Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения для 4 класса. ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_new.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100»

Тема: Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• • самостоятельно читать про себя незнакомый текст;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этап урока

Ход урока

Орг. момент.

- Добрый день! Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения

Актуализация знаний, проверка дз

Формулирование темы  и цели урока

Физкультминутка

- Мы продолжаем путешествовать по страницам нашей учебной книги «В океане света»

- Вспомните, как назвали новое путешествие авторы учебника.

-С каким событиям в мире литературы связана эта тема?

-Кто был первым организатором Недели детской книги? В каком году это мероприятие произошло впервые?

Чтение учителем воспоминаний очевидцев:

«Ранним утром 26 марта 1943 года – это была пятница – из станций метро, трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в залатанных валенках, прохудившихся  курточках. Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят ещё одно свидетельство тяжелой поры. Но глаза… ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию: Дом Союзов.»

-Куда бежали ребята? С каким настроением? Почему  их глаза   горели?

-- С какой целью Лев Кассиль придумал этот замечательный праздник?

- Сколько лет этому празднику? (выступление ученика с индивидуальным домашним заданием: Выяснить , проводится ли Неделя детской книги в настоящее время. Если да, то каким образом)

--В 50-60 годы Неделя детской книги приобрела  Всесоюзный масштаб. Ее проводили не только  в столице , но и небольших городах и селах . 

- Рассмотрите галерею участников . Кого из авторов вы узнали?

- Домашним заданием для настоящих читателей было найти и прочитать рассказы Леонида Каминского.  Какие рассказы вы прочитали? Вам понравились они? Чем именно?

- Сегодня мы добавим в галерею детских писателей еще двух авторов.

 

Я буду  рассказывать вам об авторе, а вы постарайтесь как можно быстрее угадать кто это?

  • Советский  писатель и известный автор детских книг
  • Еще во время учебы в   Московском авиационный  институте он начинает писать первые юмористические рассказы, стихи., сценарии к мультфильмам.
  • Автор сценариев телепередач  «Спокойной ночи, малыши!», «Радионяня», «АБВГДейка»
  • Он приобретает известность после написания в 1966 году рассказа «Крокодил Гена и его друзья».

Э. Успенский

  • Детская  писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени. Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.
  • В 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер
  • В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним».
  • Автор стихотворения «Я ушел в свою обиду…»

Э. Мошковская

Какие стихи Мошковской  и Успенкого мы будем читать? ( учебник стр. 169-170)

Развитие умений.

Итоги. Рефлексия.

Домашнее задание

Работа до чтения:

- Если вы в книге видите стихи Э. Мошковской и Э. Успенского, какие чувства и ожидания они у вас вызывают?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Мошковской «Жил на свете один человечек».

Беседа после чтения:

– С чего человечек начал строительство дома?

– Зачем ему нужно было крылечко?

– О чём это говорит?

– Почему сожаленье сменяется радостью?

– Как происходит смена настроения?

– А что случилось бы, если бы досок хватило?

– Хотите ли вы заглянуть к человечку на часок?

– В каком мире живёт человечек?

– Каким чувством оно пронизано?

2) Выразительное чтение стихотворения.

3) Самостоятельное чтение стихотворения «Снова со всех дорожек...».

– Чем удивительно это маленькое стихотворение?

– В чём его секрет?

– Какие мысли оно рождает? Какие картины?

– Перечислите, что вы увидели, представили, прочитав эти строчки.

Сделайте вывод о ёмкости поэтического слова.

4) Выразительное чтение стихотворения.

5) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Успенского «Мой живой уголок».

– Каким вы представили себе героя этого стихотворения?

– Почему вы думаете, что это ребёнок?

– С каким чувством он рассказывает о своём живом уголке?

Выразительное чтение стихотворения «Мой живой уголок».

6) Самостоятельное чтение стихотворения «Необычайный слон».

Вопросы для беседы обсудите в парах:

– Похоже ли это стихотворение на фантазию ребёнка?

– Почему вы так думаете?

– Кто жалеет слона?

– Нуждается ли слон в чьей-то жалости?

– Что для него главное в жизни?

– А для автора?

– А для читателя?

– Чем необычны последние 4 строчки?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Работа с текстом после чтения.

1) Обсуждение вопросов 1–5 по учебнику (с. 171).

2) Выразительное чтение стихов по выбору учащихся.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Заполните таблицу

Автор

Название произведения

Каким настроением делится автор с читателями

Какие произведения этого автора тебе известны

Появилось ли у вас желание продолжить знакомство с этим автором?

Каких авторов мы добавили  в галерею писателей ХХ века?

Что нового о них узнали? Что вас удивило?

Что вызвало затруднения?

Стр. 171, №5, №6* (по желанию)


Приложение

Вопросы для обсуждения в парах:

Похоже ли это стихотворение на фантазию ребёнка?

– Почему вы так думаете?

– Кто жалеет слона?

– Нуждается ли слон в чьей-то жалости?

– Что для него главное в жизни?

– А для автора?

– А для читателя?

– Чем необычны последние 4 строчки?

Таблица

____________________________________________________________ ф.и.

Раздел: ____________________________________________________________________

Автор

Название произведения

Каким настроением делится автор с читателями

Какие произведения этого автора тебе известны

Появилось ли у вас желание продолжить знакомство с этим автором?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи Э.Мошковской.

Презентация  к уроку литературного чтения во 2 классе по теме : "Э.Мошковская.Я маму мою обидел"...

Стихи Эммы Мошковской - помощь к анализу собственных поступков

Анализ и выразительное чтение стихотворений....

технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) "Стихи Э. Мошковской"

Краткое содержание структуры урока с УУД к УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока для 2 класса, Школа России. Тема: Я и мои друзья. Стихи В.Д.Берестова, Э.Э.Мошковской

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Я и мои друзья. Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. МошковскойЦели урока: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитывать чувство т...

Урок по литературному чтению для 2 класса "В. Берестов, Э. Мошковская «СТИХИ О ДРУЖБЕ»

Урок нацелен на развитие личностных качеств и моральных норм. Все этапы соответствуют современным требованиям, выдержаны по времени и предполагают активную деятельность обучающихся....

Подборка стихов Эммы Мошковской для дополнительных заданий по чтению.

В первом классе, когда у детей разный уровень подготовки к школе, возникает потребность в дополнительных заданиях для хорошо читающих детей. Я  люблю стихи поэтессы Эммы Мошковской. У нее очень з...