Стихи Эммы Мошковской - помощь к анализу собственных поступков
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Анализ и выразительное чтение стихотворений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмма Эфраимовна Мошковская 1926-1981
Первые книжки «Дядя Шар» и «Андрюшкины игрушки» вышли в 1962 году
Книги поэтессы для детей разного возраста
Подумай и ответь : О чем стихи Э.Мошковской ?
Сочини свою сказку Однажды…
Как можно назвать эту картину ? «Я маму мою обидел»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 – м классе
Учитель: Полушкина Лариса Александровна
Тема урока: «Стихи Эммы Мошковской – помощь к анализу собственных поступков».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся, направленную
на формирование умения анализировать поступки главного героя через стихи
Эммы Мошковской «А травка не знает…», «Ноги и уроки».
Задачи урока:
- Личностные: Формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в паре.Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
- Метапредметные:
- Познавательные: формирование умения искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно – следственные связи между поступками человека и реакциями на него; собственной реакцией и реакцией окружающих.
- Регулятивные: формировать умения, осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Аппелирование к тесту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся.
- Коммуникативные: формировать умение взаимодействия; учет позиций собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого мнения».
- Предметные: формировать умение определять простые жизненные истины на материале стихов Э. Мошковской «А травка не знает…». Подготовить детей к анализу своих поступков.
Структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
(1 мин) | Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок | ||
(5 мин) | Предлагает выполнять упражнения на дыхание и развитие голоса. | Выполняют упражнения на постановку дыхания и развития средств выразительной речи | Личностные УУД: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
( 4-5 мин) | Предлагает сформулировать тему и задачи урока. | Открывают учебник на с. 78 – 79, находят и читают тему, формулируют задачи урока. | Личностные УУД: Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности. Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации из учебника. Способность формулировать учебную задачу. |
( 30 мин) | Изучение нового материала в учебнике. Читает стихотворения Эммы Мошковской «А травка не знает…», «Ноги и уроки». Предлагает поработать в парах, группах. | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Выполняют задания в парах, группах. | Личностные УУД: Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Информационные УУД: Поиск и выделение необходимой информации из текста учебника. Установление причинно – следственных связей между поступком человека и реакциями на него (собственной реакцией и реакцией окружающих). Регулятивные УУД: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся. Коммуникативные УУД: Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша сказал…, Маша выразила… С кем ты соглашаешься»). У – 1. С. 78. |
(4-5 мин) | Предлагает ответить на вопрос: «Какие простые жизненные истины вы усвоили на материале чтения стихов Эммы Мошковской?» Предлагает записать домашнее задание. | Делают выводы, высказывают свое мнение. Записывают в дневнике домашнее задание. | Личностные УУД: Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Урок литературного чтения проведён 24 января 2012 года во 2 «В» классе коррекционно – развивающего обучения 7 вида МКОУ СОШ №7 города Слободского Кировской области.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Школа России» под редакцией В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Р. Шанько. Автор учебника «Литературное чтение» - Л.Р. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2007 г. Курс рассчитан на 102 учебных часа, по 3 часа в неделю.
Уроки литературного чтения по этому курсу призваны решать важные задачи для нашего общества.
Основные образовательные задачи:
- Научить детей осознанному грамотному чтению.
- Умению анализировать литературные произведения.
- Умению понять основной замысел каждого произведения, его идею.
- Умению «видеть» то, что хотел донести до читателей автор.
Кроме того, уроки литературного чтения призваны решать важнейшие воспитательные и развивающие задачи. К сожалению существует проблема: дети моего класса недостаточно владеют умением глубоко анализировать литературные произведения, особенно стихи, не понимают сути произведения, в недостаточной степени владеют грамотным осознанным и выразительным чтением. Анализируя технику чтения обучающихся своего класса, я обнаружила, что качество выразительности чтения составило всего 9 % и осознанности чтения 15 % на конец первого класса.
Для решения проблемы на уроках по литературному чтению в свое м классе систематически использую разные виды упражнений по формированию навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, применяя технологии обучения чтению ученых, педагогов – новаторов: технологию оптимального чтения В. Н. Зайцева и И. Т. Федоренко - И. Г. Пальченко, технологию развития оперативного поля чтения, антиципации и метод динамического чтения М. И. Омороковой, Шульте и Г.Г. Швайко.
Урок по теме «С. А. Есенин. Поет зима – аукает» включен в раздел «Люблю природу русскую», в первую часть – «Зима».
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока:
- Организационный момент:
- эмоционально – психологический настрой в стихах.
- Проверка домашнего задания:
- использование критериев для оценивания ответов одноклассников.
- Подготовка к основному этапу:
- метод: репродуктивный, частично – поисковый. Составляют из слогов пословицу. Выполняют упражнения на постановку правильного дыхания, развитие интонационных средств выразительности речи.
- Изучение нового материала:
- методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный;
- демонстрация компьютерной презентации;
- антиципация по названию, иллюстрации;
- словарная работа, первичное чтение, проверка первичного восприятия.
- Физкультминутка.
- Релаксация с помощью мультимедии.
- Анализ произведения:
- методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий;
- чтение стихотворений по «цепочке»
- анализ содержания стихотворения, словарная работа, определение художественных средств поэтического языка;
- составление «партитуры чтения»;
- подготовка выразительного чтения, конкурс чтеца.
- Подведение итогов урока:
- методы: репродуктивный, словесный.
- Рефлексия:
- приемы: карточки с изображением воробьев, веточки красная и зеленая на доске;
- самооценка и выявление эмоционального состояния каждого ученика.
- Информация о домашнем задании:
- Дифференцированные задания.
В результате анализа проведенного урока, отмечается хорошая работоспособность учащихся, умение грамотно анализировать и читать поэтическое произведение, заинтересованность в выполнении каждого задания, положительный эмоциональный настрой, эффективность использования предложенных материалов к каждому этапу урока.
Использование на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приемы учебного сотрудничества и личного общения. Все задания были направлены на усиление глубины умения анализировать поэтическое произведение, выразительно его читать, делать выводы.
Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке. Всем учащимся были поставлены оценки за выразительное чтение стихотворения. Результатом был составлен альбом из рисунков детей.
Конспект урока.
Тема: С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»
Цели:
Образовательные:
- познакомить с произведением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает…»;
- создать условия для восприятия и осмысления стихотворения;
- продолжить формировать умение анализировать лирическое стихотворение, видеть образные языковые средства.
Развивающие:
- развивать навыки правильного осознанного выразительного чтения, образное мышление, творческое воображение, коммуникативные и информационные умения.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: репродукция картины И. Грабаря «Зимний пейзаж», предметные картинки воробьев для рефлексии, индивидуальные карточки «Средства поэтического языка», карточки – опоры «Средства выразительной речи», компьютерная презентация, мультимедийное сопровождение, учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), карточка – памятка «Работа над лирическим стихотворением».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела,
Какое время года прилетело? (Зима)
- Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Вот репродукция И. Грабарь «Зимний пейзаж» (слайд 1)
- Вам нравится картина?
- Какие чувства она у вас вызывает? (Спокойствие, волшебство, умиротворение.)
- А теперь покажите, как вы приготовили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою».
- Проверка домашнего задания.
- Рассказывают друг другу (работа в паре).
- Читают у доски два ученика.
- Кому из читающих удалось передать настроение поэта?
- Ребята и учитель оценивают ответы учеников.
- Ребята, хотите читать еще стихи? Для этого нужно провести речевую разминку, чтобы читать стихи выразительно.
- Подготовка к основному этапу урока.
- Речевая разминка (приложение 1.)
- Выполним упражнения для дыхания:
- Задуть свечу (на 3 выдоха, на 2, на 1)
- Понюхаем цветок.
- «Морзянка» (вдох ртом, выдох через нос, ударяя пальчиком по носу)
- Выполним упражнения для развития голоса. Соберите пословицу (слайд 2) ТИТЛЕ РЕЦСКВО МЕЗИ НЕЦКО
- прочитаем пословицу, изменяя:
- Темп речи.
- Силу голоса.
- Высоту голоса.
- Тон.
- Переставляя логическое ударение.
- Изучение нового материала.
- Ребята, давайте снова отправимся в чудесный мир поэзии и познакомимся со стихотворением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает…», для которого самым дорогим местом на земле была Русь.(слайд 3)
- Сформулируйте цели нашего урока. (1. Познакомиться со стихотворением Есенина «Поёт зима – аукает..»
2. Проанализируем его.
3. Учиться выразительно читать стихотворение.)
- Знакомство с биографией автора .(слайд 4)
- Подготовка к восприятию нового произведения.
- Откройте учебники и найдите стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает…»
3. Антиципация по названию иллюстрации.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Это будет стихотворение о зиме, зимней природе, красоте, о воробышках)
- Знаете ли вы, что первое название этого стихотворения «Воробышки», а второе «Поет зима – аукает»
- Что выразил поэт первым названием своего стихотворения «Воробышки»? (Нежность и любовь к птичкам)
- Воробышки – это уменьшительно – ласкательное слово, называя птиц – воробьев.
4. Словарная работа (слайд 5).
- Поёт – сильно дует.
- Аукает – перекликается.
- Стозвоном – звон 100 сосен (автор).
- Ковром шелковым – мягким ковром.
- Сиротливые – без родителей.
- Озябли – сильно замерзли.
- Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол.
- Вихри – порывистые круговые движения ветра.
5. Первичное восприятие стихотворения.
- Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор (читает учитель наизусть).
- Какими впечатлениями вам хочется поделиться?
- Какое настроение у вас вызвало стихотворение?
- Нам нужно понять, что хотел донести до читателей автор в этом стихотворении, найти поэтические приемы. Вспомните средства выразительности, которые вы узнаете. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке. (приложение 2.)
- Сопоставление одного явления или предмета с другим. (сравнение)
- Образное определение, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в еще скрытого сравнения. (эпитет)
- Перенесение свойств одного предмета на другой. (метафора)
- Воплощение чего – нибудь в образе живого существа. (олицетворение)
- Изменение порядка слов в строках. (инверсия)
V. Физкультминутка.
Все легли, глаза закрыли, мысли разные ушли,
Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,
Напряженье улетело и расслаблено все тело:
(дети слушают музыку)
Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать,
Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.
6. Повторное чтение.
1. Чтение по цепочке.
2. Анализ стихотворения. Выборочное чтение.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и подумайте, сколько в нем частей? (4 части)
- в стихотворении четыре строфы – это четыре картины, и в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средство выразительности.
- Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.
VI. Анализ произведения.
- Почитаем первую строфу. Кто главный герой? (Зима)
Стихотворение начинается словами «Поет зима – аукает..»
- А как зима поет песни? (Хрустит, звенит, воет)
- Когда вы прочитали слово «мохнатый», какой лес вы представили? (Хвойный лес, засыпанный снегом)
- В этой строфе мы встретили слово СТОЗВОНОМ. Это слово придумал сам Есенин. Догадайтесь, как он образовано? (Сто звонов)
- Если в морозный день вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит.
- Что автор хотел выразить этим словосочетанием? (Слышится много различных звуков, производимых раскачиванием сосен)
- А как это зима «аукает» этими звуками? (Как – будто деревья перекликаются друг с другом)
- Почему этими звуками можно убаюкивать лес? (Они негромкие, приглушенные)
- Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака! Как плывут облака? (Медленно, лениво, видимо, есть небольшой ветер)
- Почему автор назвал облака седыми? (Так они сероватые, пушистые)
- Почему они уплывает в далекую страну? (Зима им не нравится)
- Как должны прочитать первую строфу? (Напевно, плавно, негромко, немного грустно)
- Какой прием использует поэт при описании зимы? (Олицетворение: поет, аукает, баюкает)
- Приготовьтесь выразительно читать 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промерзших сосен, глубокую тоску облаков. (Работа в парах). (слайд 6)
- Опишите словами, какая картина возникла в вашем воображении?
- Прочитайте первые три строчки этой строфы.
- Что такое МЕТЕЛИЦА? (Сильный ветер со снегом, вьюга)
- Что означает выражение «А по двору метелица ковром шелковым стелется? (Снег переливается, как тонкая, блестящая ткань)
- Какой прием использовал автор? (Метафора: ковром шелковым)
- Да, красивую картину мы увидели, но поэт добавляет: «Но больно холодна!» Почему? (Есенин описывает красоту зимы и в тоже время подчеркивает ее суровость)
- Как эти строчки надо прочитать? ( С восхищением, с интонацией красоты и суровости зимы)
- О ком автор еще пишет в этой строфе? ( О воробышках)
- Найдите сравнение, которое применяет автор к воробьям? (Как детки)
- Назовите эпитеты? (Игривые, сиротливые)
- Что значит сиротливые? (Некому защитить, обогреть, греются друг о друга.
- Почему Есенин сравнивает с воробушков с детками сиротливыми? (Они несчастные, им холодно, зима, как мачеха, неласкова, сурова)
- Почему Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожимся за них)
- Как прочитаем эти строчки? (С интонацией сочувствия, жалости, тревоги)
- Прочитайте вторую строфу, передавая тревогу и жалость к воробьям. (Работа в парах)
- Прочитайте 3 строфу и подумайте, какое чувство особенно сильно выражено в ней? (жалость, слайд7)
- Какие нежные слова находит поэт для птичек? (Пташки – маленькие птички)
- Как вы представляете себе воробышков? (слайд 8)
- Воробей - слабый и наивный, веселый и разговорчивый, живет рядом с человеком. Воробей – это энергичность и быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит. Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, вызывает желание творить добро.
- Почему так жалко птичек поэту? (Им холодно, голодно и немного страшно)
- Как эти строчки нужно читать? (С жалостью, с болью)
- Почему воробышкам может быть страшно? (Вьюга злится и бешено ревет)
- Какие приемы использует автор при описании вьюги? (Олицетворение – стучит, злится. Метафора – с ревом. Эпитет – с ревом бешеным)
- Почему автор использует слово вьюга в третьей строфе? (Для усилия холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам. Автор показывает, что его отношение изменилось к зиме)
- Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках
- Какой прием применил автор? (Звукопись)
- Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь в стихах воробышков и бешенство вьюги. (Работа в парах)
- Прочитайте последнюю четвертую строфу и подумайте, о чем мечтают воробышки? (О весне)
- Какой прием использует здесь автор? (Инверсию)
- Как называет автор птичек? (Нежные – эпитет)
- Какое чувство преобладает в этой строфе? (Надежда)
(слайд 9)
- Как мы прочитаем четвертую строфу? (Мечтательно, с надеждой, немного грустно)
- Какой литературный прием использовал поэт, чтобы полнее и ярче показать различие зимы и весны? (Контраст)
7. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы выяснили, какие средства выразительности использует автор, и каковы чувства каждой строфы. А теперь подумайте, в каком темпе будете читать это стихотворение?
- Расставьте карандашом знаки, где будете делать остановки, подчеркните слова, которые нужно выделять голосом при чтении. (Пользуйтесь карточкой – опорой)
- Составьте «партитуру» чтения.
- Приготовьтесь читать стихотворение целиком. Проведем конкурс на лучшее чтение стихотворения. Читая стихотворение нужно помнить, что в лирических стихотворениях присутствует некая задумчивость. Вы должны передать слушателям чувства автора.
8. конкурс чтецов.
- Выразительное чтение стихов.
- Кому из читающих удалось передать настроение поэта?
- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт? (Оценивание ответов учащихся)
VII. Подведение итогов урока.
- Что для себя интересного и полезного вы узнали на уроке?
- Сергей Александрович с нами говорил о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробышек и не дает им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.
- У десятков поэтов – свои воробьи, свое к ним пристрастие, свое отношение. Живи, удивительный дружок – воробей, радеет всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.
(Учитель читает стихотворение В. Скифа)
За окном продрогшего
Вижу воробья.
Где твой дом воробышек?
Где твоя семья?
В поле за сугробами –
Темень, холода,
Воробей – воробышек,
Где твоя еда?
Зачирикал крохотный:
- Что найду – еда!
Прыгаю да охаю
В злые холода.
За окошко брошу я
Сладкий пирожок:
- Прилетай, воробышек,
Милый мой дружок!
- Вот уже несколько лет в России проводится акция «Покормите птиц!» В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть «Воробышкин день». Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их. Смастерите кормушки и кладите в них корм. (слайд 10)
VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьев. На доске изображены две веточки красная и зеленая. Возьмите картинку воробья, поместите ее на зеленой веточке, если вы оцениваете свою работу удачно.
Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.
IX. Информация о домашнем задании. (слайд 11).
Выучить наизусть стихотворение. (приложение 3.)
Дополнительно по желанию на выбор:
- Написать мини – сочинение «Воробышки».
- Найти стихи о воробьях других поэтов.
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
- Сочинить свое стихотворение или загадку про воробьев.
Приложение.
Карточки – опоры
Приложение 1.
Темп Замедленный Медленный Умеренный Нормальный Убыстряющийся Быстрый | Сила голоса Шепотом Вполголоса Обычным голосом Громче, чем обычно Громко Очень громко Кричать | Высота голоса Высокая Средняя Низкая |
Приложение 2.
Выразительная речь | Интонация |
| |
Средства поэтического языка
|
Приложение 3.
Памятка Работа над лирическим стихотворением:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи Э.Мошковской.
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме : "Э.Мошковская.Я маму мою обидел"...
технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) "Стихи Э. Мошковской"
Краткое содержание структуры урока с УУД к УМК "Перспективная начальная школа"...
Эмма Мошковская
Презентация для урока литературного чтения во 2 классе с речевой разминкой...
Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского
Урок литературного чтения для 4 класса. ОС "Школа 2100"...
Презентация на тему произведения Эммы Мошковской "Лед тронулся"
Презентация на тему произведения Эммы Мошковской "Лед тронулся"...
Конспект урока по литературному чтению "Эмма Мошковская “Когда я уезжаю”." 3 класс
Конспект урока по литературному чтению "Эмма Мошковская “Когда я уезжаю”." 3 класс...
Подборка стихов Эммы Мошковской для дополнительных заданий по чтению.
В первом классе, когда у детей разный уровень подготовки к школе, возникает потребность в дополнительных заданиях для хорошо читающих детей. Я люблю стихи поэтессы Эммы Мошковской. У нее очень з...