Технологическая карта урока литературного чтения.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Егорова Любовь Петровна

УМК "Школа 2100" 3 класс. Урок литературного чтения "Такая разная осеь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 (УМК «Школа 2100»)

Технологическая карта

Тема

Такая разная осень…(Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

 Узнать: какая разная бывает осень;

какими красками рисуют поэты.

Развить: творческие способности;

умение работать с текстом;

умение говорить.

Воспитать: художественный вкус;

внимание к слову;

любовь к природе;

гордость за Родину.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.        учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;

2.        совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;

3.        развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;

4.        формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;

5.        воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;

Познавательные УУД

1.  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать  текст.

3. Оформлять свои мысли в устной.

4. Умение работать  в группах.

Личностные УУД

1.Развиваем умения  выражать эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Основные понятия

Цитата, олицетворение, эпитет, сравнение.

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «В одном счастливом детстве» 1 часть, авторы  Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева;

«Уроки литературного чтения в 3-м классе».  Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2009 – 256 с.

Мультимедиа (презентация)

Оборудование

Проектор, компьютер.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент.

1мин.

II. Целеполагание и мотивация

(подготовка к основному этапу занятия) .

5 мин.

--Мне приятно видеть вас всех на уроке литературного чтения.

-Улыбнемся  друг другу, пожелаем хорошего настроения, удачной работы и новых знаний.

1. Знакомство с новым разделом учебника.

- Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему. 

Слайд 1. (“Глухая пора листопада”)

- Ребята, обратите внимание название раздела взято в кавычки, так как это цитата. Слайд 2.

Она взята из стихотворения Б. Пастернака “Иней”.

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

- Почему Б. Пастернак назвал пору листопада “глухой”? (Опали все листья, все звуки приглушены и т.д.)

- Ребята, сегодня мы вместе с Настей приступаем к чтению произведений из этого раздела.

- А что по этому поводу говорит папа Насти? Найдите в тексте и прочитайте об этом.

             Чтение авторского текста на стр. 176 учебника  по ролям (автор -Курмакаев Д., мама – Пинкина К., папа – Гаджиев К., бабушка – Пригоцкая А.) с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени.

 Какая же проблема волнует Настю сейчас? (Как описать осень в сочинении, она ведь такая разная?)

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Дети рассматривают иллюстрацию к разделу.

Точная выдержка из текста называется цитата.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Ответы детей.

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

VI. Актуализация знаний учащихся

(постановка проблемы)

2 мин.

                Давайте сегодня поможем Насте разобраться .  

Как же описать осень?

Она ведь такая разная…

- Каждый видит и понимает осень по-своему

Мы с вами немного поговорили об этом времени года, нарисовали рисунки.

Давайте посмотрим, какая же ваша осень. Какая она в вашем восприятии?

 Одинаковой  ли вы изобразили осень?

Каждый увидел ее по-своему. У каждого она своя. Однозначного ответа нет. И художники ее видят по-разному и поэты. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Однозначно ответить не можем, какая осень. Можем только сказать, что она
РАЗНАЯ.

Определите тему сегодняшнего урока.
Т
ема урока «Такая разная осень…»)

Слайд 3.

Рисунки детей.

У каждого осень своя. Однозначного ответа дать нельзя. Мы все ответили по-разному.

Тема урока «Такая разная осень…»

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-.принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

Коммуникативные:

-. развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

VII. Открытие нового знания.

3 мин.

Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок и раскрыть тему нашего урока нам помогут разные виды искусства:

 живопись, музыка, литература.

 Взялись за дело три мастера: художник, композитор, поэт.

-Обратимся к репродукциям картин.

Художник Ефим Ефимович Волков.

Слайд 4.

-  Какие краски использовал художник для изображения осени. Слайд 5.

- Итак, художник изображает осень с помощью цвета. Слайд 6.

  Кроме художников создают образ осени композиторы.  Я предлагаю послушать небольшой фрагмент из музыкального произведения «Времена года» великого  русского  композитора П.И. Чайковского.  Слайд 7.

- Что же вы услышали?  (В музыке слышны капельки дождя, музыка печальная, грустная, нежная, задушевная, спокойная…)

- Что же помогло композитору изобразить осень? (Музыка.)

-Что помогает композитору создавать музыку осени? (Звуки.) Слайд 8.

Итак: художники изображают осень с помощью красок, композиторы с помощью звуков.

-А сегодня на уроке нам предстоит узнать, что помогает поэтам  изобразить осень.

А помогут нам в этом великие русские поэты: Федор Иванович Тютчев, Александр Сергеевич Пушкин, Константин Дмитриевич Бальмонт.

Слайд 9.

Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи.

Какими красками рисуют поэты?

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

20 мин.

Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное слушание. (аудиозапись)

 2. Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили, когда слушали?

–Что вы почувствовали?

 Есть что-то общее в этих стихотворениях?

3. Чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.

– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.

– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт

 о наступлении осени («Скоро осень проснётся…»), о ранней осени («Есть в осени первоначальной…»), о поздней («И первые морозы…»)?

Константин Бальмонт (портрет)

Слайд 10.

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)

Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)

Слайд 11.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)

– Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Найдите в стихотворении этот приём, прочитайте. Такой приём в науке о литературе называется олицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово (корни -лиц- и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое).

Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека при помощи изобразительно-выразительных средств языка. (Олицетворение, сравнение, эпитеты).

– Так какая же осень у К. Бальмонта?

 (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)

Физкультминутка 1 мин.

Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
Красный, желтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет –
Лишь ветки видно.

Фёдор Тютчев (портрет, сопровождение музыкальное)

***Слайд 12.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Вопрос не требует ответа.)

Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете?

Слайд 13.

Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)

- Какой прием использует автор? (Прием сравнения.)

И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.)

Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.) .

 (Серп – это ручное орудие труда для срезания колосков.

Слайд14.15.

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…)

Слайд 16.

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.)

Александр Сергеевич Пушкин (портрет, сопровождение музыкальное)

Слайд 17.

ОСЕНЬ (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье! (Унылая пора – она какая, как можно сказать по-другому? (Тоскливая, печальная.) Это душевное состояние. И в то же время – очей очарованье, то есть то, что видит человек, его очаровывает, восхищает. И уныние, и очарование – в одной строке.)

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье, («Пышное увядание» – как вы это представляете? Многообразие, яркость осенних красок – но они скоро исчезнут, увянут.)

В багрец и в золото одетые леса, (Какие это краски? Багрец – алый, красный; золото – все оттенки жёлтого.).

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (В их гуще шум ветра, его слышно, потому что листьев ещё много, но – «свежее дыхание» ветра, ветер уже не тёплый, он холодный, осенний…)

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (Какие они – угрозы седой зимы? Ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве.)

- Можем ли мы сказать об отношении автора к этому времени года? (Поэту очень нравится осень, он очарован…)

- А почему вы так решили? (Много красивых словосочетаний)

Найдите их в тексте. (Дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, праздная борозда, бодрый серп, чистая, теплая лазурь)

Эти красивые слова-волшебники называются – эпитеты. 

Эпитеты – это образное определение, которое позволяет одним словом выразительно охарактеризовать предмет, подчеркнуть его свойства. Эпитеты отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?

– Какая же осень у А.С. Пушкина? Чтобы ответить, прочитайте.

запись на экране:

 (Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени.)

Слайд 18.Какии же красками рисуют поэты ( слова).

– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.

-Что роднит их стихи?

Слушание.

Чтение стихотворений

Ответы детей

анализ стихотворения

Изобразитель- выразительные средства языка

Анализ стихотворения

Дети повторяют.

Учащиеся предлагают свои варианты заглавий. В них нужно отразить настроение: светлое, спокойное, умиротворённое (совсем другое, чем в стихотворении К. Бальмонта).

анализ стихотворения

Личностные результаты

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- ориентироваться на развороте учебника.

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

VIII. Физминутка.

Ветер подул,
Кусты нагнул,
Листья запорхали,
Как бабочки на карнавале.

IX. Первичное закрепление.

4 мин.

4. Выразительное чтение.

– У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение трёх учеников.)

– Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам, как вы думаете? Почему?

Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.

Выразительное чтение учащихся

Коммуникативные УУД

-  развиваем умение слушать и понимать речь других.

-  выразительно читать и пересказывать текст.

-  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

X.Развитие умений.

5 мин.

Работа в группах. Проект «Такая разная осень».

Проект «Такая разная осень».

– А сейчас каждая группа будет творить в своей творческой мастерской:

1 группа – литераторы:

Задание: Работа с текстом о осени.

Осенняя природа… Её рисуют художники, сочиняют музыку композиторы, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у композиторов – ноты, у поэтов – слова.

Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.

2 группа – поэты:

Задание: сочинить стихотворение о поздней осени по опорным словам.

– Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Дождик…, холодно по вечерам, поздно светает утром. Да, всё так! 

 Солнышко не греет,

Птички не поют.

Осень наступила,

Холода все ждут.

Первые снежинки

Скоро упадут.

3 группа – художники:

 – Этим временем года восхищались многие поэты. Изображая природу, они выражали своё отношение к ней, передавали любовь к родной земле.

Задание: аппликация  осенний пейзаж.

Задание для учителя: выбрать музыку, которая может звучать в произведениях об осени

Обсуждение и работа в группах.

Музыка И. Крутого.

Защита своего проекта.

самостоятельная работа, работа в группах.

XI. Итог урока. Рефлексия

2 минуты

- Какая была тема урока?  (Такая разная осень…)

-Какие задачи перед собой ставили? (Помочь Насте)

-Помогли ли мы Насте помочь написать сочинение?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

XII. Домашнее задание  с дифференцированным подходом

1 минута

Запишите д/з.   Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору детей).

По желанию:1) Выписать цитаты на страничку «Осень» (тетрадь, с. 27).2) Творческое задание: сочинение четверостишия об осени (тетрадь, с. 28, № 5).

Дети записывают в дневник

Регулятивные:

- выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.

_____________________________________________

Как красив осенний лес! Берёзки надели _______________________________платья. Листья клёна__________________________.

Густая листва дуба стала как________________________.

Сосны и ели остались ____________________________________. ________________________ковёр листьев шуршал под ногами.

А сколько грибов в лесу!

_________________рыжики и _____________________ опята давно ждут грибников.

Слова для справок: золотые, разрумянились, медь, зелёными, пёстрый, душистые, жёлтые.

Солнышко   ________________                    

Птички      _________________

Осень         _________________

Холода       _________________

Снежинки  _________________

Скоро          ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...