мягкости; происходит знакомство и с непарными согласными – твёрдыми [ж, ш, ц] и мягкими [ч’, щ’, й’].

Ход урока

1. Организация.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

- Какие «секреты» работы на уроке мы с вами знаем? Слайд 1-2

2. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Кто скажет, для чего служит речь?

- Какой должна быть речь?

- Какая бывает речь?
- Какую речь называем устной, письменной?
- Кто скажет, из чего состоит речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова, кто скажет?
- Из чего состоят слоги?
- А кто знает, на какие две группы делят звуки?
- Какие звуки мы называем гласными, согласными?

3. Работа со схемой. Слайд 3

- Расскажите по схеме, что вы знаете о звуках?

4. Целеполагание. Слайд 4

- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

5. Работа по теме урока. Слайд 5

А) Работа над предложениями.

- Вы бывали в цирке?

- Выберите ту схему, которая соответствует этому предложению.

- Сегодня мы побываем в цирке.

- Определите, подходит ли для этого предложения оставшаяся схема.

- «Запишите» это предложение, разделив его на слова.

- Подчеркните «опасные места».

- В слове сегодня обозначьте слоги и покажите ударный и безударные.

Б) Беседа о цирке.

- Кого можно увидеть в цирке?

В) Знакомство с клоунами.

- Первыми на арену выходят клоуны Бим и Бом. Чтобы разгадать, кто расположился слева, а кто – справа, нужно вслушаться в первые звуки их имён и рассмотреть значки, укреплённые на одежде. (Слева Бом, а справа – Бим.)

Г) Работа с учебником (с. 48).

- Откройте учебник на с. 48.

- Клоуны приготовили задание: отыскать на рисунках вещи, названия которых начинаются, как и их имена, с твёрдого или мягкого согласного звука.

- Какие звуки, твёрдые или мягкие, должны быть первыми в словах, называющих вещи Бома (Бима)?

- Посмотрите, что у клоунов в руках, на голове, на ногах. Проверим, верно ли художник «раздал» вещи клоунам. (Сравните: карандаш – кисть, колпак – кепка, кроссовки – кеды.)

- Обратив внимание на «хитрый» вопрос. Значит надо найти «ошибки» художника.

- Какие спортивные снаряды вы видите у клоунов? (Гантели надо отдать Бому, а гири – Биму; у Бома лучше убрать кисточку на колпаке, а у Бима – помпон на кепке.)

Д) Физминутка.

Е) Знакомство с парными твердыми и мягкими согласными (с. 48).

- К выступлению готовятся разные животные. Они будут показывать свои умения парами, но пары эти необычные. Дрессировщица доверила зрителям разгадать, по какому признаку она объединила животных, и дала подсказку: надо вслушиваться в первые звуки названий животных. Вот одна пара: лев – лошадь.

- Выделите первые звуки в словах. ([л’–л].)

- Хором повторяем: [л’–л].

- Названа пара звуков: твёрдый и мягкий. Звуки, составляющие такую пару, учёные договорились называть парным твёрдыми и мягкими согласными. Пару можно произносить, начиная с любого звука – как с твёрдого, так и с мягкого.

Ж) Первичное усвоение информации.

- Закончить несколько пар, добавляя недостающий звук – твёрдый или мягкий, например: [с’–…, н–…, б’–…, т–… ].

- Вернитесь на арену цирка. Ищем пары животных.

З) Знакомство с непарными твердыми и мягкими согласными (с. 49).

- У нас остался один жираф – ему не нашлось пары. Случайно ли это?

- Произнесите слово жираф, выделите в нём первый звук, охарактеризуйте его.

- Попробуйте подобрать к твёрдому звуку [ж] мягкую пару.

- Такого звука в русском языке нет: у твёрдого согласного [ж] нет мягкой пары. Таких твёрдых звуков-«одиночек» в нашем языке всего три. Найти их поможет рисунок на Слайд 6

- Что и кого вы видите на рисунках?

- Назовите первые согласные звуки в этих словах. (Это звуки [ж, ш, ц].)

- Эти звуки всегда твердые, у них нет мягких пар. Это непарные твердые звуки.

- Посмотрите на Слайд 7

- Что и кого вы видите на рисунках?

- Назовите первые согласные звуки в этих словах. (Это звуки [ч’, щ’, й’].)

- А эти звуки всегда мягкие, у них нет твердых пар. Это непарные мягкие звуки.

И) Игра «Кто внимательный?»

- Подберите пару к названному звуку: [б–…, ч’-…, в’–…, ж-…, г’–…, й’-…, д–…, ц-… ].

К) Закрепление. Слайд 8

- Бим и Бом любят разных животных. Назовите животных, которых любит Бим, и животных, которых любит Бом, объясняя почему.

6. Итог урока.

- Закончите предложение: Сегодня на уроке…

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...

Конспект урока обучения чтению по теме "Мягкий согласный звук [ч\'], буквы Ч, ч" 1 кл

Конспект урока по обучению чтения в 1 классе, разработанный по учебнику  В.Г. Горецкого "Азбука" УМК "Школа России"...

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...