Урок обучения грамоте в 1 классе " Гласные буквы Я я "
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте в 1 классе " Гласные буквы Я я "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_bukvy_yaya.doc133.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе

Тема урока: Гласные буквы Я,я

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

-формировать умение находить в словах букву Я;

- знать, какие звуки она обозначает;

- читать слова с этой буквой;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

 - Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

-Давайте поприветствуем наших уважаемых  гостей, улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы  повторим то, что уже знаем. Итак..

    1)звуки бывают гласные  и… (согласные)

        твёрдые  и…(мягкие)

        звонкие   и…(глухие)      

     2). Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)

     3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

     4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

     5)  После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)

      Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

3.. Речевая разминка.

 Упражнения «Именинный пирог» ,«Конфетка», «Сластена» « Верблюд» «Лошадка».

4. Работа  в группах.

На столе лежат карточки со словами, положите  их перед собой и внимательно слушаем задание .

-Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом)

-Ученики 2-ой группы ищут и называют  слова ,которые состоят из 3-х слогов ( задача, молоко)

-Ученики 3-ей группы назовут  слова, ударение в которых падает на первый слог ( лыжи, шило, дача, чудо, бочка, ели, лает, космос, ручка)

Заслушиваются ответы каждой группы.

Далее уч-ся получают задание по уровням. На карточке предложены задания разного уровня. Учащиеся сами выбирают для себя тип задания.

Высокий уровень:

1. Составьте предложения, используя слова (мороз, день, лыжи)

Средний уровень: 

1.Вспомните  скороговорку со словом «трава"( На дворе трава , на траве дрова, не руби дрова на траве двора).

Базовый уровень:

2.В каком слове  имеет хитрая буква?( Ели, лает)Почему?( обозначает два звука)

А теперь задание для всех  на внимательность. Найдите слово, которое есть  у  меня на экране, но нет на ваших карточках. (Слайд 2) Я помогу вам найти слово, загадав  загадку.

5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Круглые, румяные

Мы  растем на ветках:

Любят нас и взрослые

И маленькие детки. ( ЯБЛОКИ )

( Сегодня за работу на уроке  вы получите ЯБЛОКИ-РАСКРАСКИ)

- Произнесите слово яблоки по слогам.

-Сколько в слове слогов?  (3 слога)

Первый ряд произнесет только первый слог.?( яб)

Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)

Третий ряд произнесите третий слог? ( ки)

Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова. [ЙА ]

Слияние  какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]

Какой согласный звук примыкает к нему? [ Б ]

Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте

А теперь Посмотрите на экран.(слайд 3)

6.Знакомство с буквой.

Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной.   И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)

И сегодня она королева нашего урока..

- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!

А теперь давайте обратим внимание , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.

7. Изучение новой буквы.

         Отгадайте ,пожалуйста , имя девочки .Ее имя  начинается имя на букву Р и оканчивается буквой я.( имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.

Рая

Звукобуквенный анализ слова .(слайд 6)

Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает  2 звука [й а ]  

Эту букву назвали хитрой еще и потому , что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.

Прочитаем дружно  слоги на  экране.( слайд 7)

Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]

Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный

. Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

Прочитаем следующие слова ( слайд 8)

Работа со звуковками. На столе у учащихся лежат заранее приготовленные рисунки .

                                   

Обведем контур звуковки красным цветом. Впечатаем звук [ й] и закрасим тапочек  зеленым цветом, впечатаем звук [ а ] и закрасим тапочек красным цветом.

Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.111

Сделаем вывод-какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука[ й а ] , когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [  а ], когда стоит после согласного звука. (слайд 9)

Давайте  найдем ей место для проживания в нашем домике.( она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.

8. Физминутка.

Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия

7.Работа по учебнику. С.110

Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (наша страна).

Как называется наша страна.( Россия)

Назовите главный город нашей страны. ( Москва)

Что еще есть у каждого государства? ( Флаг , герб, гимн)

 Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться.( слайд 10)

А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться) Правильно, что бы потом жить и приносить пользу Родине.

А как вы понимаете слово малая родина? Прочитаем рассказ на стр.111.

8.Анаграмма.          31 4 2    ( 11слайд)

Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.

Сколько в слове букв? (4) А звуков? ( 5)

Как толкует это слово в толковом словаре? Прочитаем текст на экране.( слайд 12)

- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".

С.112( дети читают)

9.Работа в парах. (Взаимоопросник) Учащиеся составляют вопросы по прочитанному тексту и задают их своему напарнику. Как вы оценили работу своего товарища? ( уч-ся используют смайлики)

Учащиеся получают каждый на  парту листок с таблицей верных и неверных утверждений и работают в них.

Проверим ваши результаты.(слайд 15).

Составим таблицу верных и неверных утверждений.

Вопросы

+

-

Маяк – это башня с сигнальными огнями.

да

   Маяк сигналит  людям об опасности.

нет

Маяк указывает путь к берегу

да

В слове маяк 4 буквы и 4 звука.

нет

А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить.Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд16

Строительство заняло пять лет. Маяк  - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

            С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

           А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров. (слайд 17,18)

       А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.

Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.

VI. Итог урока

– С какой буквой познакомились?

– Прочитайте вывод урока в учебнике.

– Его надо выучить дома.

– Дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.

– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?

– Вы сегодня все молодцы!

– Спасибо за урок.

– Урок окончен.

Сказка про букву Я

        Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ПНШ "Буква Лл и звуки"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с презентацией по ФГОС, проведенный для воспитателей д/с и родителей...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]

Задачи урока: ·         образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.·...

Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я». Зарепление пройденного".

Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я»....

Урок обучения грамоте 1 класс Согласная буква Н, звук [н, н\']

Сегодняшний урок мы проведем вместе с любимыми героями сказок и мультфильмов, кто это, вы узнаете, отгадав мои загадки:...

Урок обучения грамоты 1 класс " Гласный звук (а), буквы А, а"

Урок знакомит с гласным звуком (а) и способом его обозначения  на письме с помощью буквы А,а....

Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласная буква Я"

Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласная буква Я"...

Технологическая карта урока обучение грамоте 1 класс «Гласный звук [и]. Буква И» (УМК: "Перспектива")

Тема урока: «Гласный звук [и]. Буква И» Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о гласном звуке [и] и ...